Список использованных источников. 1. Архив уфсб по Курской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Архив уфсб по Курской области



1. Архив УФСБ по Курской области. Следственное дело № П-11015.

2. Архив УФСБ по Курской области. Следственное дело № П-11015. Т. 2.

3. Архив УФСБ по Курской области. Следственное дело № П-11015. Т. 10.

4. Личный архив автора. Копия выписки из приказа № 29 по Обоянскому Районо от 26 мая 1954 года.

Иеромонах Афанасий (Зимин)

заместитель председателя историко-архивной комиссии

Курской епархии,

О. В. Пигорева

д.ист.н., заведующий кафедрой иностранных языков

и гуманитарных наук

Курской государственной сельскохозяйственной академии

имени И.И. Иванова (г. Курск)

 

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ ПРАВОСЛАВНОГО

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

НА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕ: К 20-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ

НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современного общества проблеме произошедших в богоборческий период советской истории потерь православного историко-культурного наследия. Обращение к теме сохранения памяти о подвиге священнослужителей, православных мирян, ставших жертвами политических репрессий, крайне важно в год 20-летия прославления Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. На примере истории России и Курского края обоснована важность изучения православного духовного наследия.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, новомученики, политические репрессии, Курский край.

 

В 2020 г. главный юбилей страны – 75-летие победы в Великой Отечественной войне, что стало бесспорным основанием для посвящения ХVI Знаменских чтений Великой Победе. Продолжая разговор об исторических датах, отметим, что юбилейным для Курского края является 2020 г. по случаю празднования 725-летия со времени обретения (в 1295 г.) православной святыни – иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. В рамках Дамиановских чтений нельзя обойти вниманием еще одну юбилейную скорбно-торжественную дату – 20-летие прославления на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви сонма новомучеников и исповедников Российских: в 2000 г. состоялось самое масштабное в истории Церкви прославление мучеников ХХ в. – было канонизировано 1154 новомученика и исповедника, подвижника веры и благочестия. В числе первых жертв богоборческой политики большевиков – митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), убитый красноармейцами 7 февраля 1918 г. недалеко от Киево-Печерской лавры. Именно с канонизации первого архиерея-мученика началось формирование Собора, а день его мученической смерти стал днем празднования Собора новомучеников и исповедников. Памяти курского архиерея-мученика владыки Дамиана (Воскресенского) посвящены Дамиановские чтения, которые традиционно проводятся в Курской ГСХА [6].

Накопленный авторами опыт позволяет утверждать, что, обсуждая тему политических репрессий в учебной аудитории или занимаясь научной работой по вопросам государственно-церковных взаимоотношений в советские годы, оказываешься перед непростой задачей: как строить работу, чтобы не уйти в доминирование негативного отношения к истории своей страны и людям ушедшей эпохи? Весьма непросто, не нарушая исторической достоверности, говорить о геноциде власти по отношению к собственному народу...

История не должна воссоздавать только положительные или только отрицательные факты. Сила человеческой памяти как раз и заключается в необходимости достоверного изложения материала с целью извлечения исторического опыта. Данная статья продолжает цикл публикаций авторов по проблемам сохранения памяти о новомучениках и изучения православного историко-культурного наследия России и Курского края [2; 3; 4; 5]. Целью данной статьи, подготовленной в год 20-летия прославления Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, является обобщение с позиций накопленного исторического знания сведений о невосполнимых утратах православного историко-культурного наследия Курского края для привлечения внимания общественности к теме сохранения памяти о жертвах политических репрессий.

Следует заметить, что тема сохранения памяти о жертвах политических репрессий выделяется из общей проблемы увековечения памяти о жертвах Великой Отечественной войны, так как речь идет о людях, пострадавших в результате действий своего же государства, а не внешней агрессии. Проблема восстановления справедливости в отношении жертв политических репрессий в последние годы получила признание на государственном уровне: 15 августа 2015 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1561-р была утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, в которой в числе принципов государственной политики указаны следующие: признание преемственности исторического развития Российской Федерации; осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 г., Гражданскую войну, массовые политические репрессии; необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий; осуждение идеологии политического террора.

Согласно представленным в открытых источниках данным, в 1991–2014 гг. были реабилитированы 3 510 818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264 085 человек (дети репрессированных лиц). Однако процесс реабилитации до настоящего времени не завершен. Остается неизвестным и точное число лиц, подвергшихся репрессиям.

Надо особо отметить, что Русская Православная Церковь провела огромную работу по увековечению памяти священнослужителей, монашествующих, православных верующих мирян, ставших жертвами политических репрессий. Благодаря усилиям православного духовенства, активных мирян удалось собрать, записать и издать истории жизни и духовного подвига многих людей, пострадавших в годы репрессий. К сожалению, в светских кругах значительно меньше доступных широкой общественности материалов об истории жизни пострадавших в период необоснованных политических репрессий. Только изданные в регионах Книги памяти хранят очень скупую – буквально по 3 строчки – информацию о репрессированных земляках: фамилия, имя отчество, дата и место рождения, статья, по которой вынесен обвинительный приговор. Так, в Курской области издано 5 томов «Книги памяти жертв политических репрессий Курской области», в которых указано более 2500 имен курян. Однако информация крайне мала. Память о людях стирается. Думается, что запись воспоминаний людей, ставших жертвами политических репрессий, а также их детей позволила был сохранить для потомков память о тех страшных событиях.

Масштабы произошедших в ХХ в. потерь православного историко-культурного наследия огромны. Утрачена роль Православной Церкви в консолидации русского общества. Вследствие провидимой советской властью в отношении духовенства и верующих репрессивной политики уничтожено бесчисленное множество православных людей – интеллектуальный и нравственный оплот русской нации. Из страны выслана значительная часть интеллигенции (в частности, печально известный «философский пароход» 1922 г.) – русская интеллектуальная элита. Традиционные православные ценности в советские годы были преданы забвению и заменены в общественном сознании на новые, что привело к крушению института семьи, падению авторитета старших, пробелам в воспитании подрастающего поколения. Невосполнимы культурные потери: уничтожено огромное количество памятников архитектуры, утрачены многие православные святыни (чудотворные иконы, мощи святых), разрушен традиционный для русского человека повседневный мир православной культуры, который отражался в организации бытовой культуры, в праздниках, определял взаимоотношения в семье. Ограничение свободы совести привело к созданию в обществе оппозиционно настроенных очагов, которые не способствовали консолидации общества. Оказалась поруганной вся российская история: то, что связано в истории страны с православием, было предано забвению или получило негативный оттенок.

Разрушение Православной Церкви стало важнейшей составляющей государственной политики советской власти, уже в первые годы создавшей нормативно-правовую базу, которая жестко ограничивала права религиозных организаций. Именно Православие стало главной мишенью в борьбе с традиционными национальными ценностями и привычными устоями.

Так, в Курской губернии с целью выполнения изданного в 1918 г. Совнаркомом Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в распоряжение государства были переданы принадлежавшие церквям и монастырям земельные угодья, помещения, инвентарь, закрыты молитвенные дома, приходы лишены права юридического лица. Газета «Курский епархиальный вестник» приводила факты о совершенных в декабре 1917 г. расправах над курскими священниками: при разграблении монастыря Белогорская Николаевская пустынь один монах был убит, еще один – ранен; арестован (а позже расстрелян) «убеленный сединою, почтенный старец» протоиерей Наркисс Егурнов, служивший в селе Богоявленское Курского уезда. В январе 1919 г. в Белгороде был арестован и жестоко убит епископ Никодим (Кононов), викарий Курской епархии [1, с. 425]. В 2000 г. на юбилейном архиерейском Соборе владыка был канонизован, его имя внесено в собор Курских святых.

Согласно представленным в «Православной энциклопедии» со ссылкой на докладную записку НКВД данным, в Курской епархии до октябрьской революции действовало около 1700 храмов и 18 монастырей. К 1937 г. число православных храмов сократилось до 385, все монастыри были закрыты. К 1940 г. действующих православных храмов в г. Курске не осталось, во всей Курской области действующими оставались 3 молитвенных здания [1, с. 425]. Так, в 1919 г. был закрыт основанный в 1613 г. Знаменский монастырь: 25 августа между Курским городским советом рабочих и красноармейских депутатов и группой граждан г. Курска был заключен договор, согласно которому прихожанам в пользование передавались три храма на территории Знаменского монастыря, но уже в начале 1920 г. часть строений монастыря была занята бойцами Красной Армии. В 1924 г. наместник монастыря архимандрит Иеремия и насельники арестованы. Знаменский собор стал действовать как приходской храм, который несколько позже – в 1932 г. – тоже был закрыт. Курский городской совет принял решение устроить в здании собора кинотеатр, который 23 сентября 1937 г. начал свою работу. Серьезно пострадал расположенный в центре Курска на территории Знаменского мужского монастыря Воскресенский храм. В 1926–1927 гг. здесь размещался губернский архив, после Великой Отечественной войны – склад Курского электроаппаратного завода. Некогда необыкновенно красивое внутреннее убранство было кощунственно уничтожено. Только 26 ноября 2002 г. Воскресенский храм вновь был передан Курской епархии, сейчас там завершаются серьезнейшие реставрационные работы. Как напоминание и предостережение потомкам – оставленные после реставрации на алтарной росписи следы от пуль.

Репрессивная государственная политика в отношении Православной Церкви отразилась и на известном всему православному миру курском монастыре – Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Судьбу монастыря, основанного еще в 1597 г. по указу царя Федора Иоанновича на месте обретения иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, теперь определяла новая нормативно-правовая база. В 1918 г. монастырь был лишен права юридического лица, в 1922 г. пережил кампанию по изъятию церковных ценностей… В октябре 1923 г. пустынь была закрыта. Оставшиеся в монастыре ценности, уникальная библиотека разграблены. Разрушены храмы древней обители. На месте храма Рождества Богородицы появился фонтан с фигурами гипсовых медведей, украсивший созданный на территории бывшего монастыря санаторий «Свобода», а в дальнейшем и организованное здесь ремесленное училище. В последние годы существования монастыря его настоятелем был архимандрит Иннокентий (Гришин), один из почитаемых на Курской земле духовников ХХ в. После закрытия Коренной пустыни монашеская братия была распущена. Некоторые из монахов, сохраняя преданность обители, ютились в землянках, которые они устроили недалеко от обители – в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое Золотухинского района [7].

1929 – начало 1930-х гг. – время усиления гонений на Православную Церковь, которую большевики оценивало на тот момент как единственную легальную контрреволюционную силу, отмечая ее большое влияние на массы. 1929 год, вошедший в советскую историю как «год великого перелома», окончательно дал понять, что нормализация государственно-церковных отношений невозможна и антицерковная политика будет только усиливаться.

Законодательное обоснование и системный характер подобной деятельности были закреплены в изданных в том же году документах – Постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» и Постановлении ЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», которые вводили еще более жесткие условия деятельности Церкви по сравнению с Декретом 1918 г.: вводились жесткие ограничения экономической деятельности Церкви, серьезно увеличены налоги и предусмотрена возможность ареста священников и членов приходских советов за их неуплату. Деятельность религиозных организаций ставилась под полный контроль органов государственной власти.

Появление новых документов повлекло следующую волну гонений на Церковь. Антицерковная деятельность оценивалась уже как борьба государства с контрреволюционной силой. Многие безвинно пострадавшие в годы политических репрессий, «враги народа», обвинялись по 58-й статье Уголовного Кодекса РСФСР (пункт 10 «Антисоветская агитация» и пункт 11 «Контрреволюционная деятельность»).

В Курской губернии в 1930-е гг. было организовано несколько массовых показательных процессов по обвинению духовенства в «контрреволюционной деятельности» – так называемых «церковных» дел. Например, осенью 1931 г. сотрудниками ОГПУ было сфабриковано дело об Обоянской «контрреволюционной церковно-монархической организации». Согласно опубликованным результатам исследований председателя историко-архивной комиссии Курской епархии священника Владимира Русина, в октябре-ноябре 1931 г. в г. Обоянь и Обоянском районе, а затем в г. Курске и Курском районе были проведены массовые аресты церковнослужителей, православных мирян. Роль руководителя в материалах следствия была отведена обоянскому священнику Петру Григорьеву – в апреле 1932 г. он был осужден на 10 лет лагерей. Вместе с ним Тройка ОГПУ по Центрально-Черноземной области постановила заключить в лагерь на 10 лет священника Василия Бородина; на 5 лет – священников Германа Руденко, Василия Артамонова, Григория Курганского, Ивана Воронова, Федора Слюнина, иеродиакона Иоасафа (Будченко), всего – 11 человек; 8 обвиняемых были приговорены к заключению в лагерь сроком на 3 года, среди них – иеромонахи Фока (Антонов), Апполоний (Жиленков), регент Василий Федоренко, священник Петр Халин. Всего обвинительные приговоры по сфабрикованному делу получили об Обоянской «контрреволюционной церковно-монархической организации» 58 человек [9].

Историко-архивной комиссией по изучению материалов о репрессированных священно- церковнослужителях Курской епархии были изучены материалы судебно-следственных дел людей, обвинявшихся вместе со священномучеником Петром, что позволило восстановить историю жизни многих безвинно пострадавших. Так, осужденный на 5 лет обоянский священник Василий Артамонов, отбывавший заключение в Карелии, в городе Медвежьегорск, участвовавший в строительстве Беломорско-Балтийского канала, пройдя через лагерные мытарства, вернулся в родной город и после некоторого вынужденного перерыва смог продолжить свое пастырское служение. Другой осужденный – иеромонах Фока (Антонов), чудом выживший в лагерях, был повторно арестован в 1941 г. и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу [9].

В декабре 1932 г. было заявлено о раскрытии другого «церковного дела», уже значительно более масштабного, – о так называемой «контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители Церкви"», руководителем которой чекисты объявили архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского). По этому делу проходило 413 человек, в том числе 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монашествующих, 70 кулаков, 11 бывших дворян, помещиков и пр. Среди обвиняемых были люди известные: два епископа – епископ Орловский Николай (Могилевский) и епископ Рыльский Иоанн (Пашин), игумен Орловского монастыря Ипполит (Носик), иеромонах Никандр (Езерский), служивший в селе Полукотельниково Обоянского района Центрально-Черноземной области… Из проходивших по делу лиц осуждено за контрреволюционную деятельность 136 человек и выделено в особое производство 149 человек [8; 10].

На сегодняшний день Собор Курских святых включает имена 29 подвижников, 23 из которых канонизованы как новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений на Церковь в ХХ в. Это священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский; священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, и с ним священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ершов), Михаил (Дейнека), Матфий (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Брянцев) и Павел (Попов) пресвитеры и мученики Михаил (Вознесенский), Григорий (Богоявленский); священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский; священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский; священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский; священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский; священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский; священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Подвиг новомучеников и исповедников позволил сохранить православную веру в России в годы гонений на Церковь. Пройдя через унижения, нравственные и физические страдания, пытки, оказавшись в тюремном заключении, находясь под угрозой смертной казни, эти люди не сломались, не предали свои идеалы, православную веру.

Думается, что в юбилейный для православной общественности год 20-летия прославления Собора новомучеников и исповедников знакомство с историей жизни и подвига мучеников ХХ в. должно быть включено в современном образовательном пространстве. Материалы о жизни православных земляков в годы гонений на Церковь, ставшие доступными широкой общественности благодаря научно-исследовательской работе в том числе и курских ученых, священнослужителей, значительно расширяют представления об истории родного края и в целом отечественной истории.

 

Abstract. The article is devoted to the urgent problem for modern society of losses of Orthodox historical and cultural heritage that occurred during the God-fighting period of Soviet history. Refer to the topic of saving the memory of the feat of clergy and Orthodox laity who became victims of political repression is extremely important in the year of the 20th anniversary of the glorification of the Council of new martyrs and Confessors of the Russian Church. On the example of the history of Russia and the Kursk region, the importance of studying the Orthodox spiritual heritage is justified.

Key words: historical and cultural heritage, new martyrs, political repression, Kursk region.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.021 с.)