Модель развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова



 

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:

· наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные признаки, внутренние связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, материя и т.д.);

· понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи;

· теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Содержательное обобщение – постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.

 

Целенаправленная учебная деятельность (цуд).

 

ЦУД отличается от других видов деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних.а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

ЦУД – особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (приложение №3).

Особенности ЦУД

1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей.

Выполняя одну и туже деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечить свою безопасность, угождать учителю, исполнять обязанности или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную деятельность – ЦУД.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребёнком учебной задачи.

3. Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Направленность на усвоение теоретических знаний, умений, навыков (ЗУН), способов умственных действий (СУД), поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса.

5. Ученик ставится в положение исследователя- творца. Ведь для того, чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно.

6. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.

ЦУД – это деятельность, в которой ребёнок становится субъектом учения, деятельность по самоизменению. Организовать её – основная и наиболее сложная методическая задача учителя. Она решается с помощью методов и методических приёмов: проблемного изложения, метода учебных задач, моделирования, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Оценивание

Развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объём выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это посредственный результат. Здесь важны не пятёрки сами по себе, а пятёрки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задачи учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросами», учитель ведёт к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребёнка в нужном направлении.

Позиция ученика: субъект познания, за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

 

Схемы с 146-147

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)