Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития отечественной социологии.
Становление социологической мысли в России долгое время происходило в рамках других социальных наук. Предшественниками социологов можно считать российских представителей социальной мысли: П.Я. Чаадаева (1794—1856), В.Г. Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.Л.Добролюбова (1836—1861), М.А. Бакунина (1814—1876) и др. Их основные выводы питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей силе человека и созданных им коллективов и сообществ. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений. Одно из них — географическое — наиболее ярко представлено JI.И. Мечниковым (1838—1888), который объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования. Второе направление — органическая школа — воплощено в трудах Е. В. де Роберти (1843-1915), А.И. Стронина (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Я.А. Новикова (1830—1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий. Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области права, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867—1931), П.И. Новгородцеву (1866—1924), Б.А. Кистяковскому (1868—1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги юристов состояли в том, что они дали обстоятельный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и асоциального поведения. Марксистская школа обоснована М.И. Туган-Барановским (1865— 1919), А.А. Богдановым (1873-1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870—1924), П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874—1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Г.В. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. Идеи В.И. Ленина связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства.
С убъективная (или этико-социологическая) школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931). По мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Н.К. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека с обществом. Н.И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Социальные взгляды русских религиозных мыслителей начала XX в., представленные учением B.C. Соловьева (1853—1900), персоналистскими взглядами Н. А. Бердяева и концепцией дуализма общественной жизни СЛ. Франка (1877-1950). Особый вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли признанные классики российской социологии П.А. Сорокин (1889-1968), М.М. Ковалевский (1851-1916). С именем последнего связано создание первого в России социологического общества. Сразу после Октября 1917 г. марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом, а затем исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово. В 1920-е гг. развитие получили лишь отдельные отрасли социологического знания. В области социологии управления, экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Гастев (1882— 1938), П.М. Керженцев (1881—1940).
С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было прервано. До конца 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил достаточно трудно. С 1960-х гг. возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под со- Ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социологической науки рассматривались социальные группы, слои, общности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, АИ. Кравченко и др.). В 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях современной России (А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.). На грани 1980—1990-х гг. появились и окрепли акционистские точки зрения, когда в центр внимания социологии было поставлено поведение людей (Ж.Т. Тощенко, СИ. Григорьев, Г.В. Дыльнов, В.Г. Харчева, А.Г. Эфендиев). В их теоретических представлениях в центр внимания социологических исследований ставились сознание и поведение человека, его активные, творческие и созидательные действия. В 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались на концепции устойчивого развития или теории глобализации (В.Н. Кузнецов, В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.). Таким образом, становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. 19. Культура в системе социологического знания, ее формы и характеристики. Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В римскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств (утонченность, воспитанность и начитанность). При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта: 1) групповой характер общественной жизни;
2) поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил. Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей взаимосвязаны, так как социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит, как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов. Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями – общество (социальная система) и культура (система культуры). В конце 60-х гг., этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. (О.И. Генисаретский, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов). В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к следующему: 1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни; 2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д. При этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном – в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества. Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом. Отмечаются три характеристики культуры: 1) культура представляет собой систему ценностей, символов и значений; 2) культура – это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; 3) культура – это все то, что транслируется от поколения к поколению. Следует различать два уровня в системе культурных ценностей: 1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом; 2) уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.011 с.) |