Возрастные и индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные и индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью



У умственно отсталых дошкольников наблюдаются отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности.

Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием ЦНС.

В целом умственно отсталый ребенок имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое в их развитии - отставание в овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.

Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является пятый год - дети уже могут делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине); у отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. Однако все это проявляется скорее только как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста нормально развивающихся детей.

Другой важной стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с процессом восприятия. Для умственно отсталых дошкольников характерно отставание в темпе развития наглядно-действенного мышления. Далеко не всем детям к концу дошкольного периода оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, т.е. на перемещение предмета, его использование или изменение.

В отличии от нормально развивающихся детей, у умственно отсталых возрастные изменения в развитии наглядно-действенного мышления без специального обучения незначительны. До конца дошкольного возраста у них фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

Игра в младшем дошкольном возрасте может возникнуть только на основе предметной деятельности на определенном уровне. К школьному возрасту фактически не возникает предметной деятельности. Действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как побуждается лишь их внешним видом.

1.2 Цели деятельности по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью

Основная цель рабочей программы – коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную среду.

Задачи:

Общие задачи, которые реализуются на всех этапах воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста:

  • Развитие собственной активности детей;
  • Развитие интереса к окружающему;
  • Формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими;
  • Поэтапное формирование элементарной предметной деятельности;
  • Подготовка таких детей к школьному обучению.
  • Задачи первого этапа обучения:
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым, сверстникам.
  • Формирование привычки находиться в группе и следовать ритму жизни группы.
  • Формирование интереса к происходящему в группе.
  • Формирование действий по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого.
  • Задачи второго этапа обучения:
  • Расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире.
  • Закрепление привычек и навыков адекватного поведения и общения со взрослыми и детьми.
  • Формирование целенаправленных предметных действий.
  • Задачи третьего этапа обучения:
  • Дальнейшее расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающей действительности.
  • Продолжение формирования навыков адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми.
  • Формирование некоторых видов элементарной предметной деятельности.

Виды деятельности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.005 с.)