Драматургическая социология» И. Гофмана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургическая социология» И. Гофмана.



Ирвинг Гофман – 1922 – 1982гг. ) в другой транскрипции Эрвин Гофман, зани­мает особое положение. Он является известным современным американским социологом, работавшим также в области антропологии, лингвистики, психологии и социальной коммуникации. И.

Гофман считается создателем драматургической социологии, во всяком случае, ее эмпирического варианта. В своей теории он сознательно уходит от изучения макроструктур общества и полагает, что подлинная социальность существует, прежде всего, в сфере межличностных связей и межиндивидуального обще­ния, т.е. в нашем повседневном общении. Поэтому все коммуникативные процессы современного социума, по мнению И. Гофмана, основаны также на межличностных связях и реализуются на межиндивидуальном уровне коммуникации. Характерной осо­бенностью данного уровня является присутствие людей в не­посредственной близостид руг к другу, лицом к лицу («fa­ce-to-face» как говорит об этом сам автор), когда неизбежно взаимное влияние и воздейст­вие друг на друга.

Центральным понятием социально-драматургической теории И. Гофмана становится понятие «я сам» (the self). Самим автором оно трактуется как представленный образ роли или драматический эффект, ко­торый возникает в показываемой сцене, и все зависит от того, сочтут ли его достоверным или вызывающим недоверие, пишет об этом сам И. Гофман. Данное положение требует некоторого уточнения. Рассматривая понятие «я», американский ученый видит не индивидуальный характер, внутренний индивидуальный мотивационный профиль или другие внутренние личностные качества человека, участвующего в коммуникативном акте, а определяет как он будет воспринимать свои собственные действия и реакции «другого» на эти действия. В коммуникативном взаимодействии субъект предстает не как «Я», «Я сам», а как актер, который творит относительно непредсказуемый и окончательно еще неоформленный образ. По мнению И. Гофмана, актер в конкретной коммуникативной ситуации предстает как нечто аморфное, не имеющее отчетливого личностного профиля, он может при­нимать разнообразные более или менее четкие формы только лишь в процессе коммуникации.

Конкретную коммуникативную ситуацию американский социолог называет сценой. Актер вступает на сцену (коммуникативную ситуацию) и начинает разыгрывать коммуникативную роль, постепенно заполняя определенным смыслом и свою роль, и коммуникативную ситуацию. Конкретные условия и потребности определяют либо одного участника – актера такой коммуникативной драмы, либо несколько других участников – других актеров, которые похожи на первого. Сцена (коммуникативная ситуация) всегда имеет физическое суще­ствование, включая реквизит, обладающий более или менее предметной и/или нематериальной природой. Данным реквизитом и сценическими условиями располагает сам актер. Их И. Гофман называет постановкой, и именно она оказывает решающее влияние на окончательный результат драмы. Желая дос­тичь своих целей, связать воедино все произ­водимые им впечатления, актер стремится предстать перед окружающими в выгодном для себя свете. Таким образом, актер работает на свой «зрительный зал», на свою публику, что требует знания правил «игры» и владения вполне определенной актерской техникой.

Итак, в контексте социально-драматургической социологии И. Гофмана коммуникативный акт предстает в качестве драматургической постановки, которая разворачивает свое действие на сцене социальной жизни. Актер, пользуясь определенным реквизитом как частью постановки, выступает на сцене. Он ведет представление вместе с коллегами или без них. Социально-коммуникативное представление одного актера или целый единый спектакль, где могут быть занято несколько актеров, разворачивается перед пуб­ликой. Главное, что определяет успех актера, это одобрит или не одобрит публика успех театральной постановки.

Поэтому публика у Гофмана играет центральную роль, что для обычной современной театральной публики весьма нехарактерно. Без публики социальный театр вообще не может существовать, и публика в очень большой степени определяет исход ролевой игры

В своей социально-драматургической теории И. Гофман вводит еще одно чрезвычайно важное понятие – понятие ролевой дистанции. Содержание данного понятия можно выразить тем, что индивид при своих социальных встречах должен с самого детства и далее развивать способность отличать себя самого и свои разнообразные роли, которые он выполняет или может выполнять в реальности. И. Гофман считает, что людей, не владеющих способностью находить различия между ролью и «я» можно считать социально запутавшимися, а в самом плохом случае - психически больными. Чем сильнее способность актера смотреть со стороны на себя и свое выступление (т.е. умение дистанцироваться от себя самого»), тем выше его социальная компетентность.

Например, профессиональное образование можно рассматривать как взаимодействие преподавателей и учащихся с использованием вещей и поступков, символизирующих профессиональную идентичность. Лекция—это интеракция, в ходе которой преподаватель презентирует себя как специалиста—члена профессионального сообщества. Лектор занимает такое место в аудитории, придерживается такой манеры одеваться, использует такой тон и такую терминологию, которые символизируют его положение преподавателя и ориентируют присутствующих на интерпретацию ситуации именно как лекции, а не как дружеской беседы, митинга, заседания клуба, вечеринки и т. д. Экзамен по окончании лекционного курса—это иного рода интеракция. Теперь уже учащиеся презентуют себя таким образом, чтобы вызвать благоприятное впечатление у преподавателя и поддержать свою идентичность как начинающих профессионалов или людей, заинтересованных в том, чтобы стать специалистами в избранной области деятельности.

Однако сторонники этой парадигмы переоценивают рефлексивность, сознательное отношение индивидов к своим и чужим действиям и недооценивают устойчивость и стереотипность значений, которые структурируют восприятие и поступки индивидов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.006 с.)