Теория девиантного поведения Э. Дюркгейма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория девиантного поведения Э. Дюркгейма.



Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации - самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное "аномией".

Аномия - это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.  Ситуация, когда старая система ценностей оказалась разрушенной, а новая еще не сложилась, прямо ведет к аномии.

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Девиантное поведение, по мнению Э. Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет в нем две важные функции. Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между "хорошим" и "плохим" поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.

Одной из форм девиантного поведения является самоубийство. Изучению самоубийства просвещена одна из самых известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Самоубийство, как кажется, представляет собой сугубо личный акт, выход из состояния крайней безысходности. Но Дюркгейм показал, что соц. факторы оказывают решающее влияние на суицидное поведение – аномия относится к одному из таких факторов.

Виды самоубийств:

· Эгоистическое (низкая степень соц. интеграции индивида, случается, когда индивид предоставлен самому себе либо его связи с группой утрачены или ослаблены)

· Аномическое (вызвано отсутствием соц. регуляции)

· Альтруистическое (имеет место, когда индивид «чересчур» интегрирован, т.е. его социальные связи очень сильны, и он ценит общество больше, чем себя)

· Фаталистическое (следствие «зарегулированности» индивидуума со стороны общества)

М. Вебер о предмете социологии.

При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения.

 

Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков.

 

В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.005 с.)