Методика объективного исследования здорового и больного ребёнка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика объективного исследования здорового и больного ребёнка



Методика объективного исследования здорового и больного ребёнка

ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России

кафедра детских болезней педиатрического факультета

дисциплина Пропедевтика детских болезней

для специальности «ПЕДИАТРИЯ»

Утверждено на методическом заседании

кафедры ____________20__г.

Зав. кафедрой д.м.н. ______ Е.Б. Храмова

Оглавление

1. Анатомо–физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. Особенности их исследования в основные периоды детского возраста. 2

Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДКОЖНОГО ЖИРОВОГО СЛОЯ. 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРГОРА МЯГКИХ ТКАНЕЙ.. 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. 6

2. АФО костно-мышечной системы и методы исследования в основные периоды онтогенеза. 7

Семиотика и синдроматика основных поражений формирования костных структур. Семиотика и синдроматика поражений мышечной системы и суставного аппарата. 7

3. АФО системы органов дыхания у детей в основные периоды онтогенеза и их связь с формированием пороков развития. Оценка рентгенологических исследований, показания и информативность. 12

Семиотика поражений органов дыхания. Основные синдромы поражений системы дыхания у детей и подростков. Неотложная доврачебная помощь. Понятие о врожденных пороках респираторного тракта. 12

СИНДРОМЫ ПРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 17

4. АФО системы кровообращения у детей в основные возрастные периоды. Особенности показателей клинико-функциональных и электрофизиологических проб, рентгенологических методов исследования. Понятие об инвазивных и фармакологических исследованиях. 18

Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей в онтогенезе. Синдромы поражения сердца. 18

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.. 26

5. АФО органов пищеварения в онтогенезе, связь с патологией. Оценка лабораторных, функциональных и инструментальных показателей системы пищеварения у детей. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей в онтогенезе. 27

Семиотика поражений полости рта, зева (стоматиты, гингивиты) и органов ЖКТ. Семиотика поражений гепато-билиарной системы и поджелудочной железы. 27

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ.. 33

6. АФО системы мочеобразования и выделения в онтогенезе и их связь с формированием пороков развития. Методы исследования функции почек и их оценка. 33

Семиотика и основные синдромы поражений органов мочеобразования и мочевыделения у детей и подростков в онтогенезе. 33

7. АФО системы кроветворения и свертывающей системы крови у детей и подростков в онтогенезе и их связь с врожденной патологией. 36

Семиотика и синдроматика основных поражений кроветворения, состава периферической крови. Доврачебная неотложная помощь. 36

8. АФО эндокринной системы у детей в основные возрастные периоды. Половая дифференцировка. Методы диагностики функций эндокринной системы. 40

Семиотика и основные синдромы поражений эндокринной системы у детей. Нарушения полового развития. 40

9. Стадии внутриутробного развития. Антенатальная охрана плода. Новорожденный ребенок: гигиенический режим детской палаты (отделения) новорожденных. Доношенный новорожденный: характеристика, рефлексы новорожденного. Правила ухода и организация режима. 50

«Переходные» состояния раннего неонатального периода. Физиологические характеристики: убыль веса, желтуха, катар кожи, половой криз. Понятие о недоношенности и задержке внутриутробного развития (ЗВУР), семиотика и синдроматика. 50

10. Схема-алгоритм построения клинического диагноза. 52

 

Анатомо–физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. Особенности их исследования в основные периоды детского возраста.

АФО костно-мышечной системы и методы исследования в основные периоды онтогенеза.

АФО системы кровообращения у детей в основные возрастные периоды. Особенности показателей клинико-функциональных и электрофизиологических проб, рентгенологических методов исследования. Понятие об инвазивных и фармакологических исследованиях.

Кардиты у детей.

Экстракардиальные симптомы: немотивированная плохая прибавка массы тела, отставание в физическом развитии, задержка развития статических функций, бледность, вялость, потливость, афония, беспричинные приступы беспокойства.

Кардиальные симптомы: умеренный цианоз слизистых оболочек, кончиков пальцев, левосторонний сердечный горб; верхушечный толчок ослаблен или не определяется; смещение границ сердечной тупости преимущественно влево; приглушенность или глухость тонов сердца; шум нередко отсутствует или связан с недостаточностью митрального клапана; тахикардия. Сердечно-сосудистая недостаточность обычно тотальная, но с преобладанием левожелудочковой: тахикардия, одышка, разнокалиберные влажные и сухие свистящие хрипы.

Правожелудочковая сердечная недостаточность: тахикардия, одышка, цианоз, увеличение печени, отеки (гидроторакс, асцит) или пастозность голени и стоп, гепатомегалия.

 

АФО органов пищеварения в онтогенезе, связь с патологией. Оценка лабораторных, функциональных и инструментальных показателей системы пищеварения у детей. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей в онтогенезе.

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ

Болевой синдром – ранние боли появляются во время еды или в течение получаса, которые характерны при эзофагитах и рефлюкс-гастритах. Мойнингановский ритм болей: голод – боль – прием пищи – боль исчезает, характерен для гиперацидных гастритов и эррозивно-язвенных процессов.

Диспепсический синдром – отрыжка, тошнота, реже изжога и рвота. Изжога наблюдается при гастроэзофагальном рефлюксе, эзофагите и обусловлена забросом в пищевод кислого содержимого желудка. Диспепсический синдром при поражении поджелудочной железы характеризуется: метеоризмом, тошнотой, неустойчивым характером стула и полифекалией.

6. АФО системы мочеобразования и выделения в онтогенезе и их связь с формированием пороков развития. Методы исследования функции почек и их оценка.

Семиотика и основные синдромы поражений органов мочеобразования и мочевыделения у детей и подростков в онтогенезе

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Исследование мочевыделительной системы состоит из осмотра, пальпации и перкус­сии.

При осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов - бледность кожи, оте­ки (особенно в области век), одутловатость лица, размеры живота, состояние поясничной области. Необходимо осмотреть так же мошонку и наружные половые органы мальчиков (головку полового члена) и девочек (orilicium uretrae externum) с целью выявления уретритов и вульвовагинитов.

Пальпация почек. Осуществляется при помощи бимануальной, глубокой пальпации по В.П. Образцову в горизонтальном и вертикальном положении ребенка (в вертикальном положении преимущественно у старших детей). Ребенок лежит на спине со слегка согнуты­ми ногами. Левая рука исследующего с выпрямленными и сложенными вместе пальцами на­ходится под поясницей в области нижнего края реберной дуги. Производится постепенное сближение рук до соприкосновения передней и задней брюшных стенок. При достижении соприкосновения ребенка просят сделать глубокий вдох - пальпируется опускающийся нижний полюс почки.

В случае пальпируемой почки можно проверить синдром баллотирования. Наносят толчкообразные удары левой рукой и получают ощущение толчков правой в правую руку.

При пальпации левой почки левая рука продвигается на левую поясничную область. Техника пальпации та же.

Пальпация, в положении ребенка стоя (по С.П. Боткину): туловище сгибается под пря­мым углом, руки опущены. Левая рука исследующего на поясничной области ребенка, пра­вая кнаружи от прямой мышцы живота на уровне реберной дуги. Техника пальпации та же, что и в положении ребенка лежа.

С целью выявления патологии органов мочевыделения можно использовать болевую пальпацию, то есть определение болевых точек. Определяют верхние мочеточниковые точ­ки, находящиеся в месте пересечения линии, проходящей через пупок - перпендикулярной белой линии живота с наружным краем прямых мышц; нижние мочеточниковые точки, на­ходящиеся на месте пересечения линии, соединяющей spina iliaca anterior superior с внутрен­ним краем прямых мышц.

Перкуссия. С помощью перкуссии определяют наличие свободной жидкости в брюш­ной полости и верхнюю границу мочевого пузыря.

Для определения верхней границы мочевого пузыря проводится посредственная пер­куссия по белой линии живота от пупка вниз, палец-плессиметр расположен параллельно нижней границе живота. При наполненном пузыре над лобком получают притуплении пер­куторного звука и тем вше от лобка, чем больше наполнение мочевого пузыря, при наличии укорочения перкуссия должна быть повторена после опорожнения мочевого пузыря.

Перкутировать можно и непосредственной перкуссией так же по белой линии живота от пупка к лобку.

Симптом поколачивания - (определение болезненности в области почек) - поколачивание согнутыми пальцами симметричных участков поясничной области по обе стороны по­звоночника. У старших детей - поколачивание ребром ладони правой руки по тыльной по­верхности левой кисти, положенной на поясничную область.

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК

И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Синдром дизурических расстройств – частое мочеиспускание, редкое, болезненное в начале или в конце мочеиспускания; поллакиурия – частое и в малом количестве и недержание мочи.

Синдром почечной недостаточности.

1) острая почечная недостаточность (ОПН) – наблюдается при гемолитико-уремическом синдроме, почечном некрозе, различных тяжелых заболеваниях (сепсис, грипп и др. инфекции), а также в начале острого гломеруло- и пиелонефрита. Основным ее симптомом является олигурия, переходящая в анурию, что сопровождается головной болью, анорексией, судорогами, жаждой, тошнотой и рвотой. При исследовании крови выявляется: азотемия, гиперкалиемия, гипокальциемия.

2) хроническая почечная недостаточность (ХПН) – диагностируется, когда у детей с заболеваниями почек в течение 3-х месяцев и более обнаруживается снижение клиренса по эндогенному креатинину и повышение уровня креатинина в сыворотке крови. При этом начинает развиваться азотемия, никтурия, гипостенурия, нарастает гипокалиемия, гипонатриемия.

Протеинурия – выделение белка с мочой, патологической считается протеинурия, превышающая 50 мг/сут. Качественные реакции на белок становятся положительной при концентрации белка 0,033 г/литр. В нормальных условиях небольшое количество альбумина и низкомолекулярных глобулинов может присутствовать в окончательной моче. Среди непочечных протеинурий: ортостатическая, возникающая у спортсменов и после пальпации.

Пиурия – большое количество лейкоцитов в моче, покрывающие все поля зрения, в норме при обычном микроскопическом исследовании в моче содержится не более 4-5 лейкоцитов у девочек, у мальчиков до 2-4.

Гематурия – выделение крови с мочой. Различают микро и макро гематурию, по локализации почечная гематурия и гематурия из мочевых путей, которые возникают нередко при отхождении камней или при геморрагических диатезах.

Цилиндрурия – цилиндры у здоровых детей могут быть единичные гиалиновые и обнаруживаются при любой почечной патологии в большем количестве; восковидные - чаще при нефротическом синдроме; зернистые- при различных заболевании почек.

Бактериурия – моча у здоровых детей стерильна. При инфекции мочевых путей, пиелонефрите - возможна бактериурия до 100 тыс. микробных тел в 1 одном мм3 мочи, вызванная кишечной палочкой, для протея и золотистого стафилококка до 10 тыс. микробных тел.

Аномалии половых хромосом

К клиническим проявлениям аномалий половых хромосом относят задержку полового развития, нарушение формирования вторичных поло­вых признаков, бесплодие, самопроизвольные аборты.

• Синдром Тернера (кариотип 45,Х0). Низкорослость, дисгенезия гонад. Характерна короткая шея с крыловидными кожными складками, низкая линия роста волос на затылке, бочкообразная грудная клетка, Х-образное искривление рук, Х-образное искривление ног и др.

• Трисомия по хромосоме X (кариотип 47,ХХХ). Высокий рост, умствен­ная отсталость, аменорея, бесплодие.

• Синдром Кляйнфельтера (кариотип 47,XXY). Высокорослость, евну-хоидное телосложение, малый размер яичек, нарушение формирова­ния вторичных половых признаков, бесплодие.

• Кариотип 47,XYY. Высокий рост, задержка речевого развития, агрес­сивность, нарушение адаптации.

Нарушения половой дифференцировки — наличие у новорожден­ного промежуточного между муж­ским и женским типами наружных половых органов.

Гипофункция половых желез

Гипофункцию половых желез у мальчика диагностируют в том слу­чае, если к возрасту 14 лет отсут­ствует увеличение объема тестикул, а у девочки — если к возрасту 13 лет отсутствует увеличение молочных желез или в 15,5 лет не было мен­струаций (рис. 12-6).

Выделяют функциональные (задержка полового развития) и органические (гипогонадизм) вари­анты. Задержка полового развития может быть конституциональной, а также наблюдаться при хрони­ческих соматических заболеваниях,

недостаточности питания, выраженном дефиците массы тела, физических и психических перегрузках и т.д.

Гипогонадизм подразделяют на первичный (гипергонадотропный), обусловленный непосредственным повреждением половых желез, и вто­ричный (гипогонадотропный), вызванный ослаблением гонадотропной функции гипофиза или гипоталамуса. Гипогонадизм может быть врожден­ным и приобретенным.

Гинекомастия (увеличение молочных желез у мальчиков) может воз­никнуть при различных заболеваниях. Наиболее часто наблюдают юно­шескую (физиологическую) гинекомастию у здоровых мальчиков в периоде полового созревания, которая самостоятельно проходит через 1—2 года. Патологическая гинекомастия может быть обусловлена нарушениями синтеза, секреции или действия андрогенов, избытком синтеза эстрогенов эстрогенпродуцирующей опухолью яичка или надпочечников, гиперпро-лактинемией, приемом лекарственных препаратов (в частности, гонадо-тропинов, антиандрогенов, эстрогенов и др.).

 

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

I. Истинное преждевременное половое развитие:

1) церебральная форма;

2) идиопатические формы;

3) конституциональные формы;

4) истинное преждевременное половое развитие как синдром;

а) синдром Мак Кюна - Олбрайта - Брайцева;

б) синдром Рассела - Сильвера;

в) синдром Вик - Грамбаха;

г) ППР при поздно начатом лечении глюкокортикоидами врожденной

дисфункции коры надпочечников.

II. Ложное преждевременное половое развитие:

1) гормонпродуцирующие опухоли яичек;

2) гормонпродуцирующие опухоли яичников;

3) гормонпродуцирующие опухоли надпочечников;

4) врожденная дисфункция коры надпочечников;

5) гонадотропинсекретирующие опухоли печени, хорионэпителиом и

другие редкие формы опухолей.

III. Неполные формы преждевременного полового развития:

1) ускоренное телархе;

2) ускоренное адренархе.

9. Стадии внутриутробного развития. Антенатальная охрана плода. Новорожденный ребенок: гигиенический режим детской палаты (отделения) новорожденных. Доношенный новорожденный: характеристика, рефлексы новорожденного. Правила ухода и организация режима.

«Переходные» состояния раннего неонатального периода. Физиологические характеристики: убыль веса, желтуха, катар кожи, половой криз. Понятие о недоношенности и задержке внутриутробного развития (ЗВУР), семиотика и синдроматика.

 

 

ШКАЛА АПГАР (1965 г.)

 

Признаки

Оценка в баллах

0 1 2
Сердцебиение Отсутствует Брадикардия (меньше 100 уд. в мин.) Более 100 уд. в мин.
Дыхание Отсутствует Нерегулярные дыхательные движения Громкий крик
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень сгибания Активные движения
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Слабо выражена (гримаса) Хорошо выражена (крик)
Окраска кожи Синюшная или бледная Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей Розовая

Клиническая оценка тяжести асфиксии:

1-3 балла – тяжелая асфиксия

4-6 баллов – умеренная асфиксия

7 баллов и более – отсутствие асфиксии

 

Этап. СУБЪЕКТИВНЫЙ СТАТУС

а) анамнез заболевания

Методика объективного исследования здорового и больного ребёнка

ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России

кафедра детских болезней педиатрического факультета

дисциплина Пропедевтика детских болезней

для специальности «ПЕДИАТРИЯ»

Утверждено на методическом заседании

кафедры ____________20__г.

Зав. кафедрой д.м.н. ______ Е.Б. Храмова

Оглавление

1. Анатомо–физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. Особенности их исследования в основные периоды детского возраста. 2

Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДКОЖНОГО ЖИРОВОГО СЛОЯ. 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРГОРА МЯГКИХ ТКАНЕЙ.. 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. 6

2. АФО костно-мышечной системы и методы исследования в основные периоды онтогенеза. 7

Семиотика и синдроматика основных поражений формирования костных структур. Семиотика и синдроматика поражений мышечной системы и суставного аппарата. 7

3. АФО системы органов дыхания у детей в основные периоды онтогенеза и их связь с формированием пороков развития. Оценка рентгенологических исследований, показания и информативность. 12

Семиотика поражений органов дыхания. Основные синдромы поражений системы дыхания у детей и подростков. Неотложная доврачебная помощь. Понятие о врожденных пороках респираторного тракта. 12

СИНДРОМЫ ПРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 17

4. АФО системы кровообращения у детей в основные возрастные периоды. Особенности показателей клинико-функциональных и электрофизиологических проб, рентгенологических методов исследования. Понятие об инвазивных и фармакологических исследованиях. 18

Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей в онтогенезе. Синдромы поражения сердца. 18

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.. 26

5. АФО органов пищеварения в онтогенезе, связь с патологией. Оценка лабораторных, функциональных и инструментальных показателей системы пищеварения у детей. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей в онтогенезе. 27

Семиотика поражений полости рта, зева (стоматиты, гингивиты) и органов ЖКТ. Семиотика поражений гепато-билиарной системы и поджелудочной железы. 27

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ.. 33

6. АФО системы мочеобразования и выделения в онтогенезе и их связь с формированием пороков развития. Методы исследования функции почек и их оценка. 33

Семиотика и основные синдромы поражений органов мочеобразования и мочевыделения у детей и подростков в онтогенезе. 33

7. АФО системы кроветворения и свертывающей системы крови у детей и подростков в онтогенезе и их связь с врожденной патологией. 36

Семиотика и синдроматика основных поражений кроветворения, состава периферической крови. Доврачебная неотложная помощь. 36

8. АФО эндокринной системы у детей в основные возрастные периоды. Половая дифференцировка. Методы диагностики функций эндокринной системы. 40

Семиотика и основные синдромы поражений эндокринной системы у детей. Нарушения полового развития. 40

9. Стадии внутриутробного развития. Антенатальная охрана плода. Новорожденный ребенок: гигиенический режим детской палаты (отделения) новорожденных. Доношенный новорожденный: характеристика, рефлексы новорожденного. Правила ухода и организация режима. 50

«Переходные» состояния раннего неонатального периода. Физиологические характеристики: убыль веса, желтуха, катар кожи, половой криз. Понятие о недоношенности и задержке внутриутробного развития (ЗВУР), семиотика и синдроматика. 50

10. Схема-алгоритм построения клинического диагноза. 52

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.215.0 (0.087 с.)