Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема законодательного закрепления конституционно-правовой ответственности России до и после 1993 г.
А ннотация: В Российской Федерации по сей день существует проблема законодательного урегулирования конституционно-правовой ответственности, которая выражается в отсутствии ее как отдельного вида юридической ответственности. Данная работа состоит из предложения нормы-дефиниции “конституционно-правовая ответственность”, а также историографии данного правового института в России. Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, норма права, деликт, дефиниция, правопорядок. Стоит заметить, что в теории конституционного права до сих пор нет единого подхода к определению ответственности, не говоря о том, что не существует легального определения этого понятия. Примером может послужить то, что Н.М. Колосова использует термин "конституционная ответственность"[20], В. А. Виноградов добавляет к термину "конституционная ответственность" - "конституционно-правовая ответственность"[21], в то время как М.В. Баглай использует оба термина. Но, несмотря на разногласия, общеупотребительным стал термин "конституционно-правовая ответственность". Матросов С.Н. утверждает, что "право без ответственности декларативно", "конституционная правовая ответственность не только способна служить теоретической моделью, но и имеет практическое значение, как средство обеспечения конституционного строя в нашей стране"[22] Закрепление конституционно-правовой ответственности повысит эффективность общего правового регулирования, ведь без этого института невозможно вести речь о конституционном правопорядке, обеспечении законности, правах и свободах человека и гражданина, постепенной трансформации демократически развитого общества в правовое государство. В российском законодательстве не хватает нормы-дефиниции конституционно-правовая ответственность. Предлагается внести и в дальнейшем использовать следующее определение: конституционно-правовая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий, возникающих между государством и правонарушителем вследствие совершения последним конституционного деликта, что связано с негативной оценкой со стороны общества и государства и выражается в применении установленных законом мер государственно-принудительного характера, осуществляемых в процессуальной форме.[23]
До принятия Конституции 1993 года проблема закрепления конституционно-правовой ответственности также существовала. Важно отметить, что в дореволюционные и советские времена этот правовой вопрос не был в центре внимания юридической науки, так как и в царской России, и в СССР преобладала идея подчинения личности государству, права и свободы человека и гражданина не были главной заботой власти, а в конце двадцатых и начале тридцатых годов из-за тоталитарного политического режима и вовсе не рассматривались[24]. Некоторые ученые полагают, что отсутствие законодательного закрепления конституционно-правовой ответственности на протяжении развития отечественной правовой истории связано с тем, что во времена до принятия первой Конституции лишь очень малая часть интеллигенции в Российской империи придерживалась идей либерализма, в основе которых лежит приоритет прав и свобод человека и гражданина. Так, славянофилы в сороковых годах 19-го века утверждали, что право в России вовсе не нужно; по их мнению, оно заменяет человеку его естественную мораль – совесть[25]. Один из самых знаменитых представителей славянофилов Ф.М. Достоевский настаивал, что права личности – это права эгоистичных людей. Первая российская конституция, принятая в 1918 году, не имела, как и все последующие, нормы-дефиниции о конституционно-правовой ответственности, однако она устанавливала персональную ответственность народных Комиссаров[26]. Первая Конституция, принятая в СССР, - Конституция 1924 года -расширила представление о конституционно-правовой ответственности, так как форма государства в виде государственно-территориального устройства, политического режима и формы правления уже была заложена. В первой советской конституции хоть и не было нормы-дефиниции “конституционно-правовая ответственность”, но существовали примеры ответственности органов власти:
в) Ответственность Прокурора Суда Союза ССР за дачу заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховным Судом Союза ССР[29]; Можно сказать, что в Конституции 1924 года была установлена ответственность основных органов государственной власти и должностных лиц. Именно она стала фундаментом для расширения и конкретизации ответственности власти за свои действия. 5 декабря 1936 года постановлением чрезвычайного VII Съезда Советов СССР была утверждена новая Конституция, в которой впервые появилась норма о неприкосновенности депутатов. В частности, в статье 52-й сказано, что Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР в период, когда идут его сессии. В 10-й главе четко прописываются основные права и обязанности граждан, чего не было в конституции 1924 года, поэтому можно говорить о наличии ответственности не только должностных лиц, но и граждан. Но чаще всего эти нормы носили декларативный характер. Конституция 1977 года делает конституционно-правовую ответственность органов государственной власти максимально абстрактной. Уже в 3-й статье закреплена ответственность каждого государственного органа и должностного лица за “порученное дело”. Это положение конкретизируется в других главах – в главе 12 (“Система и принципы деятельности народных депутатов СССР”), главе 14 (“Народный депутат”), 15-й (Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР) и 16-й (Совет Министров СССР). Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет конституционно – правовую ответственность в качестве отдельного правового института. Так же, слово «ответственность» употребляется лишь в трех статьях указанного нормативно – правового акта: ст. 41, 54, 122, причем в основном речь в данных статьях идет абсолютно о других видах ответственности[30]. Заместитель председателя Верховного Суда РФ П. П. Серков доказывает, что институт конституционной ответственности в российском праве не сложился, так как не закреплено понятие ответственности в законе, конституционные нормы охраняются санкциями иных отраслевых видов ответственности, конституционные деликты не определены и не конкретизированы в нормах права, процедура их применения не опосредована в специальных процессуальных нормах. Так называемые санкции конституционной ответственности, по сути, не меры конституционной ответственности, а либо меры защиты, либо вариант разрешения политического кризиса или санкции иных видов ответственности.[31] Немаловажной особенностью конституционно-правовой ответственности является то, что практически все ее санкции могут использоваться в качестве санкций других видов юридической ответственности. Из этой особенности вытекает еще одна проблема, не позволяющая развиваться конституционно – правовой ответственности, как отдельному правовому институту. Этой проблемой является фактическое поглощение конституционно-правовой ответственности другими отраслями права в силу слабой правовой системы указанного вида юридической ответственности и его законодательного закрепления, бессистемности источников конституционно-правовой ответственности. Общий характер норм конституционного права, пробелы в правовом регулировании приводят к тому, что определенные санкции относятся, скорее, к мерам политического воздействия или к другим отраслям права. Например, отрешение Президента от должности вследствие государственной измены по ст. 93 Конституции РФ, выступает ярким примером конституционно – правовой санкции, однако при этом в данном случае также применяются нормы уголовного права, а именно ст. 275 УК РФ (государственная измена)[32], что в свою очередь ведет к сплетению конституционно-правовой ответственности с уголовно-правовой ответственностью и ослаблению конкретизации конституционно-правового деликта и мер воздействия конституционно-правовой санкции.
В современной юридической науке поднимается вопрос о создании единого закона о конституционно – правовой ответственности, основной целью которого будет: конкретизация конституционной нормы, конституционно-правовой ответственности, введение конституционной ответственности в качестве отдельного правового института и его закрепление на законодательном уровне. Это позволит устранить значительный правовой пробел и повысить доверие граждан к власти.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.) |