Роль Конституции РФ в административном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль Конституции РФ в административном праве



Аннотация: В данной статье рассматриваются роль Конституции Российской Федерации в системе источников отечественного права, в целом, и административного права, в частности, влияние на его содержание. Соотношение некоторых норм конституционного права с нормами права административного.

Ключевые слова: Конституция РФ, источники административного права, отрасль права, значение конституционных норм.

 

Основополагающим и главенствующим актом отечественного права безусловно является Конституция Российской Федерации, это не вызывает сомнений ни у отечественных правоведов, ни у граждан нашей страны, не обладающих каким-либо профессионально-юридическим сознанием.

Так, по данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 61 % опрошенных россиян считают Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и закрепляющим основные права и свободы ее народа[18].

Конституция является нормативно-правовой базой для всех отраслей российского права. Не составляет исключение и административное. Являясь одним из важнейших и старейших направлений отечественной юридической системы, оно, однако во многом опирается и зависит от положений конституционного права. 

Так, нормы Конституции, имеющие прямое действие и оказывающие влияние на административное законодательство, можно разделить на две основные группы: гарантирующие соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ и закрепляющие нормы функционирования механизма государственной власти и самоуправления, а также участие граждан в управлении государством.

К первым, можно отнести статьи 38-46, которые гарантируют ряд конституционных прав граждан, им корреспондируют обязанности органов исполнительной власти. 

Или же статьи вторую и семнадцатую, которые закрепляют и гарантируют, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Они также закрепляю, что  соблюдение и защита прав и свобод человека признаётся обязанностью государства.

Проведя анализ федерального законодательства, можно заметить, что конституционные положения  красной нитью пронизывают практически каждый федеральный правовой акт регулирующий деятельность правоохранительных органов, а так же органов исполнительной власти. Данные положения как прямо закрепляются федеральном законодательстве, как, например, в федеральных законах «О прокуратуре» или «О полиции», или  как Кодексе об административных правонарушениях. Так и  находят отражение в правовых принципах, таких как гуманизм, законность, равенство, которые  оказывают существенное влияние на административное право и законодательство, так и правовую систему России в целом.   

К положениям Конституции, определяющим порядок функционирования механизма государственной власти, можно отнести как отдельные статьи так и целые главы регулирующие важнейшие институты государственной власти России (Глава 4. «Президент РФ» Глава 5. «Федеральное собрание», Глава 6. «Правительство РФ»…). Такие нормы, например, содержатся статьях 10, 11, 77, 78, 83, 95, 103, 104, 106, 125, 134 и более подробно раскрываются в федеральном законодательстве, а также в огромном массиве подзаконных нормативных правовых актов, образующих самостоятельные подотрасльи и институты административного права.

Отдельного рассмотрения заслуживает двухуровневая природа административного законодательства и её закрепление в Конституции, так блок статей, регулирующих разграничение предметов ведения субъектов и федерации (71-73 и 76-78 статьи) относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению.

По сути, указанные выше статьи Конституции РФ закладывают основы для определения сфер действия федерального и регионального административного законодательства; устанавливают границы законотворческой деятельности РФ и ее субъектов в области административного и административно-процессуального регулирования. В частности, они создают предпосылки для разграничения законодательной компетенции РФ и ее субъектов по вопросам управления государственной собственностью, регулирования государственной службы, организации и деятельности исполнительной власти, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Ю. А. Тихомирова подчеркивает особую важность этой группы конституционных норм и говорит о том, что «развитие административного законодательства в последние годы идет под влиянием разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами».[19]

Для отраслей административного и конституционного права характерен определённый симбиоз: возникая  на нормах Конституции, административные институты сами выступают гарантом её обеспечения и соблюдения. Органы государственной власти, учреждаемые ею, функционируют с помощью норм административного права, в то же время, ставя перед собой высшей целью охрану положений прописанных в конституции.  

 

Воробьева Софья Дмитриевна
студентка 1 курса
Юридического факультета
Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Тимошенко Анастасия Николаевна
 студентка 1 курса
Юридического факультета
Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Адыгезалова Г.Э.,
заведующая кафедрой конституционного и муниципального права
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
доктор юридических наук, доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.006 с.)