Список использованных источников. 2. Айрапетьянц Э 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 2. Айрапетьянц Э



1. Ухтомский А.А. – заслуженный собеседник // Предисл. Г. Цуриковой, И. Кузьмичева, примеч. Л.В. Соколовой // Интуиция совести. – СПб.: Петерб. Писатель, 1996. – С. 248-308. – Текст: непосредственный.

2. Айрапетьянц Э. Ш. А.А. Ухтомский – великий физиолог // Сборник речей, докладов к 100-летию со дня рождения акад. Алексея Алексеевича Ухтомского. – Л.: ЛГУ, 1975. – С. 6-29. - Текст: непосредственный.

3. Аршавский И.А. Н.Е.  Введенский. – М., 1950. - 183 с. - Текст: непосредственный.

4. Аршавский И.А. Роль А.А. Ухтомского - учёного и личности в создании физиологической школы Ленинградского университета. - М.,1971. - Текст: непосредственный.

5. Батуев А. С. Идеи А.А. Ухтомского о природе человека / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Журнал высшей нервной деятельности. - Т. 43. – Вып.1. - 1993. - Текст: непосредственный.

6. Долгин Е.С. А.А. Ухтомский и его доминанта // Биология в школе - № 3.- М., 1975. - Текст: непосредственный.

7. Золотарёв А.А. Воспоминания // А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах // Cост. Ф.П. Некрылов. - СПб., 1992. - Текст: непосредственный.

8. Лебедчук П.В. Социальное обучение как одно из условий духовно-нравственного развития молодежи // Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Международной научно-практической конференции, 4-5 декабря 2014 г. - Под ред. Г.С. Прыгина, Л.М. Колпаковой. – Казань, Набережные Челны: Изд-во «Данис» ИППП ПО РАО, 2014. – т.2. – С. 199-207. - Текст: непосредственный.

9. Меркулов В.Л. Примечания к публикации архивных материалов А.А. Ухтомского // Природа - № 9. - 1975. - Текст: непосредственный.

10. Соколова Л.В. Этика А.А. Ухтомского и проблемы компетентного общения // Специализация школы и нервно-психическая адаптация. - СПб., 1998. - Текст: непосредственный.

11. Столбун В.Д., Столбун Ю.В. К вопросу о духовности по А.А.Ухтомскому // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Т.1. – Ярославль-Тверь, 1999. - С.494-508. - Текст: непосредственный.

12. Семыкин В.А., Лебедчук П. В., Пигорева О.В. Нравственный феномен Владимира Чемальского // Шестнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, 27 марта 2019 г., г. Курск. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2019. – С.178-183.

13. Ухтомский А.А. Заметки на полях книг. Рубрика «Переделывать себя и свою жизнь в мире» // «Заслуженный собеседник» - Рыбинск,1997. - Текст: непосредственный.

14. Ухтомский А.А. Письмо к И.И. Каплан от 1 (14) октября 1923 года // Интуиция совести. - СПб., 1996. - Текст: непосредственный.

15. Ухтомский А.А. Принцип доминанты // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. - Сб. - № 1. – М.-Л., 1925. – С. 60-65. - Текст: непосредственный.

 

С. В. Никитина

к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков

и гуманитарных наук,

Т. П. Болдырева

доцент кафедры иностранных языков

и гуманитарных наук

Курской государственной сельскохозяйственной академии

имени И.И. Иванова (г. Курск)

 

БИОГРАФИИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЗЕМЛЯКОВ

И ИХ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК КОМПОНЕНТ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья рассматривает проблему патриотического воспитания студентов на занятиях по иностранному языку. Авторы подчеркивают актуальность данного вопроса в сегодняшних реалиях, предлагают для более эффективного формирования патриотических взглядов обратить внимание на воспитание чувства ответственности и гражданского долга. Статья посвящена вопросу важности духовно-нравственных, патриотических ценностей при решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что большое значение в формировании гордости за свою страну имеет региональный компонент, поскольку учет культурных особенностей родного края, «малой Родины» способствует повышению интереса к истории страны в целом.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, иностранный язык, выдающиеся земляки, воспитательная работа, ответственность, гражданский долг, духовные ценности.

 

Перед высшим образованием всегда стояла задача не только подготовки высококвалифицированных кадров, но и воспитания духовно зрелого человека, гражданина, способного объективно оценивать различную информацию, касающуюся всех сфер жизни [4, c. 205]. В современных условиях это становится особенно актуальным, так как противостояние различных государств вошло в стадию тихой войны, когда на первый план выходит «мягкая сила», то есть идеологическая пропаганда, влияющая в первую очередь на умы молодежи. Попытки западных стран нивелировать достижения русского народа, фальсифицировать и извратить его роль в мировой истории доказывают, насколько важны духовно-нравственные, патриотические ценности при решении социальных проблем [5; 6]. Система воспитательной работы в высших учебных заведениях должна быть тщательно продумана и охватывать все виды аудиторной и внеаудиторной работы [7, c. 1051].

Важная роль в этой связи отводится дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе иностранному языку. Необходимо использовать весь потенциал дисциплины «Иностранный язык» при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций, так как благодаря правильному отбору речевого, языкового и страноведческого материала открываются большие возможности для патриотического воспитания студентов [1, c. 2]. Большое значение в формировании гордости за свою страну имеет региональный компонент, поскольку учет культурных особенностей родного края, «малой Родины» способствует повышению интереса к истории страны в целом. Как отмечали в своих работах Бим И.Л., Маркова Т.В., информация о земляках на занятиях по иностранному языку вызывает интерес к тому, что называется малой родиной, что, в конечном счете, способствует формированию чувства ответственности и гражданского долга [2, с. 19]. Во время изучения текстов, просмотра видеофильмов, посвященных истории, выдающимся землякам, происходит приобщение молодого поколения к культурно-историческому наследию нашего государства, укрепляется любовь к Родине, приходит осознание сопричастности своей судьбы к судьбе Родины.

В этом плане история Курского края дает широкие возможности благодаря своему героическому прошлому и количеству выдающихся людей, чья жизнь и деятельность способствовали процветанию России. Начиная с древних времен, в каждую эпоху на Курской земле жили и творили философы, богословы, ученые, художники, музыканты, певцы, поэты и писатели, чьи имена известны во всем мире. Феодосий Печерский, Серафим Саровский, Григорий Шелехов, Михаил Щепкин, Александр Дейнека – вот далеко неполный список. Любое из этих имен достойно изучения и вызывает гордость за своих земляков.

Согласно рабочей программе по иностранному языку одной из первых тем, предлагаемых для освоения, является «Моя академия». Так как Курская государственная сельскохозяйственная академия носит имя знаменитого ученого-биолога И.И.Иванова, на занятиях по иностранному языку целесообразно познакомить студентов с его жизнью и деятельностью. Многие из них впервые узнают о знаменитом ученом, о том, что он заложил основы использования метода искусственного осеменения сельскохозяйственных животных для получения различных межвидовых гибридов еще в то время, когда генетика находилась на этапе зарождения. А упоминание того факта, что он явился прототипом профессора Преображенского из гениального произведения «Собачье сердце» классика нашей литературы М.Булгакова, побуждает желание узнать подробнее не только его научные труды, но и его личностные качества, познакомиться с его необычной и во многом трагичной судьбой.

В 2020 г. наш народ отмечает памятную годовщину Великой Отече­ственной войны, однако в мире наблюдается тенденция извратить ее освободительный характер, принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом, обвинить в захвате таких стран, как Чехия, Польша, Прибалтийских государств и др., то есть приравнять ее к гитлеровской Германии. Мы наблюдаем, как правда с каждым годом отдаляется, и нашу молодежь пытаются убедить, что великую победу нужно забыть. Поэтому важной задачей высшего образования является формирование правдивого представления о тех годах, о героизме простых советских людей. Специфика занятий по иностранному языку позволяет на занятиях в рамках темы по краеведению обратиться к творчеству различных писателей, отразивших в своих книгах годы великой войны, например, Евгения Носова, Константина Воробьева, курских писателей-фронтовиков, чья проза описывает беды, выпавшие на долю всего советского народа: и мужчин, и женщин, и стариков, и детей. Их произведения помогают понять, что невозможно забыть те злодеяния, которые пришлось вынести нашей нации. Тот факт, что многие описываемые ими события происходят на Курской земле, вызывают у студентов восхищение мужеством героических земляков и воспитывают в них патриотические чувства. Благодаря знакомству с биографиями Е. Носова, К. Воробьева преподаватель стремится пробудить интерес к их творчеству. Прочтение таких повестей как «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы» позволяет услышать голоса очевидцев, ощутить себя их современниками и укрепить связь поколений, прикоснуться к величию своего народа.

Нельзя не отметить потенциал преподавания русского языка иностранным гражданам [4]. Необходимо научить студентов через призму традиций, обычаев, исторических событий видеть в языке отражение характера русского народа, его представлений, что в конечном итоге приводит к пониманию и адекватному восприятию его духовных ценностей.

Как мы видим, занятия по иностранному языку несут в себе огромные возможности национально-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения, содействуют формированию личности, способной принимать на себя ответственность за решение проблем различного плана, вести межкультурный диалог, поддерживая объективный образ своей страны и отстаивая ее интересы в мировом сообществе.

Abstract. The article deals with the problem of patriotic education of students during foreign language classes. The authors emphasize the relevance of this issue in today's realities, and suggest that for more effective formation of patriotic views, attention should be paid to fostering a sense of responsibility and civic duty. The article is devoted to the importance of spiritual, moral, and patriotic values in solving social problems. The authors underline that the regional component is of great importance in forming pride for their country, since taking into account the cultural characteristics of their native land," small homeland", contributes to increasing interest in the history of our Motherland on the whole.

Key words: patriotic education, foreign language, outstanding countrymen, educational work, responsibility, civic duty, spiritual values.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.009 с.)