Принципы и подходы к формированию рабочей программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и подходы к формированию рабочей программы



Принципы построения программы:

  • Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ГБДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ГБДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Подходы к формированию программы:

  • системно – деятельностный подход;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса;
  • Совместная работа учителя-дефектолога, воспитателя и родителей является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

  • Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
  • Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  • Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
  • Положительно относятся к предметам живой и неживой природы. Заложены первоначальные экологические мироощущения.
  • Выработаны нравственные отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
  • Формируются перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Начинают овладевать системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
  • Начинают усваивать количественные и качественные отношения между предметами, сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству.
  • У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
  • Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
  • Развивается мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
  • Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно - игровые действия, начинают играть со сверстниками.

1.5.Перечень программ, необходимых для осуществления коррекционно-образовательного процесса

  Основная:   Дополнительные:

Основная образовательная программа дошкольного образования МБС(К) ОУ «начальная школа-детский сад №10»

1.«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» под редакцией Н.Ф.Дементьевой 2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под ред. Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его позитивных качеств.

Все содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Работа в разделе «Социальное развитие» охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
  • развитие навыков сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

В разделе «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:

  • Сенсорное воспитание,
  • Формирование мышления,
  • Формирование элементарных количественных представлений,
  • Ознакомление с окружающим,
  • Развитие речи и формирование коммуникативных способностей,
  • Обучение грамоте.

В разделе «Формирование деятельности», рассматривается подраздел: -формирование игровой деятельности.

Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми. Обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

На четвертом году обучения учитель – дефектолог проводит занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Благодаря целостности коррекционно-воспитательной работы по представленным разделам Программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, у ребенка с нарушением интеллекта складывается система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, происходит становление его личностных начал, формируется адекватное поведение, ребенок выходит на новый уровень психологического развития и готовности к школьному обучению.

Содержание коррекционно-педагогической работы

Основные направления

1.Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

2.Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.

3.Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):

а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;

б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;

в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.

4.Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

5.Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей:

а) занятия ручным трудом;

б) воспитание навыков самообслуживания;

в) воспитание уважения к труду взрослых.

6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

7.Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

8.Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.

Образовательные области:

О.О. «Социально – коммуникативное развитие»

Первый – второй этап обучения

Социальное развитие

  • Формировать у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
  • Развивать сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
  • Формировать адекватное восприятие окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).
  • Формировать сотрудничество ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта.
  • Формировать и пробуждать «личную память», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.
  • Развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом.
  • Формировать бережное отношение к окружающим предметам, на признание их значимости в жизни самого малыша и других людей.
  • Готовить ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Обучение игре

  • Формировать интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, предметно-игровые действия, закладываются основы сюжетно-ролевой игры.
  • Формировать важнейшие психические процессы и действия: восприятие, образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь и воображение.
  • Прививать нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения детей и взрослых.
  • Учить играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, сотрудничать, достигая общей цели.
  • Овладевать моральными нормами действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.

Ознакомление с окружающим

  • Сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Обогащать чувственный опыт ребенка — учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
  • Формировать адекватные представления об окружающем, создавать чувственную основу для слова и подготавливать ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
  • Знакомить детей с явлениями социальной жизни, с предметным миром, созданным человеком; с явлениями живой и неживой природы.
  • Знакомить с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».
  • Формировать представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.
  • Формировать представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
  • Формировать представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы, зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.

ОО "Познавательное развитие"

Первый - третий этап обучения

Сенсорное воспитание

  • Коррекция когнитивной сферы ребенка.
  • Развивать у детей поисковые способы ориентировки: методы проб и примеривания.
  • Формировать все психические процессы — внимание, память, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; которые выступают фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
  • Формировать связи внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
  • Формировать ориентировочную деятельность, которая реализуется в виде действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, обеспечить освоение системы сенсорных эталонов.
  • Учить правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание, подражание, формирование целостного образа предметов.
  • Развивать слуховое внимание и восприятие.
  • Развивать тактильно-двигательное восприятие, вкусовое восприятие.
  • На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.

Формирование мышления

  • Формировать осмысленные целенаправленные предметные действия, преодолевать статичность восприятия.
  • Создавать благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно - логического мышления.
  • Формировать побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений.
  • Формировать образы - представления, укреплять взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Формирование количественных представлений

  • Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств
  • формировать элементарные количественные и качественных представлений, отношения между предметами.
  • сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов.
  • Учить выделить, абстрагировать от других признаков предмета количество - как особый признак, независимый ни от каких других — ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения в пространстве.

ОО "Речевое развитие"

Первый - третий этап обучения

Развитие речи

  • Развивать речь и формировать коммуникативные способности у детей во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей
  • Учить создавать образы восприятия и представления об окружающей действительности, усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усвоении в процессе занятий по сенсорному воспитанию и формированию мышления.
  • Закреплять и обобщать в слове приобретенный социальный и эмоциональный опыт.
  • Развивать у детей невербальные и вербальные формы общения.
  • Учить систематизировать и обобщать речевой материал, расширять и уточнять словарь, активизировать связную речь.
  • Формировать основные функции речи — фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную.
  • Коррекция звукопроизношения у детей.

ОО "Речевое развитие"

Первый – третий этап обучения.

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму

  • Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением, по образцу и речевой инструкции.
  • Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
  • Формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
  • Формировать у детей специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов, указательный тип хватания.
  • Учить детей правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
  • Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу и по речевой инструкции.
  • Формировать у детей умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги, проводить прямые непрерывные линии от определенной точки слева направо, сверху, вниз, проводить волнистые линии по контуру, штриховать простые предметы сверху вниз, слева- направо, ориентироваться в тетрадях в клетку, обводить клетки, считать из, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
  • Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
  • Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
  • Формировать у детей графические навыки.
  • Воспитывать у детей оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
  • Продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.).
  • Формировать у детей умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка). сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).
  • Учить детей размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону.
  • Учить детей штриховать в одном направлении: сверху вниз, простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар).
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии.
  • Воспитывать у детей оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.

Обучение грамоте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.022 с.)