Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная дидактическая система.
Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно видеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. К началу ХХ века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. К достоинствам этого способа следует отнести четкий, строгий отбор учебного материала, подачу информации в наиболее удобном для переработки и ус воения виде, организацию перцептивных и мыслитель ных действий учеников, их четкую последовательность. Учитель как бы дает эталон учебных действий и помогает школьнику следовать этим проторенным и проверенным путем. Очень велика нагрузка на память. С одной стороны это приводит к ее развитию, но с другой - чрезмерно преувеличивает ее роль в учении.
К серьезным недостаткам традиционного обучения следует отнести слабое развитие самостоятельности мышления, его творческого характера, а также творческого воображения школьников. Действительно, учебный материал подается ученикам, обычно, в готовом виде, учитель ведет их за собой по намеченному им пути. Активность учителя на уроке, как правило значительно выше, чем активность учеников, которые нередко просто пассивно воспринимают материал, а в худшем случае - занимаются большую часть времени посторонними делами. Другим крупным недостатком обучения является трудность, а чаще - невозможность учесть индивидуаль ные особенности всех учеников, особенно индивидуальный темп работы. Это приводит к тому, что учащиеся оказываются не в одинаковых условиях, причем для некоторых из них условия столь неудачны, что исключают возможность успешного освоения материала, а для других - становятся тормозом развития. Программированное обучение Значительная часть недостатков традиционного обучения отсутствует в программированном обучении. В основе программированного обучения лежат принципы последовательности, доступности, систематичности самостоятельности. Его отличительные признаки: 1.подача учебного материала отдельными порциями (шагами), которые рассчитаны так, чтобы учащийся мог легко усвоить такую порцию; 2.пошаговый контроль усвоения, т.е. проверка усвоения каждой порции материала немедленно после ее получения. Правильный шаг обучающего подкрепляется, что служит сигналом для дальнейшего выполнения программы. 3.Программированное обучение может осуществляться как с помощью машин, электронных устройств, так и с использованием карточек или специально структурированных учебников. Важным достоинством такого обучения является возможность каждому учащемуся учиться в своем темпе, когда он сам управляет темпом получения и переработки учебного материала. Кроме того, деление материала на четкие порции облегчает его переработку и усвоение. Каждая порция рассчитана так, что любой ученик в состоянии ее усвоить (в случае возникновения затруднений программа отсылает его к необходимому добавочному или разъясняющему материалу).
Непрерывный контроль в сочетании с пошаговой подачей материала приводят к непременному, гарантированному достижению успеха. Не усвоив материал, просто невозможно добраться до конца программы. Таким образом, с точки зрения темпа и способов работы, программированное обучение значительно лучше традиционного приспособлено к индивидуальности учащегося. Серьезные недостатки этого способа обучения прежде всего в том, что оно мало способствует развитию самостоятельности мышления, его творческому характеру, недостаточно развивает речь, а главное резко снижена роль общения с учителем, непосредственное воздействие его личности. Это, в частности, приводит к ослаблению мотивации, снижению интереса, трудности стимулирования учения. Влияние его на развитие познавательных процессов также недостаточно, ибо оно ориентировано главным образом не на развитие, а на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.006 с.) |