Профессиограмма учителя начальных классов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиограмма учителя начальных классов.



Педагогическое мастерство учителя.

Профессиограмма – это описание особенностей опред. профессий, раскрывающее содержание проф. труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку.

Педагогическое мастерство – высший уровень пед. деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое мастерство выражается в совершенствовании владении педагогом приемами и методами, всем арсеналом пед. умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение пед. искусства в процессе формирования личности.

Элементы пед. мастерства:

- мастерство организатора коллективной и индивид. деятельности детей;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний;

- мастерство владения пед. техникой; (совокупность различн проф. умений преподавателя

 

Билет№11

Модели взаимодействия в образовательном процессе в начальной школе. Гуманизация обучения как основа педагогического общения.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъект­ной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межро­левой контакт «преподаватель—студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а зна­чит и наибольшая восприимчивость и открытость к воз­действиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познава­тельной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межроле­вого общения общением межличностным способствует от­ходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход от директивно-императивного к демократическому, равно­правному способу общения, от монологического — к диа­логическому общению никогда не произойдет, если к нему не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой вид об­щения стал реальностью, необходима сформированноеть гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зави­сит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положи­тельных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каж­дому из участников учебного процесса, быть сопричаст­ным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обу­чаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, под­черкивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, до­ходящее до самоуничижения, крайне пассивное иниции­рование их активности.

У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устой­чивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

Такое взаимодействие объективно способствует гума­низации отношений «преподаватель—студент» и всего обу­чения в целом.

Билет№12

Особенности общения младшего школьника. Стили педагогического общения. Оптимальный стиль общения.

Стиль педагогического общения – это определенная система взаимодействия педагога с учащимися. Он определяет всю его педагогическую деятельность, его культуру как педагога.

Стили: 1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

 

 

Билет№13.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

В настоящее время внедрение ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта) начального образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование умения учиться и способности учащихся к самообразованию.

Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[1]

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.[2]

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.[3]

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Билет №14

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностные, метапредметные, предметные.

                                                 

Целью реализации образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов:

 

- личностные результаты – готовность и способность учащихся к самоопределению (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразованию (связь между результатом деятельности и ее мотивом), сформированность мотивации к учению и познанию;

 

- метапредметные – освоение универсальных учебных действий:

· Регулятивные – организация собственной деятельности;

· Коммуникативные – речевые навыки и навыки сотрудничества;

· Познавательные - общеучебные, так же знаково – символические, постановка и решение проблемы;

- предметные – освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт для каждой предметной области.

Билет№15.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Примерные программы начального общего образования.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей, в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьютеров и других педагогических работников;

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Билет№16.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Ø Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы НОО и достижения планируемых результатов начального общего образования.

1) Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

· Доступность, открытость, привлекательность

· Охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья

· Комфорт

2) В целях обеспечения реализации основной образовательной программы НОО в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

· Освоение образовательной программы всеми учащимися, в том числе детьми с ОВЗ

· Выявление и развитие способностей обучающихся

· Работа с одаренными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований

· Участие в разработке основной образовательной программы НОО, проектирование и развитие внутри школьной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

· Эффективного использование времени

· Использование современных образовательных технологий

· Эффективной самостоятельной работы обучающихся

· Включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды

·     Обновление содержания основной образовательной программы НОО, а также методик и технологий её реализации

· Эффективного управления образовательных учреждением.

3) Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы НОО включают:

· укомплектованность организации

· уровень квалификации работников организации

· непрерывность профессионального развития

4) Финансовые условия реализации основной образовательной программы НОО должны:

· обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта

· обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы НОО

· отражать структуру и объем расходов.

5) Материально-технические условия реализации основной образовательной программы НОО должны обеспечивать:

· возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО

· соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- пожарной и электробезопасности;

- требований охраны труда;

- своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

· возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы НОО должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к:

- участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и их оборудование);

- зданию организации

- помещениям библиотек

- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;

- актовому залу;

- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;

- помещениям для медицинского персонала;

- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

- расходным материалам и канцелярским принадлежностям

Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

- создания и использования информации

- получения информации различными способами

- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования и т.п.

- наблюдений, определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства

- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов

- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью

- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий

- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх

- планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов

- размещения своих материалов и работ в информационной среде организации

- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений

- организации отдыха и питания.

6) Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

· планирование образовательной деятельности;

· размещение и сохранение материалов образовательной деятельности

· фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы НОО

· взаимодействие между участниками образовательных отношений

· контролируемый доступ к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

· взаимодействие организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими организациями.

7) Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности включают:

· параметры комплектности оснащения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО

· параметры качества обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

8) Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы НОО должны обеспечивать:

· преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности

· учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся

· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников, родителей (законных представителей) обучающихся

· вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

· изменение, разнообразие уровней психолого-педагогического сопровождения

· вариативность форм психолого-педагогического сопровождения

Билет№17

  Учебники и учебно-методические комплекты, содержание которых соответствует ФГОС начального общего образования:

Начальная школа XXI века»

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос­тижения этой цели.

Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Го­сударственным стандартом начального общего образования и предназна­чен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специ­альный раздел «Учебная деятельность».

2. «Школа России» - Главная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Программа «Школа России» построена на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единую систему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов.

3. «Школа 2100» Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

4. «Перспектива» Особенность УМК – прямое участие в воспитании личности и духовно-нравственном развитии. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности. Он создан таким образом, чтобы врожденное любопытство ребенка трансформировалось в потребность в изучении нового.

 

Билет№18.

Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа — системно — деятельностный подход, который предполагает — воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Преемственность государственных начального общего образования можно проследить в следующем:

– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

–единый психолого-педагогический прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных психофизиологические особенности детей;

– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации. ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо

предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.)

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Билет №19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.127 с.)