Конструктивная и графическая деятельность: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивная и графическая деятельность:



- умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков;
- навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

- лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.);

- изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий,

- изображение фигур по наглядному образцу

Отношение к занятиям:

- способен (не способен) контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»

- принимает (не принимает) ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности:

- стремится (не стремится) преодолеть, бросает работу,
- подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает,

- обращается к воспитателю, детям за помощью,
- самостоятельно ищет выход


6. Личностные особенности:

- адекватность эмоциональных реакций,

- активность или пассивность в различных видах деятельности,

- наличие или отсутствие инициативы,

- уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми;

- застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;

- преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное;

- нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность,

- адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание

 

7. Какая помощь оказывалась ребенку, ее результативность
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель направления на ПМПК

 

Выявление отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка.

 

Определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними (определение дошкольников в коррекционные группы МДОУ – офтальмологические, логопедические и др.).

Дата «_____» ________________ 20 г.

 

М.П.

 

Заведующий           ________________ (______________________)

 

Воспитатель           ________________ (______________________)

 

Педагог-психолог  ________________ (______________________)

 

Приложение №12

 

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Я и мой дом».

Цели.

Показать детям возможность рисования различных строений с использованием вертикальных и горизонтальных линий, друг, геометрических форм. Закрепить знание детей об основных частях зданий (стены, крыша, окна, двери, балконы, лоджия и т.д.). Познакомить с новыми понятиями: фасад, архитектура, архитектор. Развивать изобразительные умения. (Бондаренко с. 450)

Материал: картинки силуэты зданий; изображения улиц родного города (древних репродукций и современных фотографий), листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий по теме «Дом».

Игры с конструктором «Строим дом».

Ход:

Орг. момент

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, изображенные в затрудненых для восприятия условиях, узнать и назвать их.

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и определить тему занятия.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на... (Стул)

Шевельнул бородкой гном -

И вошёл хозяин в дом! (Ключ)

Под крышей - ножки,

На крыше - ложки,

А рядом с ними -

С похлёбкой плошки. (Стол)

Пока её за ручку

Рукою не возьмёшь,

Ни из дому не выйдешь,

Ни в дом не попадёшь. (Дверь)

То она печёт блины,

То показывает сны. (Русская печь)

– Молодцы!

– Район, в котором находится наш детский сад, отличается своеобразием и красотой, хотя в основном это пятиэтажные дома, построенные по типовому проекту. Но именно их «простота» (чёткая геометрия стен, окон, дверей и развёрнутость фасадом к улице) облегчает работу детей по их изображению и составлению композиции.

Воспитатель уточняет: все здания строятся для человека, для удовлетворения его потребностей; их величина, особенности строения, украшения определяются назначением. Для этого нужен архитектор, он разрабатывает проекты жилых домов, проект школ, детских садов и т.д.

— Какую часть здания обозначает слово «фасад»? Вспомните, какие дома есть на вашей родной улице, как они расположены (фасадом, торцом), как украшены?

— Обратите внимание на величину домов за нашим окном, на их расположение относительно улицы, друга (ближе, дальше).

— Сейчас мы мысленно «погуляем вдоль улицы», полюбуемся домами: какого они цвета, размера? Чем отличаются друг от друга? Легко ли заблудиться среди таких домов?

— Как вы находите путь к своему дому? Начертите на листе бумаги приблизительный маршрут к вашему дому от нашего садика!

– Индивидуальное строительство отличается большим разнообразием форм, украшений, зачастую более тесно связано с традиционным национальным зодчеством. Поэтому следующим пунктом прогулки станет «Дачный дом».

— Вспомните дачные дома, в которых бывали вы, и расскажите о них. Обратить внимание на различия между ними (форма крыши, крыльца, веранды, украшения, окраска).

— Представьте себя архитектором и выполните эскиз дачного дома, самостоятельно можно выбрать технику рисования, определить последовательность работы.

2 часть.

Пальчиковая гимнастика «Дом».

На полянке дом стоит, Но а к дому путь закрыт, Мы ворота открываем, И гостей в дом приглашаем. Пальцы рук соприкасаются – «Дом», Ладони – «ворота», Ладони раскрываются, Пригласительный жест.

Самостоятельная деятельность детей. Педагог уточняет последовательность работы, помогает детям сделать выбор в расположении дома на листе (далеко, близко, горизонтально выполнять рисунок или вертикально), предлагает дополнить рисунок дополнительными деталями (деревья, кусты, дорожки и пр).

Но, для того, чтобы работы наши были аккуратными и красивыми мы с вами немного разомнем пальчики.

Физкультминутка «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить в нем старый гном. Н. Нищева Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо. Ритмично выполняют приседания. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Выполняют прыжки на месте. Указательным жестом вытягивают руки вперед. Приседают.

Итоги.

Педагог подводит итоги и хвалит детей.

 

Приложение № 11

 

Проект «Каменная сказка»

 

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность: среднесрочный-2 месяца

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Структура проекта.

Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.Приобщение детей к исследовательской деятельности являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта:
Обучающие:
1.Познакомить детей с природным материалом - камень.
2.Формировать умение определять свойства и качества камня.
3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

 

Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
- Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.
- Выполнение детьми естественно-научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).

Для педагога:
 - Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование предметно – развивающей среды.
Для родителей:
- Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
-Развитие совместного творчества родителей и детей;
- Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

 

Этапы

Подготовительный этап
Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах.

Составление плана проекта.

Изучение материалов по теме на различных сайтах

Подбор литературы

Знакомство родителей с проектом.

Создание развивающей среды (тематический альбом «Камни», коллекция камней)

Пополнение уголка экспериментирования

Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)

Проведение диагностики детей

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.

Интеграция образоват. областей Виды деятельности
Познание:   Опытно-экспериментальная деятельность -Беседы «Что мы знаем о камнях» «Нужен ли камень человеку?» «Драгоценные камни» -Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) -Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней: «Удивительные камни», «Простые и ценные камни в природе», «Камни, которые подарило море», -Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика» Игровые эксперименты: "Какой камень тяжелее?" "Пирамида из камней" "Тонет-не тонет?" Опыты: -Может ли камень издавать звуки? -Меняют ли камни цвет? -Рисующие камни. -Прочный камешек. -Почему камни бывают разноцветными? -Как вода камень точит?
Социально-коммуникативное развитие -Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь"; -Пазлы «Что из чего сделано»; -Сюжетно-ролевые игры: "Геологи" (знакомство с профессией «геолог») -Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», -«Разложи по порядку» -Мытье камней.
Речевое развитие: П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами». Чтение стихов, сказок о камнях.
Физическое развитие: Хождение по каменной дорожке; Физминутки П\и«Гора и камешки». П\и«Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие: Творческая мастерская (роспись камней). Лепка камней из пластилина Рисование мелками на доске, бумаге Выкладывание рисунков из камней

Заключительный этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация проекта «Каменная сказка»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о камнях"
Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта.

 

Диагностика знаний детей по теме «Камни» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

Где в природе можем увидеть камни?

Для чего нужны человеку камни?

Какие бывают камни?

Как называют людей, которые ищут и исследуют камни?

Что делают из камня?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 3 детей (12%), а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (44%) ответили правильно.

 

Список литературы

Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004;

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003;

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа «Что мы знаем о камнях»

Отгадайте загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
В.Мирясова
Давайте т о камнях и побеседуем.
Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки.
Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка (Дети слушают). Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?
Дети. На берегу моря много камушков, море красивое…
Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, разного цвета)
Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге.

Беседа «Нужен ли камень человеку?»
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть гранита и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Гладкий, блестящий, красивый)
Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор – главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.
А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации.
1 иллюстрация - памятник А.С.Пушкину. Кому установлен этот памятник? Правильно. А.С.Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Посмотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.
2 иллюстрация – могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.
3 иллюстрация – Красная площадь. Что вы видите на этой иллюстрации? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.
Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Рассматриваем альбом с фотографиями. Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

Беседа «Драгоценные камни»
Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Показ иллюстрации коллекции камней
Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского
Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.
Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.
Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.
Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.
Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.
Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.
Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.
Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.
Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка:
«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малахитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила… А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».
Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.
Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.
Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.

НОД «Удивительные камни»

Цель:

Оборудование:
Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”.

Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).
– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).
– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).
– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)
– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)
– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)
– Что это? (камни)
– Для чего нужны камни? (ответы детей)
– Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…).
– Возьмите каждый по одному камню.
– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.
(Дети идут по канату на полу).
– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат.
– Сегодня вы исследуете свойства камней.
– Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.
– Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?
(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).
– У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.
– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу).
– Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).
– Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу.
– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.
(Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу).
– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?
(1-2 ответа ребенка).
– Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются?
– Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
– Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость.
– Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. (Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак).
– Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)
– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял
На доске следы оставил”
– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.
– Найдите среди камней мел и покажите его мне.
– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.
– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)
– Значит, камни бывают и мягкие и твердые.
– Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения.
– Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования.
– Подойдите к карте. Какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)
– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано?(нужно выложить)
(Собирают портрет хозяйки медной горы).
– Кто это? Что вы о ней знаете?
Появляется хозяйка медной горы.
– Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали?
– Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях.
– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!
– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. (кукла в костюме Хозяйки медной горы).
– Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня. (снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит).
– Скажите, что нового вы узнали сегодня?
– Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.

НОД«Простые и ценные камни в природе»

Цель: Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.
Материалы к занятию:
- набор речных и морских камней
- кусочки мрамора и гранита
- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)
-иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь
-коллекция различных камней
-аудиозапись «шум волн»

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда,когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Дети: камень
Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем
Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)
-твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)
-плавучесть (опускаем в сосуд с водой)
ИГРА: «морские камешки»
Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»
Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?
(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)
-Как вы думаете, почему они такие?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.
(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)
В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)
- и сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)
Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.
Дети: рассматривают через лупу, высказываются.
Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)
Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный
Воспитатель: (показывает МРАМОР)
У гранита есть давний соперник – это мрамор.
Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
Дети: гладкий, блестящий, красивый
Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.
Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?
(показывает иллюстрации)
Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)
-как вы думаете, где их используют?
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней

 

НОД «Камни, которые подарило море».

Цель: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- Глобус.
- На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.
- Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)
- Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле
- Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.
- Выставка украшений из жемчуга и кораллов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.051 с.)