Список использованных источников. 2. Бердяев Н.А. Смысл творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 2. Бердяев Н.А. Смысл творчества



1. Арсентьев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа. Русские философы. – М.: Книжная палата, 1993. Текст: непосредственный.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - Харьков: ФОЛИО, М.: АСТ, 2002. Текст: непосредственный.

3. Булгаков С.Н. Христианство и социализм. Героизм и подвижничество. – М.: Русская книга, 1992. Текст: непосредственный.

4. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. Героизм и подвижничество. – М.: Русская книга, 1992. Текст: непосредственный.

5.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. Текст: непосредственный.

6. Илларион, киевский Митрополит. Слово о законе и благодати. Русская идея / Сост. и вступ. ст. И. Маслин. - М.: Республика, 1992. Текст: непосредственный.

7. Ильин И.А. Наши задачи // Соч. в 10 т. Т. 2. Кн. 1. - М.: Русская книга, 1993. Текст: непосредственный.

8. Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., предисловие В.Н. Расторгуев. М.: Институт русской цивилизации, 2014. Текст: непосредственный.

9. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Спор о справедливости. - М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: ФОЛИО, 1999. Текст: непосредственный.

С. И. Дорошенко

д.пед.н., профессор кафедры педагогики

Владимирского государственного университета

имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир)

 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.:

ДИАЛОГ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА

 

Аннотация. В статье рассматриваются направления взаимодействия церкви и образовательных, культурных институтов во Владимирской губернии второй половины XIX века. Подчеркивается совместный характер участия в общественной жизни церковнослужителей, педагогов, деятелей культуры. Приводятся примеры взаимодействия церкви и общества в культурной жизни (концерты архиерейского хора в зале Дворянского собрания), в жизни учебных заведений (гимназий, духовной семинарии, народных училищ).

Ключевые слова: культурная жизнь Владимира, Православная церковь, XIX – ХХ вв.

 

Исследование диалога между Православной церковью и светским обществом в области культуры и искусства исследуется и в историческом аспекте, и в контексте современных образовательных и культурных проблем. Методологические ориентиры этих исследований задаются современными искусствоведами, историками педагогики (В.И. Адищев [1], М.Л. Космовская [7], А.М. Лесовиченко [8] и др.).

Культурная жизнь во Владимире второй половины XIX века была проникнута православными духовными смыслами и ценностями. Духовная и светская музыка, традиции народного, церковного и светского искусства гармонично сочетались в жизни образовательных учреждений, в концертной деятельности, в быту.

В XIX веке культурная жизнь сосредоточивалась вокруг храмов, учебных и благотворительных заведений, заведений культуры и искусства. В середине XIX века (сведения на 1859 год) во Владимире было 26 православных церквей, монастырь, семь учебных заведений: гимназия, семинария, уездное и два приходских училища, духовное уездное и приходское училища. Были также театр и публичная библиотека [3].

Владимирская духовная семинария была одним из значимых культурных центров Владимира. Помимо изучения церковного пения, семинаристы имели возможность играть на музыкальных инструментах. В семинарии был оркестр, участвовавший в городских культурных событиях и мероприятиях [6]. Не случайно выпускники духовной семинарии становились не только священниками, но и педагогами, развивали художественную культуру родного края. Яркий пример такой деятельности – работа во Владимире и в селе Ставровском учителя пения Алексея Остроумова [2, с. 18], выпускника Владимирской духовной семинарии, в будущем выдающегося владимирского регента.

30 декабря 1887 года во Владимире было создано общество любителей музыкального и драматического искусства. В состав общества вошли регент архиерейского хора Свято-Успенского собора А. Е. Ставровский и солист этого хора, преподаватель Мальцевского технического училища А. П. Михайлов. Общество инициировало организацию концертов, первым из которых был концерт хоровой и симфонической музыки, состоявшийся 23 февраля 1888 года в помещении Дворянского собрания. Архиерейский хор исполнил Торжественную песнь россиян «Колена, россы, преклоните» (П. И. Турчанинов). Во втором отделении звучала симфония Ф. Мендельсона, в исполнении которой А. Е. Ставровский принял участие уже как инструменталист (он играл на альте). При этом нужно подчеркнуть, что диалог церковного и светского искусства не вел к их смешению. Так, в уставе Владимирского общества любителей музыкального и драматического искусства говорилось следующее: «В музыкальных собраниях и концертах русская духовная музыка может быть исполняема не иначе, как в особых от светском музыки отделениях» [13, с. 2]. Та же формулировка повторилась потом в 1901 году в Уставе артистического кружка [12, с. 3]. Интересно, что в цели Владимирского общества любителей музыкального и драматического искусства входило объединение не только для исполнения художественных произведений, но и для чтений «как литературных, так и научных» [13, с. 1]. Так что можно говорить не только о диалоге церковного и светского искусства, но и искусства и науки, то есть в целом об общности культурно-образовательного пространства города, о взаимопроникновении содержания и форм духовной, культурной жизни. Члены общества любителей музыкального и драматического искусства делились на членов-исполнителей и членов-посетителей. Исполнители платили в год по 5 рублей, и могли быть освобождаемыми от платы; посетители платили членские взносы 10 рублей в сезон (в год). Деятельность членов-исполнителей строго регламентировалась: они обязаны были являться на репетиции (три пропуска означали выход из Общества), посещать собрания, а также «беспрекословно повиноваться всем требованиям Директоров касательно исполнения пиес» [13, с. 10]. Общество могло приглашать исполнителей из других городов; на собрания Общества тоже могли приглашаться гости.

Концерты архиерейского хора в зале Дворянского собрания были традиционным элементом культурной жизни Владимира. Так, 9 марта 1886 года архиерейским хором (57 человек) была исполнена программа, состоявшая из произведений духовной музыки и из хоровых произведений патриотического содержания: «Что унываеши, душе моя окаянная» (икос Первой недели Великого поста), музыка Агеева, «Обновляйся, новый Иерусалиме», музыка Давыдова, «Аллилуия», «Се Жених», «Чертог Твой вижу, Спасе мой» Киевского распева в переложении Римского-Корсакова, концерт Веделя «На реках Вавилонских», «Дай руку, добрый товарищ» Голенищева, «Торжественный гимн россиян» Турчанинова, «Славься» Глинки [11]. 

В 1892 году состоялось значимое событие культурной и духовной жизни владимирского общества. Была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Владимирец по происхождению М. Корякин, солист императорской русской оперы, исполнил партию Ивана Сусанина. В спектакле участвовала группа архиерейского хора. Солист архиерейского хора А. П. Михайлов исполнил партию Запевалы.

Развитию диалога церкви и общества в сфере культурной жизни способствовала деятельность учебных заведений.

И в мужской, и в женской (создана в 1870 году) гимназиях г. Владимира были организованы хоры. Хор учебного заведения всегда был ориентирован как на участие в церковной службе, так и на исполнение светских произведений в концертах и на торжественных мероприятиях. Например, мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения Александра I (12 декабря 1877 года) которому был посвящен специальный отчет директора гимназии, началось, конечно, Божественной Литургией, а само празднование, проходившее во второй половине дня, включало исполнение хора «Славься, славься, наш Русский Царь», стихов, хора «В бурю, во грозу». Заключалось празднование хорами «Богом Царь благословенный» и «Боже, Царя храни» [9]. Несомненно, описываемое событие было не просто внутригимназическим мероприятием, а событием в городской культурной и церковной жизни; очевидно также, что одни и те же люди в равной мере участвовали и в церковной, и в светской составляющей праздника: хор пел и в храме, и в процессе проведения торжественного акта, все преподаватели и гимназисты, а также гости участвовали и в Литургии, и в торжественном акте.

В женской гимназии г. Владимира хоровое пение было предметом по выбору; процент гимназисток, обучавшихся хоровому пению, был весьма высок: например, в 1887-88 гг. хоровым пением занимались 115 гимназисток из 316 [5]. Сегодня даже трудно себе представить такой огромный детский хор (занятия шли, конечно, по классам, но для торжественных событий все хористки объединялись).

Священнослужители непосредственно участвовали в формировании содержания школьного образования, способствующего вхождению ребенка в мир православной культуры. Например, священник Михаил Георгиевский издал церковные песнопения, положенные на один голос распевом православной церкви для начальных народных училищ, о чем было помещено объявление в разделе объявлений «Местных польз и нужд Владимирского земства» в 1883 году [4, с. 7].

Содержание образования, которое осуществлялось в народных школах рассматриваемого периода, а также в процессе подготовки учителей народных школ, строилось на идее диалога церковной и светской традиций. На краткосрочных курсах для учителей народных школ организовывались хоры и готовились концертные программы. П. А. Ставровский, организатор музыкального образования на таких курсах, выпускник Владимирской духовной семинарии, а затем Московской консерватории, писал в своем отчете: «При курсах был организован хор из гг. слушателей, с которым было выучено: Архиерейская служба, молебен и некоторые светские хоры Архангельского, Чайковского, Гречанинова и других. Занятия с хором дали возможность участвующим в нем практическим путем приобрести новые знания в управлении хором и способы достижения лучшей и правильной звучности хора» [10, с. 5]. В деятельности педагогических курсов мы снова видим проявление диалога между церковным искусством и светской культурой. Наряду с духовными произведениями хор исполнял светские; солисты, участвовавшие в концерте, пели фрагменты из опер (дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского), романсы (например, «Соловушко» П.И. Чайковского) [10, с. 6].

Можно без сомнения утверждать, что культурно-образовательное пространство города Владимира второй половины XIX – начала ХХ вв. строилось на диалоге духовного и светского искусства, на взаимной помощи и поддержке священнослужителей, церковнослужителей, педагогов и деятелей искусства в деле формирования содержания образования, организации общегородских событий и мероприятий, подготовки учителей.

Abstract. The article discusses the areas of interaction between the church and educational, cultural institutions in the Vladimir province of the second half of the XIX century. The joint nature of the participation in church life of clergymen, teachers, and cultural figures is emphasized. Examples of the interaction of the church and society in cultural life (concerts of the bishop's choir in the hall of the Noble Assembly), in the life of educational institutions (gymnasiums, the Maltsev Technical School) are given.

Keywords: the cultural life of Vladimir, the Orthodox Church, XIX – XX centuries.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.008 с.)