Использование туристического потенциала города Гродно в экскурсионно-краеведческой работе: разработка экскурсионного маршрута 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование туристического потенциала города Гродно в экскурсионно-краеведческой работе: разработка экскурсионного маршрута



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ГРОДНО В ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ: РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

 

    Допущена к защите     Заведующий кафедрой                                                                                                                                      (подпись) (фамилия, инициалы)                                                       Протокол № ___ от ________2021 г.     Защищена _________2021 г. с отметкой «__________________»     Дипломная работа студента 260217 группы 4 курса специальности «Экскурсионно-краеведческая работа» дневной формы получения образования                                         Суботко Савелия Александровича   Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент С. А. Толмачёва  

 

 

Минск 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ…………………….…..........................4

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ГРОДНО И ЕГО ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА. ИСТОЧНИКИ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………....6

1.1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ………………………………………....6

1.2. ИСТОЧНИКИ……………………………………………………………....11

1.3. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………....15

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА Г. ГРОДНО………………………..17

2.1. ИСТОРИЯ Г. ГРОДНО……………………………………………………...17

2.2 АРХИТЕКТУРА ГОРОДА………………………………………………......23

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА…………........41

3.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ ПО Г. ГРОДНО…………41

3.2 ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «ГРОДНО – ГОРОД-ЖЕМЧУЖИНА НАД НЕМАНОМ»…………………………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………......…82

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........86

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Туризм и экскурсии играют значимую роль в различных сферах жизни и развития общества. В современном мире многие люди стремятся расширить свой кругозор, а также увидеть и узнать о чём-то новом, выступают, как рупор продвижения знаний различных наук, а экскурсии и туризм дают такую возможность. Кроме этого, экскурсии и туризм являются важным источником доходов для государства в виде налогов и рабочих мест в сфере туризма, культуры и досуга, способствуют повышению имиджа и узнаваемости государства на международном уровне. В этом и заключается актуальность представленной работы. Поэтому для удовлетворения потребностей и запросов туристов, экскурсантов в том числе из-за рубежа, необходимо разрабатывать новые экскурсионные маршруты, внедрять новые методы и приёмы проведения экскурсий, дополнять их тексты новыми сведениями, которые будут наиболее интересны и познавательны для различных категорий экскурсантов.

В этом плане стоит сказать, что в самом городе Гродно сосредоточено большое количество достопримечательностей и объектов культуры, которые могут вызывать интерес у туристов, посетителей города и самих горожан.

Различные по тематике экскурсии по городу Гродно могут быть отличным инструментом в достижении образовательных целей для детей средней и старшей школы, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, повышая тем самым их уровень образованности, культуры.

Экскурсии, в частности, по городу Гродно, за счёт наглядности, образности и эмоциональности могут способствовать глубокому усвоению, закреплению знаний учащихся по различным темам истории Беларуси, краеведению, а это, в свою очередь может повысить не только общий уровень знаний, но и поспособствует к их приобщению к изучению истории родного города, его жителей и страны в целом.

Цель дипломной работы: выявление возможностей использования туристического потенциала города Гродно в экскурсионно-краеведческой работе (через разработку экскурсионного маршрута).

Задачи дипломной работы:

- дать анализ историографии и выявить информационные возможности источников по истории города Гродно;

- показать этапы исторического развития г. Гродно;

- выявить особенности архитектурных памятников города, начиная с XII века и до сегодняшнего дня;

- разработать и оформить технологическую карту туристического маршрута, рассчитанного на различные категории граждан в соответствии с правилами подготовки и проведения экскурсии.

Объект исследования – туристический потенциал Беларуси в экскурсионно-краеведческой работе.

Предмет исследования – возможности использования туристического потенциала города Гродно в экскурсионно-краеведческой работе (через разработку экскурсионного маршрута).

Положения, выносимые на защиту:

1. Гродно – город с многовековой историей. Она полна драматических событий, оказавших ключевое влияние на развитие не только города, но и всего региона. Город в разные периоды входил в состав различных государств. Его прошлое изобилует героическими страницами и выдающимися личностями, вписавшими свои имена в историю и Гродно, и Беларуси.

2. Гродно – город, обладающий рядом уникальных памятников архитектуры, имеющих свою индивидуальную историю, черты и оказавших значимое влияние на его планировку и её развитие. Планировка и стилистика архитектуры города изменялись с течением времени под влиянием развития науки, техники, культуры, сделав её по-своему уникальной.

3. Изучение истории города Гродно, его памятников архитектуры позволило разработать экскурсионный маршрут, в котором архитектурные объекты города тематически тесно связаны между собой, раскрывая историю города. Экскурсионный маршрут представлен в виде двух составных частей: технологической карты и текста экскурсовода. В технологической карте раскрыты методические приёмы проведения экскурсии. В текст экскурсовода внесена информация об истории города и сведения об объектах, которые озвучиваются экскурсоводом во время проведения экскурсии.

Теоретическое значение работы заключается в объединении и систематизации теоретических знаний различных гуманитарных дисциплин: истории Беларуси, источниковедения, краеведения, экскурсоведения и др. при изучении истории города Гродно и при построении и проведении экскурсий по данному городу.

Практическое значение работы заключается в возможности использования разработанного экскурсионно-туристического маршрута при проведении экскурсий для различных категорий граждан.

Новизна работы заключается в построении нового индивидуального экскурсионного маршрута по городу Гродно, использование которого будет удовлетворять интерес различных категорий граждан, имеющий конкурентные преимущества и пользующийся спросом.

Результатом исследования станет возможность решения вопроса о наиболее эффективном и успешном использовании туристического потенциала города Гродно при экскурсионно-краеведческой работе с различными категориями граждан.

Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных друг с другом глав, объём первой главы составил 11 страниц, второй главы – 24 страницы, объём третьей главы составил – 35 страниц, заключения на 2 страницах, библиографического списка из 43 наименований на 4 страницах и 6 приложений на 6 страницах. Общий объём работы составил 91 страница.

Географические рамки: дипломная работа посвящена истории и современному положению города Гродно.

Хронологические рамки. Дипломная работа охватила временной промежуток с XII столетия – времени первого упоминания города в источниках с которого и начинается его история и до сегодняшнего дня включая перспективы и планы его дальнейшего развития. Это позволило широко и полно раскрыть историю города, дало возможность проследить его развитие в различные исторические периоды в том числе и историю экскурсионных объектов города включённых в туристический маршрут этой экскурсии. Данная деятельность позволила повысить уровень информативности и насыщенности экскурсии теоретическим материалом.

Апробация. Основные положения были апробированыв период прохождения преддипломной практики в ГУО «Гимназия №15 г. Минска» на уроках учебных дисциплин «Всемирная история», «История Беларуси», «Отечественная и мировая художественная культура» в 8-9 классах.


 

ГЛАВА 1

Выводы по главе 1

В результате изучения вопросов истории г. Гродно в историографии выявлено, что подходы к изучению истории города были разными в различные исторические периоды с XIX века по наши дни, как в постановке целей и задач, так и в подходах в изучении тех или иных проблем и вопросов в истории города. Источники, посвящённые изучению истории города, истории самого города и его историко-культурных объектов: костёлов, замков, дворцов, общественных сооружений различных исторических эпох – в значимой степени могут раскрыть туристический потенциал города. Источниковая база позволяет в полной мере отразить тематику и проблематику данной работы. Использование разнообразных методов, сочетание методологических подходов дали возможность раскрыть тему.

 

ГЛАВА 2

Борисоглебская церковь

Единственным памятником, дающим наиболее полное представление об особенностях гродненской школы зодчества, является церковь Бориса и Глеба. Владимир Короткевич этот великолепный памятник белорусского зодчества называл «Радуга Коложи». Название «Коложская» этот храм получил от названия пригорода Пскова Коложа, жители которого были захвачены в плен Витовтом в 1405 г. и поселены близ церкви. Церковь заложил на территории одного из гродненских посадов в начале 80-х гг. XII в. гродненский князь Мстислав Всеволодович в честь святых покровителей, усопших братьев Бориса и Глеба. При возведении церкви были учтены все ошибки, допущенные при строительстве предыдущих храмов.

Фундаменты закладывались на глубину полтора метра. При строительстве стен были использованы шлифованные камни меньших размеров. Церковь сохранила прежнюю шестистолпнуюю трёхапсидную планировку. Внутреннее пространство храма казалось большим по размерам благодаря впервые использованным здесь круглым столбом. Были усовершенствованы и усложнены некоторые архитектурные детали.  Обыкновенные хоры дополнялись боковыми, к которым вели две лестницы, скрытые в толще стен. Вся нижняя часть стен, свободная от голосников, прорезана декоративными нишами. Пол храма украшен разноцветным ковром из майоликовых плиток.

Изменился и внешний вид церкви. В отличие от предыдущих, нижней и Пречистинской, Борисоглебская церковь имеет три выступающие полукруглые апсиды. Сложнее были украшены фасад, богато также были отделаны и наружные стены, декорированные майоликовыми плитками, которые хорошо сочетались с вставками из небольших разноцветных камней. Её также выделяют обожжённая красная плинфа, белая цемянка, природный цвет камней, блестящие майоликовые плитки, которые сияли на солнце и придавали церкви в этот момент праздничный вид и красоту.

Время не пожалело Борисоглебскую церковь. Вследствие многочисленных нападений крестоносцев и войн обвалились купол и своды церкви. В результате весенних наводнений 1853 и 1889 годов обвалилась в Неман и южная стена с апсидой и часть западной. Позже были потеряны и части стен, которые после были заменены более лёгкими деревянными и покрыты обычной кровлей. В таком виде церковь сохранилась до наших дней, не потеряв всё же своей первозданной красоты.

Археологические находки свидетельствуют о существовании третьего посада - Занеманского, который начинает заселяться с XV в. [34, с. 54-56; 12, с.18-23].

Гродненская архитектурная школа зодчества имела ряд характерных особенностей:

- изображение майоликовых крестов на внешней стене архитектурного сооружения. Майолика – керамические изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытым глазурью;

- «рунические надписи» на плинфе – плинфа представляла собой плоский и тонкий кирпич, которым строились многие архитектурные памятники XI-XII вв, зачастую на плинфе мастер ставил своё фирменное клеймо;

- фресковая роспись в культовых сооружениях осуществлялась только в алтаре;

- во внешнюю стену вмуровывались валуны;

- внутри стены вмуровывались глиняные горшки-голосники;

- колонны круглой формы;

- пол церкви обычно выкладывался сложным узором из майоликовой плитки [20, с. 96-103].

Фара Витовта. На протяжении шести веков в различных архитектурных стилях храм нёс имя своего основателя, князя Гродненского, а затем великого Князя Литовского Витовта. Точная дата основания костела неизвестна, но он упоминается в княжеском привилее, предоставленном гродненским жителям в 1389 году. Храм имел двухскатную крышу и многоярусную башню.

Это был первый католический храм в городе стиля готики. Сначала костёл был возведён из дерева и был освящён в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. После получил и общее название - костёл Божьей Матери. Он стал любимым храмом королевича Казимира. Костёл несколько раз горел, переживал грабительские нападения. Известно, что костел был восстановлен в 1494 году королём Александром Ягеллончиком. В 1551 г. королева Бона Сфорца приказывает его отремонтировать. В соответствии с гравюрой М. Цюндта 1568 года, на которой костёл был назван «польским храмом в городе», он представляет собой однонефное прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и прилегающей башней колокольни. К сожалению, время не пощадило этот замечательный памятник архитектуры. В 50-ых гг. XX, в СССР и, в частности, Беларуси, ознаменовались борьбой с религией и закрытием костёлов и монастырей. В 1961 году храм был взорван по распоряжению городских властей. Сейчас от этого памятника архитектуры остался только фундамент и мемориальный памятник. Разговоры о восстановлении костёла идут, но дальше слов дело, к сожалению, не пошло [24, с.182-184].

Кафедральный фарный костёл Св. Франциска Ксаверия – один из выдающихся памятников архитектуры Беларуси XVII-XVIII вв., ставший впоследствии одним из самых красивейших и необыкновенных в плане архитектурной задумки и реализации католических храмов Беларуси. Формирование архитектурного комплекса началось с середины 80-х годов XVI века. В единый комплекс архитектурных построек, помимо самого костёла, входили и коллегиум, библиотека, жилые и хозяйственные строения.

Основанный иезуитами во второй половине XVII века, костёл вошёл в состав комплекса монастыря ордена. В связи с этим за ним на долгое время закрепилось название, связанное с иезуитами – иезуитский костёл. Благодаря своему большому богатству, костёл и монастырь занимали целый квартал одной из важнейших и престижнейших частей города – центральной.

Костёл был построен в 1634 – 1642 гг. из кирпича. Комплекс включал в себя сам костёл, жилой корпус, хозяйственные постройки, сад, звонницу-капеллу, коллегиум, аптека, библиотека.

В 1705 году освящение костёла посетили монархи России и Речи Посполитой Пётр I и Август II Сильный.

Фасад костёла выполнен в стиле виленского барокко, который представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. 

Одна из главных достопримечательностей костёла - деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, который украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан из дерева и тонирован под мрамор. Взор поражает и удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи - иезуиты не жалели ни сил, ни золота для украшения основного костёла этой части страны. Фресковая роспись костёла состоит из нескольких сюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах.

Часть уникального деревянного алтаря костёла, к сожалению, была уничтожена пожаром в июле 2006 года. Пожар нанёс ощутимый урон костёлу в результате чего были утрачены бесценные элементы архитектуры костёла: колоны, декор, четыре скульптуры. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям.

Трёхнефный костел размером 30х60 метров и высотой около 50 метров. В его объёмно-пространственной композиции были совмещены системы базиликального и крестово-купольного храмов.

Первоначально главный фасад костёла был прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко [17, с. 149–155].

В объёмно-планировочной композиции костёла была объединена система двухбашенной трёхнефной базилики и крестовокупольного храма. Трансепт и центральный неф имеют одинаковую высоту и значительно выше боковых нефов. По бокам полукруглой апсиды построены небольшие каплицы с полусферическими куполами. Главный западный фасад был декорирован в стиле барокко. В середине XVIII века башни были перестроены. Центральная плоскость фасада прорезана полукруглыми и прямоугольными оконными проёмами и поделена на три яруса сплошными поясами антаблементов. Два нижних яруса разработаны были в виде сдвоенных коринфских пилястров. На первом ярусе башен размещались арочные ниши, в которых были установлены скульптурные изображения апостолов.

В интерьере установлено 13 алтарей, 12 из них деревянные. Доминантой декоративной композиции интерьра является главный алтарь высотой более 21 метра, созданный в 1736-1738 гг. местными резчиками под руководством Яна Шмидта. В его трёхярусной композиции использована сложная группировка колонн и пилястров коринфского ордера. В центре первого яруса – скульптура святого Ксаверия, по периметру алтаря – группа апостолов. В центре второго яруса – скульптура Христа, по обеим сторонам которой 10 скульптур: 4 евангелиста и 6 святителей. На третьем ярусе находится скульптурная аллегорическая композиция, которая отражает победу добра над злом. Венцом алтаря является пятиметровая глория, которая обрамляет высокое окно апсиды.

Выделяется также алтарь святого Казимира в южной части трансепта со скульптурными изображениями исторических деятелей ВКЛ. 

Сейчас фасад представляет собой четырёхъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-звонницами.

Можно обратить внимание и на чёткое выделение вертикальных и горизонтальных членений пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проёмов, башни ажурны и выразительны по силуэту.

Сам интерьер храма торжественен и пышен – реализован, как единый объём, перекрытый цилиндрическим сводом на распалубках. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру костёла придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными полностью из дерева. Эти декоративные элементы имеют значимую и высокую художественную и культурную ценность. Фресковая роспись, наблюдаемая внутри костёла, состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах и на сводах, датируется 1752 годом.

Полукруглая апсида имеет одинаковую с нефом ширину и высоту, отделённая от него выступами-лопатками с подпруженной аркой. Над входом можно увидеть хоры, опирающиеся на два восьмигранных столпа. Боковые стены храма членены пилястрами с коринфскими капителями.

Интересен костёл своей организацией генерального плана с вынесением костёла на перекрёсток двух значимых улиц этого города.

Сам костёл размещался в северной части комплекса. Главный северо-западный фасад выходит на современную улицу Молодёжную. В плане архитектуры костёл представляет собой однонефный двухбашенный храм с полукруглой апсидой, которая переходит в основной объём и имеет общую с ним высокую черепичную крышу. Все фасады расчленены на одинаковые по высоте пилястрами с коринфскими капителями, прорезаны полукруглыми оконными проёмами, имея единый антаблемент. Главный фасад имеет стройную симметрическую композицию со сложной ритмичной организацией и делением по вертикали на три части на центральную плоскость и две угловые башни. Нижний ярус главного фасада членён плоскими пилястрами с коринфскими капителями, прорезан дверным и оконным проёмами, в боковых частях оформлен арочными нишами для скульптур. Над пилястрами проходит большой антаблемент. На плоскости этого яруса размещён декоративный лучковый фронтон. Главный завершается одинаковыми по высоте аттиком, треугольным фронтоном и двухярусными декоративными башенками.

Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен обогащают само художественное восприятие комплекса. Внутри западный фасад расчленён пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами.

Архитектурные детали костёла в большой степени говорят о значительном отклонении от канонов классических форм, а некоторые элементы лишь отдалённо напоминают, элементы свойственные западноевропейскому барокко [23, с. 61-62; 42, c. 18–25].

Во дворе монастыря также сохранилось и необычное деревянное строение под названием «лямус», которое по своей сущности было своеобразным общежитием для монахинь-бригиток. В плане архитектуры эта постройка представляет собой двухэтажное здание, выложенное из массивных брусьев на врубах с арочными галереями на главном фасаде. В архитектуре и конструкции здания, его элементов нашли отражение традиции белорусского народного строительства XVII века.

Сегодня собор является одним из самых ценных памятников архитектуры стиля барокко в нашей стране, и одним из важнейших туристических объектов города Гродно. Видимый из многих точек исторического центра, он поражает своим величием и монументальностью. Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) - это одна из визитных карточек Гродно и красивейший католический храм Речи Посполитой [37, с. 232–233].

Иезуитский коллегиум. Иезуиты, как монашеский орден, позиционировавший себя как «орден учёных», начали свою активную деятельности, в том числе и просветительскую, образовательную в период становления Речи Посполитой. Папа римский Павел III воспринимал иезуитов как новое обновление церкви, которые, осуществляли преподавание и воспитание науки и духовности на позициях католической церкви. На территории Беларуси орден создавал множество специализированных учебных заведений – коллегиумы. Особая организация коллегиума определяла его планировку, по большей части сложную, с большим числом различных помещений. Создание комплекса иезуитов в Гродно было инициировано королём Речи Посполитой Стефаном Баторием. Коллегиум строился в несколько этапов: каменный — в 1677-1684 гг, а новая каменная перестройка — в конце XVII - первой половине XVIII века. Архитектурная планировка здания была сложной. На стыке новой и старой частей коллегиума была построена трапезная, над которой размещалась библиотека, а выше — каплица. Главное трёхэтажное крыло новой части коллегиума имело мансардный этаж, западное двухэтажное крыло соединяло новую часть коллегиума с костёлом, трёхэтажное крыло старого коллегиума было построено в коридорной планировке с двухсторонним размещением помещений. Начало преподавания курса философии с 1709 году позволило отнести коллегиум к учебным заведениям, дающим высшее образование. В то же время происходило и увеличение площади библиотеки за счёт роста книжного и учебного ассортимента книг. В 1820 году указом российского императора Александра I коллегиум был упразднён, а на его месте открылось здание тюрьмы [18, с. 7-9]

Бернардинский костёл (монастырь). Костёл Обретения Святого Креста. Является крупнейшим архитектурным комплексом города. Деревянный костёл был построен в 1494 году, каменный — в период с 1595 по 1618 год. Сам костёл представляет собой трёхнефную шестистолпную базилику. Храм отличается тем, что на его архитектуру наложили отпечаток сразу три сменивших друг друга архитектурных стиля: готика, ренессанс, барокко. Так, характерные черты готики мы можем проследить в ряде архитектурных элементов костёла. К ним можно отнести выступающие контрфорсы (контрфорс – вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания) и стрельчатые высокие проёмы на апсидном и боковых фасадах.

Главный фасад костёла имеет характерные черты стиля барокко с рядом отдельных элементов ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др).

Проявление барочных элементов в архитектуре костёла мы можем увидеть в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антамблемента, динамичной группировке ордерных форм, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют собой единую композицию большой художественной силы.

Центральный неф накрыт двускатной, боковые односкатными крышами. Центральный неф отделён от боковых шестью опорными столпами.

Вплотную к зданию костёла примыкают монастырские корпуса, тем самым образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной звонницей между костёлом и монастырём. Верхние ярусы звонницы и художественное оформление интерьера проведены мастерами А. Грушецким и Ф. Михалевичем в 1788 году, в т. ч. в виде резьбы по дереву, чугунным и бронзовым литьём, стуковым орнаментом, скульптурой. Своды крестовые на подпряжённых арках, раскрашенных в технике гризайль (гербы заказчиков, растительный орнамент). Плафоны с фресковыми композициями. В нишах архитектурного пояса на южной стене центрального нефа расположены изображения 12 апостолов, на северной – 12 деятелей Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Тем самым они представляют искусство направления так называемого «виленского барокко» [23, с.222-226].

Композиция «Вознесение Христа» размещена на тимпане (тимпан -внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона) арочного перекрытия центрального нефа. Около северного нефа – амвон в стиле классицизма, декорированный листом аканта и 4 овальными медальонами с изображениями евангелистов (дерево, накладная резьба). Двери и стены притвора, что выходят в центральный неф, изготовлены из ожурного кованного металла (XVII ст.). Над притвором — хоры с органом, декорированным резьбой по дереву. В композиции всех 14 алтарей (за исключением одного алтаря, сделанного в XX веке местным резчиком И. Болдоком) использованы элементы коринфского ордера, скульптура, алтарные картины. Особую художественную ценность здесь имеют скульптурные и горельефные стуковые композиции Лоретанской капеллы: “Четыре евангелиста”, “Святое семейство”, “Моление о чаше”, которые сделаны в стиле ренессанса. Трёхъярусный главный алтарь деревянный, отделанный стуковой скульптурой и орнаментом. В его композицию органично включены высокие спаренные окна апсиды, в которых сохранились витражи. Ярусы алтаря выдвинуты ступеньчатым постаментом и раскрепованным антаблементом, завершённым прямоугольным аттиком. Сцены пресбитерия (пресбитерий – возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католических храмов) на уровне окон покрыты дубовыми панелями, на них – деревянное прямоугольное панно. Декоративное оформление главного алтаря, пресбитерия и центрального нефа говорит о том, что интерьер был сделан в XVII – конце XVIII века.

Рядом с костёлом расположена и башня-звонница, примыкающая к главному фасаду костёла с южной стороны. Она имеет самостоятельный вход и связана с костёлом и жилым корпусом. Два верхних яруса звонницы перестроенны в 1788 году в стиле позднего барокко. Они имеют двольно сложное фигурное построение и изобразительный силуэт. В их пластичном оформлении использованы выступающие поверхности стен, рельефное членение, угловые колонки и волюты. Башня завершена фигурной головкой со шпилем.

Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Нёман.

Сегодня костёл, занимает важное место как памятник архитектуры и декоративного искусства, в котором соединены различные формы и приёмы готики, ренессанса и барокко [25, с.521-524].

Развитие города шло от замковой территории в направлении на восток и север вдоль рек Нёман и Городничанка. Строительство города на левом берегу началось во второй половине XV века вдоль дороги, ведшей в сторону Варшавы. Две части города были связаны деревянным мостом. Улицы правобережной части города в основном были взаимно перпендикулярными, как улицы Великая с продолжением на Виленскую и Замковую.

Торговая площадь города размещалась в двух кварталах от замка. На неё выходили все основные улицы, которые начали покрывать брусчаткой. Площадь имела прямоугольную форму и была довольно большой по размеру для того времени.

Её центральное место принадлежало ратуше, построенной в 1496 году. Вокруг неё размещались дома местной знати, крупных торговцев, приходские церкви и костёлы. В середине XVI века среди жилой застройки выделялись православные церкви, такие как: Воскресенская, Николаевская, Верхняя, Семёновская, Троицкая, которые не сохранились до нашего времени, Причистинская, Борисоглебская. Яркое представление о городе и того, как он выглядел во второй половине XVI века, даёт гравюра «Гродно» (1568 г.) на которой представлена панорама города с его архитектурными сооружениями.

С XVII века в результате польско-католической экспансии в городе появляются ряд новых объектов. Так начинается строительство монументальных культовых комплексов различных орденов: костёлы, монастыри бернардинцев, доминиканцев, францисканцев и других. Костёлы и монастыри занимали более выгодные места в городе, стратегическое пересечение дорог в центре города.

В XVII-XVIII веках увеличивается число каменных построек при сохранении черт ранней планировочной структуры [23, с.42].

Светские постройки Гродно.

Кроме культовых построек, в Гродно велось и светское строительство к памятникам которого принадлежали княжеский дворец и каменные стены детинца. Дворец был построен после возведения Нижней церкви в южной части детинца. Вход в него находился со стороны церкви, посередине северо-восточной стены.

Остатки дворца свидетельствуют о том, что он был двухэтажным. На первом этаже находились два помещения – большое в западной части здания и малое. Стены большого помещения были отделаны нишами, перекрытыми арками. Пол второго этажа была положен на деревянных балках и выложен майоликовыми плитками. Стены его сделаны из плинфы. Снаружи дворца были вмурованы почти необработанные камни. Достоверно известно, что, являясь частью каменного замка Витовта, дворец выполнял и оборонительные функции. Само здание, к сожалению, было разрушено во время перестройки старого замка Стефаном Баторием в XVI в.

К светским постройкам города также относятся каменные стены. Они сохранились частично. Их длина составляет 22 и 6 м соответственно. Согласно мнению исследователей, длина только Северной стены достигала 42-45 м. Стены были построены из плинфы, оставшейся после строительства храмов в конце XII в., и имели высоту более 5 м при толщине 1,5 м. Завершались они галереями с крышей над боевым входом. Подобных каменных оборонительных стен в те времена не имели даже Киев, Новгород и Полоцк [1, с. 59-61].

Старый замок. Старый замок возник во времена древнерусского государства. Многократно был разрушен и восстановлен, перестроен. Его планировка отличается наслоением архитектуры многих веков.

Сам замок располагается на высоком и крутом холме на правом берегу реки Нёмана при его впадении в реку Городничанку. Топография местности оказала существенное влияние на планировку и архитектуру замка. Так, планировочная форма замка была близкой к треугольнику. Также он представлял собой пятибашенное нерегулярное в плане каменное сооружение готического стиля. Общая протяжённость его стен была 300 метров, толщина — 3 метра. Стены замка имели неодинаковую высоту и традиционно завершались зубцами. Как и башни с наружной стороны стены, подпирались контрфорсами. Башни (1 круглая – «столп» XIII века и 4 квадратные XIV-XV века). От города замок был отделён оврагом и глубоким рвом, что давало ему определённые преимущества с точки зрения обороны [34, с. 34-40].

Замчище. Детинец древнего Гродно располагался на высоком правом берегу Нёмана на Замковой горе. Замчище имело форму треугольника, развёрнутого острым углом на запад. Его размеры приблизительно составляли 120хx120x80 м, высота над уровнем реки — 32 метра. Культурный пласт весьма глубокий около 8 метров. Во время проводившихся здесь раскопок были обнаружены остатки деревянных строений и уличных настилов. Также найдены и многочисленные вещевые археологические находки, такие как фрагменты керамики, датированные XI-XV ст., глиняные горшки, плинфа, ключи, замки, ножи, ножницы, наконечники копий, серпы, топоры, височные кольца и многие другие объекты, которые в настоящий момент экспонируются во множестве музеев нашей страны, в том числе и в гродненском историческом и краеведческом музеях.

В XIV веке в замке было пять укреплённых башен. Въездная башня, которая в своём плане была квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъёмным деревянным мостом.

В XVI веке к восточной стене замка между двумя башнями – круглой и угловой – примыкал двухэтажный дворец, имевший черты готики. О конструкции стен в настоящий момент можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Сам кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, а в самих башнях – как облицовочный материал [33, с. 153-159].

В середине XVIII века на месте Нижнего замка строится в стиле рококо 1734-1751 гг. Новый замок – королевский дворец, который стал резиденцией короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского и местом заседания сейма. На территории, прилегавшей к замку, были возведены каменные постройки различных королевских служб. Посад и рынок с торгово-ремесленной пристройкой к замку переросли со временем в центральное ядро города.

Сам королевский дворец был создан по проекту дрезденских архитекторов Матеуса Даниэля Пёпельмана, Иоахима Кристиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля.

Дворец с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине расположен по соседству со Старым замком. Они оба связаны между собой единым архитектурным комплексом, доминирующем в застройке на правом берегу города.

Архитектура дворца довольно проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры дворца отличались пышностью своей отделки. Сенаторский и Круглый залы во дворце сильно выделялись за счёт обильно украшенной лепкой с салонной красивостью и лёгкостью стиля рококо [31, с. 18-24; 23, с. 71].

В 1780-ые годы реконструкцию дворца проводил Дж. Сака. Дворец стал двухэтажным и в своём плане П-образный, складываясь из трёх прямоугольных корпусов. Созданный при этом курдонёр или парадный двор перед зданием дворца, был ограничен главным корпусом и симметричными боковыми флигелями) по плавной кривой замыкался боковыми одноэтажными флигелями и ажурной оградой с главной въездной башней. К центральному корпусу дворца со стороны дворового фасада примыкала выделенная в свой самостоятельный объём капелла. К торцу капеллы были пристроены двухэтажные звонницы с гранёным шпилем. Сам центральный вход в здание был выделен неглубоким трёх-осевым ризалитом, раскрапированный двойными пилястрами с капителями, декорированные лепкой стиля рококо.

Тимпан треугольного фронтона был заполнен во всей плоскос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.054 с.)