Анатомо-физиологические и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.



Анатомо-физиологические и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

Аппарат - это функциональное объединение разнородных систем и составляющих их органов.

Опорно-двигательный аппарат (аппарат опоры и движения) объединяет кости, соединения костей и мышцы. Опорно-двигательный аппарат разделяют на 1.пассивную(кости и соединения костей.)

2. активную части (составляют мышцы, которые благодаря способности к сокращению приводят в движение кости скелета.)

 

Опорно-двигательный аппарат человека включает три системы:

1.костная

2. Суставная

3. Мышечная

 

В аппарате имеется и мягкий скелет, представленный фасциями, связками, мембранами, клетчаткой.

 

Все соединения костей подразделяются на:

· Непрерывные

· Прерывистые

· Полупрерывистые

Пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека составляет комплекс костей и их соединений -- скелет. Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних и нижних конечностей (добавочный скелет). Скелет характеризуется высокой прочностью и гибкостью, которая обеспечивается способом соединения костей друг с другом.Подвижное соединение большинства костей придает скелету необходимую гибкость и обеспечивает свободу движений. Помимо фиброзных и хрящевых непрерывных соединений (ими в основном соединяются между собой кости черепа)

Структурной единицей опорного аппарата, образующей кости скелета, а также хрящи, связки, фасции и сухожилия, является соединительная ткань. Она состоит из клеток и межклеточного вещества.

 

Функции соединительной ткани:

в составе органов трофическую -- формирование стромы органов, питание клеток и тканей, транспорт кислорода, углекислого газа,

а также механическую, защитную, предохраняет органы от повреждений, вирусов и микроорганизмов.

 

Химический состав, развитие, строение и соединение костей

Химический состав кости взрослого человека: вода - 50%, неорганические вещества - 22%, органические вещества- 28% (в том числе жир, коллаген, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Костный скелет взрослого человека насчитывает 203-206 костей, а ребенка - 356.

Кость в своем развитии проходит три стадии:

1) соединительнотканную, или перепончатую (3-4 недели внутриутробного развития);

2) хрящевую (5-7 недель внутриутробного развития);

3) костную (точки окостенения появляются с 8-ой недели внутриутробного развития).

Соединения костей подразделяют на две основные группы: непрерывные соединения - синартрозы и прерывные соединения - диртрозы.

Синартрозы - это соединения костей с помощью соединительной ткани (хрящевой или костной). Эти соединения малоподвижны или неподвижны.

Диартрозы - это прерывные подвижные соединения, для которых характерно наличие четырех основных элементов: суставной капсулы, суставной полости, синовиальной жидкости, суставных поверхностей.

Позвоночник

Позвоночный столб -- настоящая основа скелета, опора всего организма.

Позвоночный столб отвечает за сохранение осанки, служит опорой для тканей и органов, а также принимает участие в формировании стенок грудной полости, таза и брюшной полости. Каждый из позвонков, составляющих позвоночный столб, имеет внутри сквозное позвоночное отверстие. В позвоночном столбе позвоночные отверстия составляют позвоночный канал, содержащий спинной мозг, который таким образом надежно защищен от внешних воздействий.

Всего в позвоночном столбе 32-34 позвонка, разделенных межпозвоночными дисками и несколько различающихся своим устройством.В соответствии с расположением и особенностями строения в позвоночном столбе различают пять видов позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3-5 копчиковых.

Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка.

Полное срастание отростков позвонков с телом позвонков осуществляется в возрасте 18-24 лет.

Физиологические изгибы позвоночника появляются: шейный лордоз - 2,5-3 месяца, грудной кифоз - в 6 месяцев, с момента первых шагов -9-10 месяцев - поясничный лордоз и крестцовый кифоз.

Грудная клетка

Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму -- сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам.

Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет.

На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке, когда ребенок опирается на край стола или крышку парты, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных сосудов и легких.

 

Грудина и ребра

Грудиной называется длинная губчатая кость плоской формы, замыкающая грудную клетку спереди. В строении грудины выделяют три части: тело грудины, рукоятку грудины и мечевидный отросток, которые с возрастом (обычно к 30-35 годам) срастаются в единую кость. Ребро представляет собой длинную губчатую кость плоской формы, изгибающуюся в двух плоскостях. Помимо собственно костной, каждое ребро имеет также хрящевую часть. Костная часть, в свою очередь, включает три явно различимых отдела: тело ребра, головку ребра с суставной поверхностью на ней и разделяющую их шейку ребра.

 

Скелет конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16-18 лет.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся явно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени - большеберцовой и малоберцовой и кости стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы.

При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

 

Скелет головы

Череп - скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой и лицевой. Мозговой отдел является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это - роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший - лобный - легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым.

· Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет

· На протяжении онтогенеза значительно изменяется общая масса мышечной ткани, причем вес мышц в ходе роста увеличивается значительно интенсивнее, чем вес многих других органов.

· Стабилизация, прекращение роста мышечных волокон происходит к 18-20 годам, то есть примерно в те же сроки, что и стабилизация роста скелета. А вот в старости происходит противоположный процесс -- атрофия мышечных волокон, приводящая к уменьшению их диаметра. Поперечная исчерченность мышечных волокон при старении ослабляется.

· Систематические исследования изменений мышечной работоспособности у детей в возрасте от 7 до 18 лет показывает, что с возрастом работа, выполняемая ребенком на эргографе в течении 1 мин увеличивается, причем прирост количества работы изменяется неравномерно в разные возрастные периоды.

3 Условное торможение. Виды условного торможения.

В основе деятельности ЦНС лежат два процесса: возбуждение и торможение. Оба процесса тесно взаимосвязаны.

Процесс возбуждения — это активное состояние нервной ткани, через которую проходит поток нервных импульсов, следующих с определённой частотой

Торможение – активный нервный процесс в результате которого происходит ослабление или подавление процесса возбуждения. Существует два вида торможения:

1. Безусловное (внешнее) торможение присуще организму от рождения.(рефлекторная задержка дыхания при резком запахе нашатырного спирта; Замедление сердечной деятельности после бега;)

2. Условное (внутреннее) торможение: возникает при нарушении внутренней связи между условным сигналом и безусловным раздражителем (важным событием, о котором предупреждает сигнал).(без достаточной практики забывается иностранный язык)

Особенности: вырабатывается постепенно.

Виды условного торможения.

· Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным. Требуется многократное неподкрепление условного сигнала. (Рефлекс на слово — условный рефлекс, и без подкрепления он тоже угасает)

Рефлекс - Непроизвольная реакция живого организма на внешнее раздражение.

· Дифференцировочное торможение развивается, если один сигнал подкреплять пищей или другими важными раздражителями, а другой нет. (Правописание безударных гласных: человек после ряда тренировочных упражнений обучается писать в одних случаях «а», в других «о», хотя произносятся эти звуки одинаково.)

· Запаздывательное торможение- ответная реакция на условный раздражитель наступает не сразу, а лишь после начала действия условного сигнала, к моменту получения пищи или другого биологически важного воздействия. (Кошка, которая подстерегает мышь, может долго сидеть неподвижно. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента)

 

Обонятельный анализатор

По последним сведениям, человек может различать до 10 тысяч различных запахов. Строение обонятельного анализатора трехсоставное:

1. Периферический отдел — обонятельные рецепторы. Они расположены в верхней части носовой полости, имеют булавовидную форму и оснащены с ресничками.

2. Проводниковый отдел — обонятельный нерв.

3. Центральный отдел — нижняя поверхность височной доли больших полушарий.

Экто-, мезо- и эндоморфия

На западе различают 3 ведущих типа телосложения: эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный. Эти наименования они получили от названий 3-х зародышевых листков: внешнего — эктодермы, из которого складывается нервная система, покровные ткани (кожа) и железы ; мезодермы, из которого складываются костно-мышечная и сердечно-сосудистая система; внутреннего — эндодермы, из которого складывается пищеварительная система. Кратко говоря, эктоморфы схожи по характеристикам с пикническим типом телосложения. Мезоморфы - схожи с атлетиками, а эндоморфы обладают чертами астенического телосложения.

Грудная клетка

Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер, из них:
7 пар — истинные ребра, соединенные хрящом с грудиной;
3 пары — ложные ребра, так как присоединяются своими хрящами не к грудине, а к хрящу предыдущего ребра;
2 пары — колеблющиеся (свободные) ребра, то есть не соединённые ни с грудиной, ни с другими рёбрами через хрящ.

У некоторых людей может отсутствовать 11-я или 12-я пара ребер, или быть дополнительная 13-я пара свободных рёбер.
Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.
Функция грудной клетки:


• защита органов грудной полости: сердца и легких;
• дыхание.


Спинной мозг.


Передняя и задняя продольные борозды делят спинной мозг на две симметричные половинки. В центре проходит спинномозговой канал, в котором находится спинномозговая жидкость (ликвор). Функции ликвора: механическая защита (амортизация) и питание (обмен веществ) спинного мозга.
В средней части спинного мозга около спинномозгового канала расположено серое вещество, на поперечном срезе напоминающее контур бабочки. Серое вещество образовано телами нейронов и дендритами, в нем различают передние и задние рога. Вокруг серого вещества расположено белое вещество, образованное аксонами нервных клеток.
В задних рогах спинного мозга расположены тела вставочных нейронов.
В передних рогах — тела двигательных нейронов.

В составе задних корешков в спинной мозг вступают аксоны чувствительных нейронов, тела которых находятся в ганглиях задних корешков, расположенных рядом со спинным мозгом и образующих вздутия. В спинном мозге эти аксоны направляются в задние рога серого вещества, где они образуют синапсы со вставочными нейронами. Последние в свою очередь образуют синапсы с двигательными нейронами (мотонейронами), лежащими в передних рогах спинного мозга, аксоны которых покидают спинной мозг в составе передних корешков.
В грудном, верхнепоясничном и крестцовом отделах спинного мозга серое вещество образует боковые рога спинного мозга, содержащие тела нейронов вегетативной нервной системы.
У каждого человека имеется 31 сегмент спинного мозга: 8 шейных; 12 грудных; 5 поясничных; 5 крестцовых; 1 копчиковый.

По времени возникновения:

· врожденные (обусловлены заболеваниями плода в период в/у развития, либо являются следствием наследственной передачи некоторых нарушений зрения);

· приобретенные (являются следствием заболеваний органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга).

По времени утраты:

· Слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

· Рано ослепшие - лишившиеся зрения до 3 лет жизни (когда еще не сохраняются в памяти зрительные образы)

По характеру протекания: непрогрессирующие и прогрессирующие.

Виды нарушений зрения:

· Нарушение рефракции – утрата способности глаза четко различать предметы, которые находятся от него на определенном расстоянии.

· Нарушение аккомодации – ухудшение четкости зрения, когда человек рассматривает предметы, удаленные от него на разные расстояния.

· Нарушение периферического зрения – утрата способности видеть четко те объекты, которые находятся сбоку от глаз, предметы в движении.

· Нарушение адаптации – глаза хуже адаптируются, когда освещение быстро меняется (люди долго привыкают к темноте, или вообще не могут привыкнуть)

· Гемералопия – неспособность хорошо ориентироваться в сумерках, в темном помещении (куриная слепота).

Когда световые лучи, пройдя через оптическую систему глаза, фокусируются не на сетчатке, развиваются аномалии зрения.

Нарушения рефракции:

§ Эмметропия – нормальная рефракция (на сетчатке)

§ Дальнозоркость (гиперметропия) – лучи света фокусируются не на сетчатке, а позади нее. В основном это обусловлено генетическим укорочением глазного яблока. Люди с дальнозоркостью хорошо видят вдаль, но плохо различают предметы, расположенные вблизи.

§ Пресбиопия – старческая дальнозоркость

§ Близорукость (миопия) - неспособность чётко видеть отдалённые предметы. При близорукости лучи фокусируются перед сетчаткой. Близорукость возникает, когда глазное яблоко слишком длинное или хрусталик слишком выпуклый.

§ Астигматизм – возникает из-за искривления формы роговицы, хрусталика и др. отделов глазного яблока. Как правило, изображение воспринимается с искажёнными формами, размытыми очертаниями.

§
 

Амблиопия («ленивый глаз») – нарушение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза. У людей с амблиопией отсутствует бинокулярное зрение.

§ Косоглазие (страбизм) – не симметричное положение глаз, из-за которого невозможна фокусировка на одном изображении. У ребёнка с врождённым косоглазием не формируется бинокулярное зрение.

§ Анизометропия - возникает, когда имеется большая разница рефракций обоих глаз. Например, один глаз имеет 100% зрение, а на другом отмечается аномалия рефракции (близорукость или дальнозоркость).

Дальтонизм – неправильное восприятие цвета. Человек не воспринимает красный, синий или зелёный цвет. В тяжёлых случаях видит мир в чёрно-белых тонах. Обычно такая аномалия бывает врождённой и лечению не подлежит.

Катаракта - заболевание, проявляющееся помутнением хрусталика глаза. Помутневший хрусталик хуже пропускает лучи света, снижая остроту зрения

Гигиена зрения:

Для предупреждения ухудшения остроты зрения в связи с высокой нагрузкой на глаза нужно выполнять определенные правила:

1) при чтении должно быть достаточное и равномерное освещение, свет должен падать слева

2) расстояние от глаза до предмета должно быть около 30—35см;

3) нельзя читать в транспорте, так как в результате постоянно меняющегося расстояния между книгой и хрусталиком ослабевает эластичность хрусталика и ресничной мышцы, что ведет к ухудшению зрения.

5) Необходимо беречь глаза от слишком яркого света, который разрушает светочувствительные рецепторы. Поэтому при очень ярком освещении нужно надевать темные очки. Нельзя смотреть незащищенным глазом прямо на солнце. Это может вызвать серьезный ожог сетчатки и потерю зрения.

6) Глаз должен быть увлажнен. Сухому глазу сложнее выполнять свою оптическую работу, и микробам гораздо легче поразить такой глаз. Естественное увлажнение глазное яблоко получает в процессе моргания, поэтому, выполняя зрительную работу, следует как можно чаще и систематически моргать.

7) Питание - для сохранения зрения рекомендуется в рацион, добавлять каротиноиды (способны накапливаться в сетчатке глаз, повышая ее защиту от вредных внешних воздействий. Положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты - бета каротин, витамин С, витамин Е, цинк и омега-3 жирные кислоты (апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи)


21.Мышечная система. Основные группы мышц. Функции мышц.

Мышечная система (мускулатура) – система органов высших животных и человека, образованная скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря которой организмом осуществляется движение во всех его проявлениях.

 

Основные группы мышц:

•мышцы головы: жевательные и мимические.

Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть. С одной стороны они прикреплены к костям черепа, а с другой — к нижней челюсти.

Мимические мышцы открывают и закрывают рот и глаза, изменяют выражение лица, отвечают за речевую артикуляцию. Как правило, мимические мышцы прикреплены одним концом к коже, а другим — к костям черепа. Но круговые мышцы глаз и рта прикрепляются только к коже.

•Мышцы шеи поддерживают и приводят в движение шею и голову, опускают нижнюю челюсть.

•Мышцы спины обеспечивают поддержание вертикального положения тела. Также с их помощью осуществляются движения головы и шеи, лопаток и рук (руки приподнимаются и опускаются), а также рёбер при дыхании.

•Мышцы груди участвуют в движении костей плечевого пояса и рук, рёбер при дыхании.

•Мышцы живота обеспечивают повороты и наклоны туловища, участвуют в дыхательных движениях. К этой группе мышц относят и диафрагму, которая отделяет грудную и брюшную полости и участвует в дыхательных движениях. Мышцы брюшного пресса также выполняют защитную функцию.

•Мышцы плечевого пояса и руки приводят в движение верхнюю конечность и её отделы, обеспечивают сложнейшие перемещения и точность их движений.

•Мышцы тазового пояса и ноги приводят в движение нижнюю конечность и её отделы. Движение бедра обеспечивают тазовые мышцы и мышцы бедра. Мышцы бедра участвуют в движениях голени, а мышцы голени — в движениях стопы. Мышцы стопы обеспечивают сгибание и разгибание пальцев ног.

 

Функции мышц:

способны сокращаться под влиянием нервных импульсов. Часть опорно-двигательного аппарата. Выполняют различные движения, обеспечивая перемещение тела, поддержание позы, сокращение голосовых связок, дыхание и прочее.

 

Иммунитет. Виды иммунитета

Иммунитет представляет собой способность человеческого организма оказывать защитные функции, предотвращая размножение бактерий и вирусов. Особенность иммунной системы заключается в поддержании постоянства внутренней среды.
Основные функции:

-Устранение негативного воздействия возбудителей заболеваний — химических веществ, вирусов, бактерий;

-Замещение нефункционирующих, отработавших клеток.

За формирование защитной реакции внутренней среды отвечают механизмы иммунной системы. Правильность осуществления охранительных функций определяет состояние здоровья индивида

Механизмы иммунитета и их классификация:

Выделяют специфические и неспецифические механизмы. Воздействие специфических механизмов направлено на обеспечение защиты индивида против определенного антигена. Неспецифические механизмы оказывают противодействие любым возбудителям заболеваний. Кроме того, они отвечают за начальную защиту и жизнеспособность организма.

Помимо перечисленных типов выделяют следующие механизмы: Гуморальный — действие данного механизма направлено на предотвращение попадания в кровь или другие жидкости организма антигенов;

Клеточный — комплексная разновидность защиты, которая воздействует на болезнетворные бактерии посредством лимфоцитов, макрофагов и прочих иммунных клеток (клетки кожи, слизистая). Необходимо отметить, что деятельность клеточного типа осуществляется без антител.

Тестостерон

· определяет адекватное развитие мужских первичных и вторичных половых признаков

· Под его влиянием в период полового созревания увеличиваются размеры полового члена и яичек, происходит оволосение по мужскому типу, меняется тональность голоса;

·  усиливается синтез белка, приводя к ускорению процессов роста,физического развития, увеличению мышечной массы.

·  влияет на формирование костного скелета, увеличиваются рост, толщина и прочность кости

·  При гиперпродукции (избыточность)тестостерона ускоряется обмен веществ, в крови возрастает количество эритроцитов.

· При гипофункции(недостаточность) приводит к развитию евнухоидизма, основными проявлениями которого являются задержка развития первичных и вторичных половых признаков, диспропорциональность костного скелета, увеличение отложения жира на груди, в нижней части живота и на бедрах, увеличение молочных желез.

Что такое ВИЧ?

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) инфицирует клетки иммунной системы, разрушая или нарушая ее функции. Инфицирование вирусом приводит к прогрессирующей деградации иммунной системы и, в результате, к "иммунодефициту".

Что такое СПИД?

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — это термин, применяемый к самым последним стадиям ВИЧ-инфекции. Для него характерно появление каких-либо из более чем 20 оппортунистических инфекций или связанных с ВИЧ видов рака.

Признаки и симптомы

Симптомы ВИЧ варьируются в зависимости от стадии инфекции. На протяжении нескольких первых месяцев лица, живущие с ВИЧ, как правило, наиболее заразны, но многие из них узнают о своем статусе лишь на более поздних стадиях инфекции и могут быть распространителями вируса в том случае, если не получают лечения. На протяжении нескольких первых недель после ВИЧ- инфицирования могут вообще отсутствовать какие-либо симптомы или может развиться гриппоподобная болезнь, сопровождаемая высокой температурой, головной болью, сыпью и болью в горле.

По мере того, как ВИЧ-инфекция постепенно ослабляет иммунную систему, у инфицированного человека могут появляться другие признаки и симптомы, такие как опухшие лимфоузлы, потеря веса, высокая температура, диарея и кашель. В отсутствие лечения могут развиться серьезные заболевания, такие как туберкулез, криптококковый менингит, острые бактериальные инфекции и онкологические заболевания, в частности саркома Капоши и лимфомы.

Причины:

· половой контакт с ВИЧ -инфицированным;

· переливание инфицированной крови (продуктов крови);

· использование игл и шприцев, которыми пользовался ВИЧ -инфицированный;

· от матери ребенку при беременности и кормлении грудью.

Меры профилактики:

· иметь только одного сексуального партнера

· избегать половых связей с малознакомыми и подозрительными людьми

· использовать презервативы

· не пользоваться чужими станками, бритвами, зубными щетками, использованными медицинскими приборами

· настаивать на одноразовых инструментах в кабинете стоматолога, гинеколога, косметолога и других специалистов.

 

 

Особенности сосудов у детей

Сосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк. По шири не артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет

 

1: 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их со отношение составляет 1: 2. Рост артерий и вен часто не соот ветствует росту сердца. Стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. С этим связаны меньшие показатели, чем у взрос лых, периферического сопротивления, артериального давления и скорости кровотока.

 

Строение артерий также меняется. У новорожденных стен ки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. До 5 лет быстро растет мышечный слой, в 5— 8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.

 

Частота пульса у детей зависит от возраста. У новорожден ного она составляет 160—140 ударов в 1 мин, в 1 год — 110—140, в 5 лет — 100, в 10 лет — 80—90, в 15 лет — 80.

 

С возрастом нарастает систолическое артериальное давле ние, имеется тенденция к повышению диастолического дав ления.

 

Артериальное систолическое давление равно 90 + 2 x n, диа столическое — 60 + 2 x n, где n — возраст ребенка в годах. Для де тей до 1 года систолическое давление равно 75 + n, где n — воз раст ребенка в месяцах. Диастолическое артериальное давление равно систолическому давлению минус 10 мм рт. ст.

Билет.Биологические ритмы.

Биологические ритмы человека- это изменения характера и интенсивности

биологических процессов в организме, которые имеют определенную периодичность.Они присутствуют в каждом живом организме и являются настолько точными, что их даже называют «биологическими часами» или же

«внутренними,часами»

Виды биологических ритмов:

По длительности периода:

1.Циркадианные

2.Ультрадианные

3.Инфрадианные

4.Циркалунарные

5.Лунно-месячные

По источнику происхождения:

1.Физиологические

2.Геофизические

3.Геосоциальные

Роль биологических ритмов:

Состояние человека определяется тремя биоритмами: физическим, интеллектуальным и эмоциональным. (Теория трёх биоритмов).От биоритмов полностью зависит активность человеческого организма и его состояние.

Классификация биоритмов:

Биологические ритмы:

1.Суточные

2.Лунные

3.Сезонные

4.Годовые

Гигиена девочки подростка

Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

Гигиена питания подростков

Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы - источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.

 

Функции нервной системы

- Согласование работы всех органов и систем организма

- Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

- Ориентация организма во внешней среде

- Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства

 

Центральная нервная система (ЦНС) образована головным и спинным мозгом.

Периферическая нервная система включает 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пару спинномозговых нервов, нервные сплетения и узлы, находящиеся во всех частях тела.

По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Каждая из них имеет центральную (находящуюся в ЦНС) и периферическую (находящуюся за пределами ЦНС) части.

Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. С её помощью человек может произвольно (т. е. по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система (ВНС) регулирует работу внутренних органов, управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, работой желез, реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может управлять работой этой системы (нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение), то есть, она работает непроизвольно.

Виды нейронов по функциям:

Афферентные (чувствительные): получают информацию непосредственно от рецепторов, осуществляя взаимодействие между внешним миром и нашей нервной системой.

Эфферентные (двигательные): отвечают за осуществление конкретных действий - сокращение мышцы, выделение секрета железой.

Ассоциативные (вставочные): это все “средние” нейроны в цепочке, их может не быть вовсе или быть несколько в одной рефлекторной дуге. Они сосредоточены в ЦНС, отвечают за обработку информации и, говоря грубо, принятие нервной системой решений о действии организма.
 

Правила закаливания

Ø Регулярность

Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.

Ø Постепенность

Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.

Ø Учет индивидуальных особенностей организма

При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.

Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.

Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце.

Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.

 

Щитовидная железа

Щитовидная железа расположена на шее впереди гортани. В ней различают две доли и перешеек. Масса железы взрослого человека составляет 20-30 г. Железа покрыта снаружи соединительной капсулой, которая разделяет орган на дольки.

Дольки состоят из пузырьков (фолликулов), являющихся структурными и функциональными единицами. Щитовидная железа образует богатые йодом гормоны тироксин и трийодтиронин. Их основная функция - стимуляция окислительных процессов в клетке. Гормоны влияют на водный, белковый, углеводный, жировой, минеральный обмен, рост, развитие и дифференциро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.17 с.)