Нижняя и Пречистинская церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нижняя и Пречистинская церкви



Познакомимся и с первым известным каменным сооружением Гродно, которым являлась Нижняя церковь, построенная на территории детинца. Исследователи не могут назвать точное время её строительства. Николай Воронин считал, что она построена во времена князя Всеволода Давыдовича во второй четверти XII в. По словам Олега Трусова и Михаила Ткачева, нижнюю церковь воздвигли в середине XII в. при Мстиславле Всеволодовиче, когда в Гродно начал работать зодчий Пётр Миланег.

В возведении гродненских храмов участвовали мастера из Полоцка и Волыни, которым помогали гродненские ремесленники и строители. Нижняя церковь была прямоугольной в плане размером 16,8 х 11,6 м с выступающей полукруглой центральной апсидой и спрятанными в толще стены боковыми апсидами. Углы церкви, как и углы квадратных в плане столбов, на которые опирались своды и барабан купола, были срезаны под углом в 45 градусов.

В северо-западном углу храма находился вход на хоры церкви. Крыша нижней церкви была покрыта свинцовыми листами и завершалась куполом.

Сама церковь была выявлена входе археологических раскопок в 1931-1937 гг. Как стало известно, позднее над ней в XIV-XV веке была построена Верхняя церковь – компактный бесстолпный храм с единственной апсидой. В 1939 году остатки этой постройки удалось перенести в отдельный павильон. Нижняя церковь, по мнению исследователей, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен можно сделать вывод о том, что церковь была довольно небольшой. Стены храма выложены из плинфы и в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые делали конструкцию более облегчённой, а внутреннее пространство имело довольно хорошую акустику.

В архитектурном плане церковь была особенной, великолепным было оформление декоративного убранства фасадов, украшеннных вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской строной наружу, которая иногда полировалась. Цвет самого камня был довольно различным – от розового до красного, от серого до чёрного. Его применение в кладке и использование разнообразных способов обработки поверхности придавало фасадам определённую долю живописности и красочности, которые к тому же ещё больше усиливались за счёт керамических вставок, покрытых глазурью зелёного и коричневого цвета

Николай Воронин считал, что церковь имела колокольню, о чем свидетельствуют куски колокола, один из которых весил 27 килограммов и имел надпись, от которой сохранилась только часть на которой было написано:" «..рабу...».

Еще одна церковь, известная по документам XVI в. под названием Пречистенская, находилась на территории торгово-ремесленнического Посада к северо-востоку от детинца. По планировке и отделке она была похожа на Нижнюю церковь и отличалась от неё только тем, что имела не полукруглую, а прямоугольную среднюю апсиду. К сожалению Пречистенская церковь не сохранилась до наших дней сгорев в пожаре примерно в 1654 году [23, с.79-80; 37, c.225-226].

Борисоглебская церковь

Далее, уважаемые экскурсанты, мы пройдём к ещё одному из наиболее ярких объектов ранней истории города и древнерусской архитектуры зодчества периода XII века - Борисоглебской или Коложской церкви, чью особую уникальность вы сможете в последствии оценить…

Единственным памятником, дающим наиболее полное представление об особенностях гродненской школы зодчества, является церковь Бориса и Глеба. Владимир Короткевич этот великолепный памятник белорусского зодчества называл «Радуга Коложи». Название «Коложская» этот храм получил от названия пригорода Пскова Коложа, жители которого были захвачены в плен Витовтом в 1405 г. и поселены близ церкви. Церковь заложил на территории одного из гродненских посадов в начале 80-х гг. XII в. гродненский князь Мстислав Всеволодович в честь святых покровителей, усопших братьев Бориса и Глеба. При возведении церкви были учтены все ошибки, допущенные при строительстве предыдущих храмов.

Фундаменты закладывались на глубину полтора метра. При строительстве стен были использованы шлифованные камни меньших размеров. Церковь сохранила прежнюю шестистолпную трёхапсидную планировку. Внутреннее пространство храма казалось большим по размерам благодаря впервые использованным здесь круглым столбом. Были усовершенствованы и усложнены некоторые архитектурные детали.  Обыкновенные хоры дополнялись боковыми, к которым вели две лестницы, скрытые в толще стен. Вся нижняя часть стен, свободная от голосников, прорезана декоративными нишами. Пол храма украшен разноцветным ковром из майоликовых плиток.

Изменился и внешний вид церкви. В отличие от предыдущих, нижней и Пречистинской, Борисоглебская церковь имеет три выступающие полукруглые апсиды. Сложнее были украшены фасад, богато также были отделаны и наружные стены, декорированные майоликовыми плитками, которые хорошо сочетались с вставками из небольших разноцветных камней. Её также выделяют обожжённая красная плинфа, белая цемянка, природный цвет камней, блестящие майоликовые плитки, которые сияли на солнце и придавали церкви в этот момент праздничный вид и красоту.

Время не пожалело Борисоглебскую церковь. Вследствие многочисленных нападений крестоносцев и войн обвалились купол и своды церкви. В результате весенних наводнений 1853 и 1889 годов обвалилась в Неман и южная стена с апсидой и часть западной. В начале XX века Борисоглебская церковь выглядела так, посмотрите – (Демонстрация экскурсантам Приложения Б). Позже были потеряны и части стен, которые после были заменены более лёгкими деревянными и покрыты обычной кровлей. В таком виде церковь сохранилась до наших дней, не потеряв всё же своей первозданной красоты.

Археологические находки свидетельствуют о существовании третьего посада - Занеманского, который начинает заселяться с XV в. [32, с. 54-56; 12, с.18-23].

Гродненская архитектурная школа зодчества имела ряд характерных особенностей:

- изображение майоликовых крестов на внешней стене архитектурного сооружения. Майолика – керамические изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытым глазурью;

- «рунические надписи» на плинфе – плинфа представляла собой плоский и тонкий кирпич, которым строились многие архитектурные памятники XI-XII вв, зачастую на плинфе мастер ставил своё фирменное клеймо;

- фресковая роспись в культовых сооружениях осуществлялась только в алтаре;

- во внешнюю стену вмуровывались валуны;

- внутри стены вмуровывались глиняные горшки-голосники;

- колонны круглой формы;

- пол церкви обычно выкладывался сложным узором из майоликовой плитки [20, с. 96-103].

Сам период XIII-XIV столетий ознаменовался для города постоянными войнами, нападениями, в основном, со стороны крестоносцев, которые не раз стремились захватить этот важный город, но все их попытки потерпели неудачу. Население успешно их отбивало в 1284, 1296, 1306, 1311, 1328, 1393 годах. В 1314 и 1318 годах гродненцы во главе со своим старостой Давидом Городенским и вовсе разбили крестоносцев и пошли в поход на Пруссию [8, с. 21-25].

Староста Давид Даумонтович (Гродненский) (около 1287 г.-1326 г.) являлся сыном нальщанского князя Довмонта (княжество Нальщанское находилось на территории нынешних Ошмянского и Сморгонского районов). Давид по ряду дошедших описаний был мужественным и отважным, благодаря чему заслужил доверие великого князя Витеня в походах и боях. В итоге тот поручил ему защиту Гродно. Двадцать пять лет Давид Гродненский (так стали его называть) защищал дорогу в Понёманье. За время его староства крестоносцы шесть раз ходили в поход на Гродно.

В 1314 г. воинам Давида Гродненского великий князь Витень поручил помочь Новогрудку в противостоянии с крестоносцами. Гродненцы уничтожили запасы на пути отступления крестоносцев, захватили их лагерь, где перебили охрану, взяли боевых лошадей, провиант и военное снаряжение, сожгли корабли орденского флота на Немане. В 1322 и 1323 годах войско Давида по просьбе псковичей защищало их родной город от ливонских рыцарей. В начале марта 1324 года, в Великий пост, три рыцаря и 600 воинов из Натангии (Пруссия) совершили потайной рейд в окрестностях Гродно. Они напали на имение Давида Городенского (Давыдишки или Вертелишки), убили его жену и двух сыновей и еще 38 человек.

В 1324 году Давид Городенский совершил набег на Мазовию, союзницу братьев-рыцарей, уничтожил г. Пултуск, сжёг 120 местечек и деревень, снёс 30 костелов и захватил в плен 4000 человек.

В 1326 году Давид Городенский во главе 1200 всадников и с отрядом польского войска совершил опустошительный рейд на Бранденбург. Во время возвращения из похода князь сделал в Мазовии привал — тут и настигла его смерть. Подкупленный крестоносцами Мазовецкий рыцарь Анджей Гост врасплох напал сзади на князя в шатре и убил его копьём. Тело Давида воины принесли на щитах домой и, по легенде, похоронили у стен церкви Бориса и Глеба [25, с.152-164; 7, c.63].

Светские постройки Гродно.

Кроме культовых построек, в Гродно велось и светское строительство к памятникам которого принадлежали княжеский дворец и каменные стены детинца. Дворец был построен после возведения Нижней церкви в южной части детинца. Вход в него находился со стороны церкви, посередине северо-восточной стены.

Остатки дворца свидетельствуют о том, что он был двухэтажным. На первом этаже находились два помещения – большое в западной части здания и малое. Стены большого помещения были отделаны нишами, перекрытыми арками. Пол второго этажа была положен на деревянных балках и выложен майоликовыми плитками. Стены его сделаны из плинфы. Снаружи дворца были вмурованы почти необработанные камни. Достоверно известно, что, являясь частью каменного замка Витовта, дворец выполнял и оборонительные функции. Само здание, к сожалению, было разрушено во время перестройки старого замка Стефаном Баторием в XVI в.

К светским постройкам города также относятся каменные стены. Они сохранились частично. Их длина составляет 22 и 6 м соответственно. Согласно мнению исследователей, длина только Северной стены достигала 42-45 м. Стены были построены из плинфы, оставшейся после строительства храмов в конце XII в., и имели высоту более 5 м при толщине 1,5 м. Завершались они галереями с крышей над боевым входом. Подобных каменных оборонительных стен в те времена не имели даже Киев, Новгород и Полоцк [1, с. 59-61].

Ещё одним важным историческим объектом города, кроме Борисоглебской церкви, является Новый гродненский замок. Если первый играл важную роль как религиозного центра, то второй сыграл значимую политическую роль в истории нашей страны. Именно об этом я вам расскажу в дальнейшем, при посещении этой достопримечательности…

В середине XVIII века на месте Нижнего замка строится в стиле рококо в 1734-1751 гг. Новый замок – королевский дворец, который стал резиденцией короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского и местом заседания сейма. На территории, прилегавшей к замку, были возведены каменные постройки различных королевских служб. Посад и рынок с торгово-ремесленной пристройкой к замку переросли со временем в центральное ядро города.

Сам королевский дворец был создан по проекту дрезденских архитекторов Матеуса Даниэля Пёпельмана, Иоахима Кристиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля.

Дворец с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине расположен по соседству со Старым замком. Они оба связаны между собой единым архитектурным комплексом, доминирующем в застройке на правом берегу города.

Архитектура дворца довольно проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры дворца отличались пышностью своей отделки. Сенаторский и Круглый залы во дворце сильно выделялись за счёт обильно украшенной лепкой с салонной красивостью и лёгкостью стиля рококо [31, с. 18-24; 23, с. 71].

В 1780-ые годы реконструкцию дворца проводил Дж. Сака. Дворец стал двухэтажным и в своём плане П-образный, складываясь из трёх прямоугольных корпусов. Созданный при этом курдонёр парадный двор перед зданием дворца, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями) по плавной кривой замыкался боковыми одноэтажными флигелями и ажурной оградой с главной въездной башней. К центральному корпусу дворца со стороны дворового фасада примыкала выделенная в свой самостоятельный объём капелла. К торцу капеллы были пристроены двухэтажные звонницы с гранёным шпилем. Сам центральный вход в здание был выделен неглубоким трёх-осевым ризалитом, раскрапированный двойными пилястрами с капителями, декорированные лепкой стиля рококо.

Тимпан треугольного фронтона был заполнен во всей плоскости лепным картушем. Парадные помещения размещались последовательно вдоль всей оси плана: широкий вестибюль, овальный зал и капелла. В обе стороны зала расходились анфилады других помещений. Интерьеры капеллы, сенаторского, посольского и круглого залов выделялись своим богатством декоративной обработки: живопись, резьба, стук, лепка — всё это было сделано в стиле рококо.

В 80-е годы XVIII века интерьер был разрисован сюжетными сценами и композициями декоратора Маньковского. Центральный двухсветовой зал перекрыт куполом.

И именно здесь, в этом дворце, происходили важные исторические события в конце существования Речи Посполитой. Здесь с июня по ноябрь 1793 года заседал чрезвычайный и последний сейм Речи Посполитой, который вошёл в нашу историю как «немой сейм». В январе 1793 года Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о 2-м разделе Речи Посполитой. Для того, чтобы заставить сейм утвердить раздел, русские совместно с прусскими войсками окружили город и сам замок. 22 июля сейм согласился с требованиями России и утвердил передачу ей территории нынешней центральной Беларуси и Правобережной Украины, но при этом отклонил требования Пруссии, которые фактически ликвидировали польское государство. Но под угрозой начала военных действий маршалок сейма всё же объявил при абсолютно гробовом молчании сейма ратификацию договора с Пруссией. В последний день заседания сейма без каких-либо обсуждений была принята новая конституция Речи Посполитой.

Великая Отечественная война не пощадила этот красивейший памятник архитектуры города, дворец сгорел, но затем был восстановлен и реконструирован [37, с.225].

Уважаемые господа, безусловно этот город, и вы могли в этом убедиться на примере и Нового замка, очень богат архитектурным наследием. В истории архитектуры и сооружений города было и немало потерь. Зачастую эти потери не были связаны с войной, а, к сожалению, с беспечным отношением к историческому наследию и памяти. В Гродно одним из таких печальных примеров является костёл Фара Витовта. На то место, где она когда-то находилась, мы с вами и отправимся. Там вы и узнаете всю трагическую судьбу этого памятника архитектуры… 

На протяжении шести веков в различных архитектурных стилях Фара Витовта несла в себе имя своего основателя, князя Гродненского, а затем великого Князя Литовского Витовта. Точная дата основания костела неизвестна, но он упоминается в княжеском привилее, предоставленном гродненским жителям в 1389 году. Храм имел двухскатную крышу и многоярусную башню.

Это был первый католический храм в городе стиля готики. Сначала костёл был возведён из дерева и был освящён в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. После получил и общее название - костёл Божьей Матери. Он стал любимым храмом королевича Казимира. Костёл несколько раз горел, переживал грабительские нападения. Известно, что костел был восстановлен в 1494 году королём Александром Ягеллончиком. В 1551 г. королева Бона Сфорца приказывает его отремонтировать. В соответствии с гравюрой М. Цюндта 1568 года, на которой костёл был назван «польским храмом в городе», он представляет собой однонефное прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и прилегающей башней колокольни. О том, как выглядел этот памятник архитектуры в начале XX века мы можем судить по дошедшим до нас фотографиям, например – по этой. (Демонстрация экскурсантам Приложения В). К сожалению, время не пощадило этот замечательный памятник архитектуры. В 50-ых гг. XX, в СССР и, в частности, Беларуси, ознаменовались борьбой с религией и закрытием костёлов и монастырей. В 1961 году храм был взорван по распоряжению городских властей. Сейчас от этого памятника архитектуры остался только фундамент и мемориальный памятник. Разговоры о восстановлении костёла идут, но дальше слов дело, к сожалению, не пошло [24, с.182-184]. Но, а то как бы выглядел этот замечательный памятник архитектуры города можно судить по проведённым реконструкциям, например по этой – (Демонстрация экскурсантам Приложения Г).

С 1376 года Гродно стало владением князя Витовта, при котором город стал второй столицей ВКЛ, получил магдебургское право в 1391 году, но неполное, с 1496 года – полное.

Став владением Витовта, жители Гродно поддержали Витовта в его борьбе за власть против двоюродного брата Ягайло, являвшегося и польским королём. В результате прошедших переговоров между Витовтом и Ягайло в 1384 году, Гродно становится второй столицей ВКЛ. В то же время по распоряжению Витовта в городе начинается строительство первого деревянного костёла – Наисветейшей Божьей Матери, который более известен как Фара Витовта.

Напротив замка Витовта (Верхнего замка) через мост находился Королевский дом в Нижнем замке (сер. ХVI в.). Почти напротив расположился немецкий рынок. В ХVІ веке в этом районе (ныне ул. Кирова) возникла синагога. Сначала она была деревянная, а в 1575-1578 гг. перестроена в каменную Мордухаем Яфе. Недалеко от места впадения ручья Юрисдик в Городничанку (за зданием горисполкома) с первой половины ХVІ столетия существовала церковь св. Николая [7, c. 86].

Кафедральный фарный костёл Св. Франциска Ксаверия один из интереснейших и необычайно красивых памятников архитектуры города, который сможет поразить своей необычайно красивой планировкой и архитектурной реализацией идеи, который ярко характеризует культовое строительство в городе периода XVI – XVII столетий, который вы можете видеть прямо перед собой в нескольких десятках метров от нас. Именно туда мы с вами и пройдём, где я вам более подробно расскажу об этом памятнике архитектуры города…

Мы с вами уважаемы гости стоим перед одним из самых выдающихся памятников архитектуры Беларуси XVII-XVIII вв., ставший впоследствии одним из самых красивейших и необыкновенных в плане архитектурной задумки и реализации католических храмов Беларуси. Формирование его архитектурного комплекса началось с середины 80-х годов XVI века. В единый комплекс архитектурных построек, помимо самого костёла, входили и коллегиум, библиотека, жилые и хозяйственные строения.

Основанный иезуитами во второй половине XVII века, костёл вошёл в состав комплекса монастыря ордена. В связи с этим за ним на долгое время закрепилось название, связанное с иезуитами – иезуитский костёл. Благодаря своему большому богатству, костёл и монастырь занимали целый квартал одной из важнейших и престижнейших частей города – центральной.

Костёл был построен в 1634 — 1642 гг. из кирпича. Комплекс включал в себя сам костёл, жилой корпус, хозяйственные постройки, сад, звонницу-капеллу, коллегиум, аптека, библиотека.

В 1705 году освящение костёла посетили монархи России и Речи Посполитой Пётр I и Август II Сильный.

По рисунку Наполеона Орды, дошедшему до нас, посмотрите (Демонстрация экскурсантам Приложения Д) мы можем увидеть, как выглядел костёл более двух столетий назад и сравнить, как он изменился за это время.

Фасад костёла выполнен в стиле виленского барокко, который представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. 

Одна из главных достопримечательностей костёла, обратите пожалуйста внимание - деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, который украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан из дерева и тонирован под мрамор. Обратите ваш взор на удивительную резьбу по дереву, фрески, прекрасные статуи - иезуиты не жалели ни сил, ни золота для украшения основного костёла этой части страны. Фресковая роспись костёла состоит из нескольких сюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах.

Часть уникального деревянного алтаря костёла, к сожалению, была уничтожена пожаром в июле 2006 года. Пожар нанёс ощутимый урон костёлу в результате чего были утрачены бесценные элементы архитектуры костёла: колоны, декор, четыре скульптуры. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям.

Трёхнефный костел размером 30х60 метров и высотой около 50 метров. В его объёмно-пространственной композиции были совмещены системы базиликального и крестово-купольного храмов.

Первоначально главный фасад костёла был прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко [17, с. 149–155].

В объёмно-планировочной композиции костёла была объединена система двухбашенной трёхнефной базилики и крестовокупольного храма. Трансепт и центральный неф имеют одинаковую высоту и значительно выше боковых нефов. По бокам полукруглой апсиды построены небольшие каплицы с полусферическими куполами. Главный западный фасад был декорирован в стиле барокко. В середине XVIII века башни были перестроены. Центральная плоскость фасада прорезана полукруглыми и прямоугольными оконными проёмами и поделена на три яруса сплошными поясами антаблементов. Два нижних яруса разработаны были в виде сдвоенных коринфских пилястров. На первом ярусе башен размещались арочные ниши, в которых были установлены скульптурные изображения апостолов.

В интерьере как можно видеть, установлено 13 алтарей, 12 из них деревянные. Доминантой декоративной композиции интерьра является главный алтарь высотой более 21 метра, созданный в 1736-1738 гг. местными резчиками под руководством Яна Шмидта. В его трёхярусной композиции использована сложная группировка колонн и пилястров коринфского ордера. В центре первого яруса – скульптура святого Ксаверия, по периметру алтаря – группа апостолов. В центре второго яруса – скульптура Христа, по обеим сторонам которой 10 скульптур: 4 евангелиста и 6 святителей. На третьем ярусе находится скульптурная аллегорическая композиция, которая отражает победу добра над злом. Венцом алтаря является пятиметровая глория, которая обрамляет высокое окно апсиды.

Выделяется также алтарь святого Казимира в южной части трансепта со скульптурными изображениями исторических деятелей ВКЛ. 

Сейчас фасад представляет собой четырёхъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-звонницами.

Можно обратить внимание и на чёткое выделение вертикальных и горизонтальных членений пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проёмов, башни ажурны и выразительны по силуэту.

Сам интерьер храма торжественен и пышен – реализован, как единый объём, перекрытый цилиндрическим сводом на распалубках. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру костёла придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными полностью из дерева. Эти декоративные элементы имеют значимую и высокую художественную и культурную ценность. Фресковая роспись, наблюдаемая внутри костёла, состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах и на сводах, датируется 1752 годом

Полукруглая апсида имеет одинаковую с нефом ширину и высоту, отделённая от него выступами-лопатками с подпруженной аркой. Над входом можно увидеть хоры, опирающиеся на два восьмигранных столпа. Боковые стены храма членены пилястрами с коринфскими капителями.

Интересен костёл своей организацией генерального плана с вынесением костёла на перекрёсток двух значимых улиц этого города.

Сам костёл размещался в северной части комплекса. Главный северо-западный фасад выходит на современную улицу Молодёжную. В плане архитектуры костёл представляет собой однонефный двухбашенный храм с полукруглой апсидой, которая переходит в основной объём и имеет общую с ним высокую черепичную крышу. Все фасады расчленены на одинаковые по высоте пилястрами с коринфскими капителями, прорезаны полукруглыми оконными проёмами, имея единый антаблемент. Главный фасад имеет стройную симметрическую композицию со сложной ритмичной организацией и делением по вертикали на три части на центральную плоскость и две угловые башни. Нижний ярус главного фасада членён плоскими пилястрами с коринфскими капителями, прорезан дверным и оконным проёмами, в боковых частях оформлен арочными нишами для скульптур. Над пилястрами проходит большой антаблемент. На плоскости этого яруса размещён декоративный лучковый фронтон. Главный завершается одинаковыми по высоте аттиком, треугольным фронтоном и двухярусными декоративными башенками.

Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен обогащают само художественное восприятие комплекса. Внутри западный фасад расчленён пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами.

Архитектурные детали костёла в большой степени говорят о значительном отклонении от канонов классических форм, а некоторые элементы лишь отдалённо напоминают, элементы свойственные западноевропейскому барокко [23, с. 61-62].

Во дворе монастыря также сохранилось и необычное деревянное строение под названием «лямус», которое по своей сущности было своеобразным общежитием для монахинь-бригиток. В плане архитектуры эта постройка представляет собой двухэтажное здание, выложенное из массивных брусьев на врубах с арочными галереями на главном фасаде. В архитектуре и конструкции здания, его элементов нашли отражение традиции белорусского народного строительства XVII века.

Сегодня собор является одним из самых ценных памятников архитектуры стиля барокко в нашей стране, и одним из важнейших туристических объектов города Гродно. Видимый из многих точек исторического центра, он поражает своим величием и монументальностью. Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) - это одна из визитных карточек Гродно и красивейший католический храм Речи Посполитой [37, с. 232–233].

Мы с вами, уважаемые экскурсанты, познакомились с Костёлом Святого Франциска Ксаверия, давшем нам возможность увидеть и осознать степень внимания к культовым постройкам в то время. Отметим и ещё один объект, расположенный рядом с костёлом и тоже связанный не только с религиозной жизнью города, но и с развитием тут образования. Речь идёт об Иезуитском коллегиуме, куда мы сейчас и пройдём. Я вам подробно расскажу о деятельности иезуитов на территории Беларуси в XVI-XVII вв… 

Иезуиты, как монашеский орден, позиционировавший себя как «орден учёных», начали свою активную деятельности, в том числе и просветительскую, образовательную в период становления Речи Посполитой. Так, папа римский Павел III воспринимал иезуитов как новое обновление церкви, которые, осуществляли преподавание и воспитание науки и духовности на позициях католической церкви. На территории Беларуси орден создавал множество специализированных учебных заведений – коллегиумы. Особая организация коллегиума определяла его планировку, по большей части сложную, с большим числом различных помещений. Создание комплекса иезуитов в Гродно было инициировано королём Речи Посполитой Стефаном Баторием. Коллегиум строился в несколько этапов: каменный — в 1677-1684 гг, а новая каменная перестройка — в конце XVII - первой половине XVIII века. Архитектурная планировка здания была сложной. На стыке новой и старой частей коллегиума была построена трапезная, над которой размещалась библиотека, а выше — каплица. Главное трёхэтажное крыло новой части коллегиума имело мансардный этаж, западное двухэтажное крыло соединяло новую часть коллегиума с костёлом, трёхэтажное крыло старого коллегиума было построено в коридорной планировке с двухсторонним размещением помещений. Начало преподавания курса философии с 1709 году позволило отнести коллегиум к учебным заведениям, дающим высшее образование. В то же время происходило и увеличение площади библиотеки за счёт роста книжного и учебного ассортимента книг. В 1820 году указом российского императора Александра I коллегиум был упразднён, а на его месте открылось здание тюрьмы [18, с. 7-9].

С 1576 по 1586 год в городе располагалась резиденция короля Речи Посполитой Стефана Батория. Этот город король очень любил сделал Гродно своей резиденцией и стремился проводить тут, как можно больше времени.

Здесь он, освободившись от придворных влияний, мог проводить самостоятельную политику. Здесь же он был ближе к театру боевых действий Ливонской войны и в то же время не слишком далеко и от столицы Речи Посполитой - Кракова. Город был расположен в центре огромных пущ, где король мог вволю охотиться, так как охота для него была любимым занятием.

Стефану понравился и Старый замок на высоком красочном обрыве Немана, и он приказал его перестроить. Ради этого в Гродно были вызваны знаменитые итальянские архитекторы Скота из Пармы и Антоний де Грета. Они постарались сохранить постройки Витовта и только переделали их согласно требованиям того времени. Замок стал больше приспособленным для жизни короля и его двора, но он не перестал быть мощным оборонительным сооружением.

Король полюбил Гродно считая его самым милым городом как для временного жительства, так и для вечного упокоения. С этого времени королевская усадьба над Неманом превратилась в неофициальную столицу страны.

В ноябре 1576 года Баторий подтвердил для Гродно привилей на самоуправление. Жителям города он присвоил ряд льгот: право монопольной продажи соли, которая привозилась из Королевца и Каунаса; уменьшил налоги с гродненских солодовен и пивоварен; выдал привелей и для Соборной Пречистенской церкви.

С пребыванием Батория в Гродно связано изменение архитектурного облика города. По его инициативе был укреплен Старый замок и перестроен королевский дворец. Баторию принадлежит инициатива создания в Гродно иезуитского коллегиума.

Осенью 1584 года был подготовлен проект, заложены фундаменты и началось строительство. Автор проекта неизвестный. Одни предполагают, что им был архитектор из Пармы Скота, другие называют имя талантливого и выдающегося итальянского архитектора Санти Гучи, третьи – Яна Мария Бернардони. Есть сведения, что перестройку костёла и Старого замка проводил итальянец Антони де Грип [33, с. 53-56; 38, с.36-38].

О том как выглядел город Гродно мы можем судить по гравюре Цюндта XVI века (показ Приложения А). На этой гравюре Цюндта мы можем увидеть, как автор изобразил дома гродненцев (Приложение А). Благодаря ей мы можем определить, какой вид и какую конструкцию они имели в тот период. Ещё в ХVІ веке они были фахверковыми (деревянный каркас, промежутки в котором заполнялись кирпичом). Интересно отметить, что дома имели торцовую уличную ориентацию. Крыша (двускатная, реже — вальмовая) была покрыта черепицей или щепой. Королева Бона запретила соломенные крыши, так они были более восприимчивы к пожарам. Состоятельные жители строили двух — или трёхэтажные дома. На первом этаже находились мастерские или магазины, на втором - жилые помещения. Во дворе стояли хозяйственные постройки, имелись огороды. В среднем площадь усадеб горожан составляла 50 кв. м.

Таким образом, в это время в Гродно сложилась разнообразная градостроительная структура (веерная, радиальная, порядковая, ветвистая, перекрёстная) с разветвлённой уличной сетью, чёткими архитектурными доминантами, постройками жилищного, общественного и производственного назначения. Гродно был настоящим европейским городом. В Привелее 1444 года он выделялся как один и семи лучших городов ВКЛ [25, с.312-321; 38, с. 96-105].

С 1589 по 1795 год город являлся центром Гродненской экономии. В XVII веке в городе работало более 50 профилей ремесленной деятельности. На ежегодные рыночные ярмарки в Гродно приезжали купцы из различных стран: русских городов, Чехии, Польши.

В этот же период в городе действовало множество монашеских орденов: доминиканцев, францисканцев, бернардинцев, кормелитов, базелиан.

Мы свами уважаемые экскурсанты находимся перед крупнейшим архитектурным комплексом города – Бернардинском костёле (монастыре) или Костёле Обретения Святого Креста. Деревянный костёл на этом месте где мы стоим был построен в 1494 году, а каменный — в период с 1595 по 1618 год. Сам костёл представляет собой трёхнефную шестистолпную базилику. Храм отличается тем, что на его архитектуру наложили отпечаток сразу три сменивших друг друга архитектурных стиля: готика, ренессанс, барокко. Так, характерные черты готики мы можем проследить в ряде архитектурных элементов костёла. К ним можно отнести выступающие контрфорсы (контрфорс – вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания) и стрельчатые высокие проёмы на апсидном и боковых фасадах.

Главный фасад костёла имеет характерные черты стиля барокко с рядом отдельных элементов ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др).

Проявление барочных элементов в архитектуре костёла мы можем увидеть в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антамблемента, динамичной группировке ордерных форм, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют собой единую композицию большой художественной силы.

Центральный неф накрыт двускатной, боковые односкатными крышами. Центральный неф отделён от боковых шестью опорными столпами.

Вплотную к зданию костёла примыкают монастырские корпуса, тем самым образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной звонницей между костёлом и монастырём. Верхние ярусы звонницы и художественное оформление интерьера проведены мастерами А. Грушецким и Ф. Михалевичем в 1788 году, в т. ч. в виде резьбы по дереву, чугунным и бронзовым литьём, стуковым орнаментом, скульптурой. Своды крестовые на подпряжённых арках, раскрашенных в технике гризайль (гербы заказчиков, растительный орнамент). Плафоны с фресковыми композициями. В нишах архитектурного пояса на южной стене центрального нефа расположены изображения 12 апостолов, на северной – 12 деятелей Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Тем самым они представляют искусство направления так называемого «виленского барокко» [23, с.222-226].

Композиция «Вознесение Христа» размещена на тимпане (тимпан -внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона) арочного перекрытия центрального нефа. Около северного нефа – амвон в стиле классицизма, декорированный листом аканта и 4 овальными медальонами с изображениями евангелистов (дерево, накладная резьба). Двери и стены притвора, что выходят в центральный неф, изготовлены из ожурного кованного металла (XVII ст.). Над притвором — хоры с органом, декорированным резьбой по дереву. В композиции всех 14 алтарей (за исключением одного алтаря, сделанного в XX веке местным резчиком И. Болдоком) использованы элементы коринфского ордера, скульптура, алтарные картины. Особую художественную ценность здесь имеют скульптурные и горельефные стуковые композиции Лоретанской капеллы: “Четыре евангелиста”, “Святое семейство”, “Моление о чаше”, которые сделаны в стиле ренессанса. Трёхъярусный главный алтарь деревянный, отделанный стуковой скульптурой и орнаментом. В его композицию органично включены высокие спаренные окна апсиды, в которых сохранились витражи. Ярусы алтаря выдвинуты ступеньчатым постаментом и раскрепованным антаблементом, завершённым прямоугольным аттиком. Сцены пресбитерия (пресбитерий – возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католических храмов) на уровне окон покрыты дубовыми панелями, на них – деревянное прямоугольное панно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.068 с.)