Основные направления взаимодействия с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления взаимодействия с семьей



Этапы взаимодействия Формы взаимодействия
Информационно-аналитический и диагностический этап Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения. Распространение информации о работе детского сада: сайт дошкольного образовательного учреждения. Сбор информации о ребенке: состояние здоровья:
  • анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика протекания адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист)
  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения)
  • выявление детей и семей группы «риска»
о семье:
  • состав семьи
  • материально-бытовые условия
  • психологический микроклимат, стиль воспитания
  • семейные традиции, увлечения членов семьи
  • позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту
  • социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр)
Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Анализ информации.
Организационно-методический этап Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей. Просветительская деятельность: наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы), передвижная библиотека (методическая и художественная литература), консультации, индивидуальные беседы; родительские собрания, круглые столы. «Школа для родителей» Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • дни открытых дверей;
  • подготовка к культурно-массовым мероприятиям;
  • совместное планирование;
  • организация досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление групп и дошкольного образовательного учреждения, благоустройство территории ДОУ.
Участие родителей в управлении ДОУ:
  • участие родителей в работе Совета ОУ;
  • работа родительского комитета.
Контрольно-оценочный этап Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.
  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Анкетирование

2.7.2. Перспективный план работы с родителями

Дата Формы проведения
Сентябрь Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей (сбор анамнестических данных) Анкетирование родителей вновь поступивших детей. Родительское собрание.
Октябрь Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования. Рекомендации (обследования, специалисты).
Ноябрь Совместная с родителями экскурсия в школу.
Декабрь Посещение праздника ко Дню Инвалида в Доме Молодежи. Новогодний утренник, проводимый совместно с родителями. Рекомендации.
Январь Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования (динамика в развитии детей) Советы, рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий дома.
Февраль Посещение на дому Беды с родителями выпускников о выборе школы.
Март Подготовка Весеннего праздника совместно с родителями детей. Круглый стол «Наши достижения».
Апрель Советы, рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий дома
Май Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования (динамика в развитии детей). Обсуждение выбора школы Посещение спец. школы совместно с родителями.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Модель организации воспитательно-образовательного процесса

Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность с детьми

№п/п Дни недели Вид деятельности
11. Понедельник Игры на развитие мелкой моторики. Конструктивные игры. Социальное развитие и ознакомление с окружающим.
22. Среда Дидактические игры на формирование мышления. Развитие сенсорного восприятия (зрительное, слуховое, тактильно двигательное восприятие).
33. Пятница Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина). ФЭМП и развитие ручной моторики. Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина). ФЭМП и развитие ручной моторики.

 

3.2. Материально-техническое оснащение коррекционно-образовательного процесса

Дефектологический кабинет работает по двум направлениям: коррекция и развитие психофизической деятельности детей. Работа направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата детей. Кабинет учителя-дефектолога оборудован в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации коррекционной работы и общепедагогическими принципами организации предметно – развивающей среды.

Кабинет оснащен специализированным необходимым учебно-дидактическим комплексом, игровым оборудованием и раздаточным материалом.

Специальная литература

Библиотека кабинета

Литература дошкольного учреждения Личный фонд учителей-логопедов
1.Баряева Л.Б. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде»- С-П- «Каро» 2006; 2. М.А Борякова Н.Ю. Касицина. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду с ЗПР» -М- «Сфера» 2007; 3. М.А Борякова Н.Ю. Касицина «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду с ЗПР» -М- «НОИ» 2004; 4.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.«Программа воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью» -С-П.- «Каро» 2007; 5.Басилова Г.А. Александрова Н.А. «Как помочь малышу со сложным нарушением развития» -М- «Просвещение» 2008; 6.Венгер А. А. «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве» -М.- «Просвещение» 1998; 7.Гаркуш Ю.Ф. «Кррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи»- М.- «Сфера» 2007; 8.Кожевникова Е.В. Клочкова Е.В. «Нет необучаемых детей»- С-П. -«Каро»2007; 9.Катаева А.А. Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» -М.- «Просвещение» 1991; 9.Кэрол Тингей – Михаэлис «Дети с недостатками развития» -Балтимор- «Университет» 1983; 10.Кондратьева С. Ю. Агапутова О.Е. «Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР»- С-П.- «Детство-пресс» 2008; 11.Кузнецова Г.М. «Рисуем дождик»- М.- «Гном» 2002; 12.Касицина М. А. «Рисующий гномик»- М. -«Гном и Д» 2005; 13.Коноваленко С.В. «Конструктивная деятельность детей» -М-. «Книголюб» 2007; 14.Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного) ДОУ» -Ч. – «ИДПОПР» 2003; 15. Лаврова Г.Н. «Организация систем мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях ФГОС.» -Ч.- «Цицеро» 2012» 16. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С. «Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 летнего возраста» -Ч. -2002»» 17.Лиштван З.В. «Конструирование» -М.- «Просвещение»1981; 18.Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии» -М. -«Просвещение» 1990; 19. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет» -М.- «Мозаика-синтез» 2007; 20. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет» -М.-«Мозаика-синтез» 2009; 21. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 6-7 лет» -М.- «Мозаика-синтез» 2009; 22. Маркова Л.С. «Построение коррекционно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР» -М.- «Айрис» 2005; 23. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006, часть 1, 2» 24. Неретина Т.Г. «использование артпедагогических технологий в коррекционной работе» -М.- «Наука» 2013; 25. Ратнер Ф.А. Юсупова А. Ю. «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» -М. -Хрестоматия «Гном и Д» 2001; 26. Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»- С-П- «Каро» 2005; 27. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» -М-. «Экзамен» 2006; 28.Стребелева Е.А. «Коррекционная помощь детям раннего возраста -М.- «Экзамен» 2004; 29. Стребелева Е.А «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»- М.- «Владос» 2005; 30. Соколова Н.Д. «Дети с ограниченными возможностями здоровья»- М.- «Гном и Д» 2001; 31. Стребелева Е.А Мишина Т.А. «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста» -М. -«Владос» 2008; 32. Татаринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе педагога, логопеда» -С-П- «Речь»2006; 33.Ткачёва Л.В. «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии» -М -«Гном-Пресс» 1999; 34.Прохорова Г.А. «Путешествие на яхте» -М.- «Гном и Д» 2005; 35.Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике» -Ростов на Дону -«Феникс» 2006»; 35.Шипицина А.М. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» -С-П- «Речь» 2005; 36.Яковлева Г.В «Документация педагогов ДОУ компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО» -Ч.- «Цицеро» 2014; 37. Яковлева Г.В Лаврова Г.В. «Разрабатываем основную общеобразовательную программу ДОУ. раздел «Содержание коррекционной работы» -Ч.- «Цицеро» 2013. 38.. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М., 2001. 39. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2001. 40. Климанова Л.Ф. Читалочкка. – М.: Просвещение, 1996. 41. Ванюхина Г. Речецветик. – Смоленск: Русич, 1996. 42.Подписка журнала «Логопед» за 2006-2014 годы. 43. журнал «Конфетка» за 2009-2014 годы; 44. Подписка журнала «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»» за 2006-2014 годы. 1.Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1984. 2.Залмаева Р. Сам себе логопед. СПб.,1999. 3.Крылова К.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, - М., 1993. 4.Лалаева Л.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя - СП – Союз, 2001. 5.Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1984. 6.Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста, - М., 1981. 7.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- М.: ТЦ «Сфера», 2002. 8.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1989. 9.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993. 10.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998. 11.Горлова Н. С. Логопедический массаж. М.- 2011. 12.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Н.А. Чевелева Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. 13.Домашний логопед/ автор-составитель В.И. Руденко. – Ростов-на-Дону, 2000. 14.Ты и твоя речь. – Екатеринбург: У-Фактория, 1997. 15. Лопухина И. Логопедия. – СПб.: Дельта, 1997. 16. Баллингер Э. Учебная гимнастика. – М.: Просвещение, 1996. 17.Настольная книга дефектолога. – М: Просвещение 1994. 18.Г.В. Шевченко «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития». 1, 2 книга, М. –Школьная пресса»: 2004. 19.И.А. Морозова, М.Д. Пушкарёва «Развитие элементарных математических представлений детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет». М. серия КРО. 2008. 20.Н.Ю. Борякова «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с ЗПР» М. 2003. 21.Н.Ю. Борякова, М.А. Косицина «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР» М. 2004.

Дидактические игры и пособия в кабинете

Разделы Дидактические игры и пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций. «Четвертый лишний», счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Путешествие в мир эмоций», «На что это похоже», «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Логический поезд», «загадки в картинках», шашки, шахматы, «Домино», «Логические пары», «Четыре картинки», «Цветные фоны» - 2 варианта игр, «Подбери и разложи», «Подарки для поросёнка», «Цветные лотки», «Конструктор деревянный», «Конструктор пластмассовый», «Готов ли ты к школе?»-развитие памяти, внимания, мышления «Что к чему», «Мозаика развивающая»
Формирование звукопроизношения Собака Тобик, Лото на звуки Л и Ль,С-Сь; дифференциация Ш-Ж, Р-Рь,пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковые тренажеры, «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото», кубики и схемы-таблицы Н.А. Зайцева; «Готов ли ты к школе»-развитие фонематического слуха, чтение, карточки-задания на формирование фонематического анализа
Грамота Касса букв, книги «Азбука», картинный материал, карточки-задания, «Веселый букварь», «Буквари» под ред. О. Жуковой-12 шт.
Формирование лексико-грамматического строя речи Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Космос», «Профессии», «Времена года», «Транспорт», лото «Домашние животные и птицы», «Звук. Свет. Вода»; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов. «Времена года», «Контрасты», «развиваем речь», «Познаем мир», «Многозначные слова», «Антонимы – глаголы», «Словообразование», «Ударение»,»Готов ли ты к школе»-окружающий мир, природа.
Связная речь Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; «Сравни и подбери», «Скоро в школу».
Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания Ленточки, мыльные пузыри, ветрячок, дудки, «язычки», воздушные шары, мыльные пузыри, «Крокодил», «Дутьё на шарик, чтобы не упал», наборы для узнавания запахов, игра «Кто здесь спрятался», шарики и др. предметы на лентах для выполнения артикуляционных упражнений.
Развитие познавательных способностей «Кубики Никитиных», «Блоки Дьёнеша», «Палочки Кюинзера», «Почтовый ящик», «Геоконт» Воскобовича, «Логический куб», «Вставные бочонки», «Счётные палочки» - 5 наборов, Кубики «Расскажи сказку», Набор строительных блоков, Мозаика «Азбука+математика», Мозаика»Цыплёнок», Деревянные фигурки на шнурке, Кубики для составления предметных картинок, вкладыш «Паровозик», лото «Каждой букве- своё место», цветные прищепки «Солнышко», «Домик», шнуровка «Теремок», вкладыши «Ёлочки и грибочки», наборы разрезных картинок, паззлы, дидактический материал по развитию элементарных математических представлений, разработанный Нищевой., лото «Кто что делает», лото «Чьи дети», «Детское лото», Лото на 4-х языках», лото «У нас порядок», лото «Звуки», лото «Цветные фоны», лото «Время», «Лабиринт», пирамиды 4-х, 5-ти составная «Мишутка», лото «А я найду», парные картинки «овощи, ягоды», д/и «Найди такой же», д/и «у кого есть?», набор строительный «Построй дом», д/и «Разложи ягодки в подносы», д/и «Найди различия», набор кукольной посуды «Подбери по цвету»
Развитие мелкой моторики Мячи массажные большие, средние и маленькие, волчки, кнопочные мозаики, «Сухой бассейн», шнуровки различных видов и сюжетов, набор прищепок, пластилин цветной, су-джоку - 10 штук, наборы природного материала для аппликаций на пластилине, кольцеброс «Слонёнок», шнуровки, «Клоун» на липучке.
  Детский компьютер – «Трудные звуки», «Учимся думать», «Учим цифры»
  Электронная игра «Кто гуляет по лужку»
  «Поймай рыбку»

Консультации для педагогов и родителей

Педагоги Родители
Лекции для воспитателей по развитию речи: 1. Понятие о связной речи, 2. Особенности развития речи в дошкольном возрасте, 3.Современные подходы к развитию речи детей дошкольного возраста. Консультации: - Создание речевой среды в группе. - Говорить помогают пальцы. - Игровые упражнения для развития связной речи. - Развитие познавательных способностей. На родительские собрания: - Развитие общение с детьми. - Развитие речи детей в раннем возрасте. -Развитие сенсорных представлений. .Развитие мышления, речи посредством кинезиологических упражнений. - Как говорит ваш ребенок. - Первый класс и как подготовить ребенка к школе. - Заикание можно вылечить. -Развитие познавательных способностей. -Особенности работы педагога с детьми с ДЦП. -Развитие мелкой моторики.

3.3. График организации образовательного процесса

Сроки Содержание работы
1сентября-15 октября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
15 октября– 15 апреля Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми Промежуточная мониторинговая диагностика психического развития детей
15 апреля– 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

В процессе работы используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут.

Система работы

Недельная циклограмма работы учителя – дефектолога с детьми (Приложение)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.014 с.)