Теория социальной и культурной динамики П. Сорокина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социальной и культурной динамики П. Сорокина.



В отличие от своих предшественников, которые описывали культуры, исходя из представлений, что каждая из них уникальна и неповторима, П. Сорокин, не отрицая своеобразия культур, пытается найти общие черты не только в их исторической судьбе, но и в их содержании. Это позволило ему разработать типологию культуры и построить теорию, раскрывающую динамику культурно-исторического процесса, которую он излагает в своем труде «Социальная и культурная динамика».

Исходной точкой рассуждения ученого является признание того, что культура по сути своей является ценностной системой. Через ценности, проявляются, по мысли Питирима Сорокина, скрытые от прямого наблюдения культурные качества феноменов. Следовательно, анализируя мир ценностей, исследователь получает возможность составить представление о мире культуры того или иного общества, той или иной формации.

Сорокин выделяет несколько классов ценностей: познавательные, моральные, эстетические, интегративные. Каждый класс функционирует в своем пространстве и регламентирует активность индивидов в нем. Высшими ценностями классов выступают истина, добро, красота и польза, причем польза является наиболее значимой ценностью с точки зрения Сорокина.

В основу модели социально-культурной макродинамики Сорокиным положен известный из глубокой древности принцип цикла, который привлекал его внимание и раньше. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно, подобно маятнику, сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на трех контовских фундаментах социальной жизни - теологии, метафизике и позитивной науке.

Согласно воззрениям Сорокина, в истории происходит чередование трех типов культуры:

- идеациональной;

- идеалистической;

- чувственной (сенсетивной);

Под первым типом культуры понимает такую культуру, которая основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности ценности. Такой тип культуры был характерен для брахманской Индии, Греции с начала VIII в. по конец VI вв. до н.э. Он был доминирующим и в Западной Европе во времен Средневековья. Подобная культура, считает Сорокин, отличалась несомненным достоинством - целостностью, интегративностью.

В духовной жизни расцветает мистика, в сфере мысли – теология, в политике – теократия. Даже экономика регулируется религиозными предписаниями.

Поскольку всю познавательную энергию идеационная культура сосредоточивает на изучении Царства Божьего и реализации его ценностей в земной жизни, другой её характерной чертой является отсутствие крупных достижений в области науки и техники.

Однако данной тип культуры был обречен на исчезновение. Уже с середины ХI века, считает Сорокин, началось разрушение идеациональной системы ценностей, что привело к появлению культуры нового типа - идеалистической.

Основополагающим принципом идеалистической культуры, согласно воззрениям Сорокина, является, прежде всего, признание того, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Говоря другими словами, в рамках данной культуры, сосуществуют две системы ценностей, которые взаимодополняют и, соответственно, взаимоограничивают друг друга.

Культура подобного типа существовала уже в Греции в период с V по IV вв. до н.э. она была сориентирована одновременно на Бога и человека и всеми своими средствами выражала идею синтеза, взаимодополняемости ценностей мира горнего ценностями мира дольнего. В Древней Греции это «золотой век» античной культуры.

Культура преобразуется в принципиально иной тип – «чувственную» культуру, где объективной реальностью считается материальный и чувственно воспринимаемый мир. Всему, что не возможно увидеть, ощутить и воспринять непосредственно, отказывается в статусе реально существующего.

Отличительной особенностью «идеалистической» культурной суперсистемы, рождающейся в качестве подобного компромисса между противоположными принципами, является одинаково равная ориентация на как на ценности Неба, так и Земли.

Современная западная культура представляет собой чувственный тип. Согласно Сорокину формирование чувственной культуры началось в Европе в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. В чувственной культуре невиданных высот достигает научное и техническое развитие общества. Однако религиозные, духовные и нравственные ценности, философские истины в рамках такой культуры переносятся на периферию. Ценностная основа культуры складывается вокруг повседневной жизни в ре­альном земном мире. В итоге, как и многие другие предшествующие ему ученые, П. А. Сорокин приходит к печальной констатации кризиса современной западной культуры.

 Он замечает, что разрушение традиционных ценностей идеационной средневековой культуры привело к духовной деградации человека в эпоху Новой и Новейшей истории Европы.

В Европе этот тип культуры доминирует в ХII-ХIV веках - эпоха зарождения Ренессанса. Однако и данной тип культуры сошел с исторической арены, как считает Сорокин, к началу ХV века. Его приемником стал чувственный тип культуры.

Следует отметить, что основополагающим принципом чувственной культуры является объективная деятельность. По мнению Сорокина, культура преимущественно сенсетивного типа существовала во времена палеолита, в Древней Греции и Риме с III века до н.э. по IV век. Начиная с эпохи Возрождения, она становится доминирующей в Западной Европе.

Сенсетивная культура - антипод идеациональной, что становится особенно заметно, если сравнить средневековой мир с западным обществом ХV - ХХ веков.

Согласно П. Сорокину, движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы - носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры (в дальнейшем будет показано влияние космоса).

Теория локальных культур Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), достаточна близка цивилизационному подходу Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби.

 Особенность концептуальных построений Сорокина заключается в том, что выделяемые им типы культур не имеют привязки к конкретному культурному региону.

Сорокин не присоединяется к глобальному пессимизму Шпенглера. Он считает, что причины гибели и смены культурных систем кроются в них самих, а не во внешних воздействиях. Каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Когда она молода, ее носители энергично реализуют заложенные в ней возможности. Но по мере исчерпания возможностей она утрачивает способность рождать новации. Израсходовавшая свой запас сил культурная система деградирует, становится инертной и вялой.

Итак, будущую культуру Сорокин видит как интегральную, но из всех существовавших до сих пор интегральных культур она призвана стать самой грандиозной и многогранной, «переплавившей» в себе традиции огромного количества народов и стран.

Именно ценности играют ключевую роль во всей социальной динамике, они задают ментальную сетку координат, в которой совершаются социальные выборы и направление развития и движения общества. Благодаря ценностям формируется специфичность каждой цивилизации, отличающая ее от других, рассматривая и изучая ценности можно проникнуть в скрытое пространство культурных феноменов, и таким образом понять саму цивилизацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)