Социализированная модель государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализированная модель государства



Попробуем воспроизвести непростой чертеж. Я не случайно употре- бляю это слово, потому что, если мы хотим отличаться от лукавых бол- тунов, должны ясно представить себе социально-инженерный конструк- тив нового российского государства, которое будем строить. Рассмотрим структурно-функциональное поле государства справедливости. Мы с вами обсуждали, что справедливость, как ценность и как ценностная цель — делится на две ветви:

1) на ветвь, связанную с материальным аспектом (распределением ма- териальных благ, потреблением);

2) и на ветвь, связанную с очень важным нематериальным аспектом, влияющим на трудовые, потребительские и психологические моти- вации.

Определим в явном виде, во имя кого решаются задачи достижения справедливости? Естественно, что во имя человека, но важно уточнить:

«конкретного человека» — не того, кто сидит в кресле № 1, а обычного, простого человека, гражданина в обществе, одного из 146 миллионов. Именно этот человек является объектом целевой адресации для дости- жения справедливости, поскольку справедливость — это ощущение кон- кретным человеком: справедливо или не справедливо.

Что порождает нематериальный аспект в этом функциональном, структурном поле? Еще раз приведем привычную для нас формулу спра- ведливости: ожидаемое=воздаваемому. Слева — ожидаемое, с которым государство может работать. Как можно воздействовать на завышенное ожидаемое?


1. Через воспитание. Есть у государства такая функция? В путин- ском нет, а в нашем будет, и это уже было в нашей стране и в школе, и в университете, и в рекламе, и в литературе, и в СМИ, и на улице, где угодно.

2. Через образование, и понятно, какие именно институты в государ- стве этим должны заниматься. Понятно, что в государственных об- разовательных стандартах, в методике преподавания, в структуре дисциплин, в учебниках должны быть заложены именно эти ценно- сти. А Путин предлагает избавиться от них: «Надо деидеологизиро- вать всю историю, культуру нашей страны», вот страна и разруша- ется. Мы же строим социализированную модель.

3. Через «Службу престижа» или «Службу нематериальных мотиваций человека к труду, законопослушанию, нравственному, социальному поведению». «Доброе слово и кошке приятно», что же говорить о че- ловеке. Государство должно выстраивать и использовать системы поо- щрения, внимания, уважения, оценки заслуг. Это тоже должно быть.

4. Через пропаганду самих ценностей, образцов поведения, т. е. реа- лизацию установок, которые дает культура, воспитание и образо- вание.

Все это вместе сольется в функцию воспитания настоящего челове- ка, человека нравственного, социального, правового, законопослушного, справедливого, патриотичного. Отсюда и тип государства.

Теперь материальный аспект, материальная вертикаль. Как она фор- мируется в государстве справедливости? Конечно, это перераспредели- тельная функция, это бюджет, и это целевые общественные фонды по- требления — то, что путинизм разрушил. Бюджет он тоже разрушает, постоянно урезая его относительно ВВП по либеральным формулам.

Бюджет, целевые общественные фонды потребления работают на основную функцию материальной поддержки и адресуются опять-таки конкретному человеку.

Почему я все время говорю: «Конкретный человек»? Потому что мы не имеет права настраиваться на среднюю температуру по больнице, когда средняя зарплата российского гражданина якобы — 40 тысяч рублей, но только особый гражданин получает 5 миллионов рублей в день, а боль- шинство нищих получает в среднем 12 тысяч рублей в месяц, во всяком случае, пенсии на этом уровне.

Нельзя государственный механизм настраивать на такие обобщенные параметры мониторинга, мы его будем настраивать на конкретного чело- века. А сейчас, в нынешнем государстве, конкретный человек куда может пойти со своей болью, проблемой, неудачами, несчастьями любого сорта? Попыталась мать российского воина, которого пленили разбойники ИГИЛ, обратиться в десять российских инстанций, а они ее футболят по кругу.


Итак, необходимо конструирование системы, которая будет знать, в чем беда конкретного человека, и будет возбуждать прямые связи, ко- торые через материальные и нематериальные аспекты будут решать про- блемы этого человека. Тогда и только тогда государство сможет стать го- сударством справедливости.

Что для этого нужно? Государство должно построить, а мы это обяза- тельно сделаем, систему мониторинга самочувствия конкретного человека. Не забудем еще один важный институт, влияющий на самочувствие человека — религию, духовную поддержку. И здесь взаимодействие ре- лигиозных объединений и государства выполняет вполне светскую, но уникальную, общественно значимую функцию, включая социальный за- каз, конкордат. Иногда поговорить человеку не с кем, получить утешение не от кого, а религиозные институты культивируют удивительную функ- цию — печалование, сочувствие человеку. И это очень важно в социали-

зированном государстве, когда живем миром, коллективом.

Идем дальше. Партии, профсоюзы, отраслевые союзы и объедине- ния тоже должны исходить из самочувствия человека, поэтому они тоже должны войти в систему мониторинга в обратной связи.

Тут возникают политические адресации апелляций. К кому человек может апеллировать, чтобы включить все прямые государственные свя- зи? К госорганам: «Отдай пенсию!», «Помоги человеку!», «Окажи соци- альную, материальную помощь!». Туда же апеллируют и гражданские медиаторы (профсоюзы, партии и союзы, различного рода НКО), и по- литические медиаторы (депутаты, фракции, партии, только натуральные, а не нынешние). Наконец, существует важнейшее пространство обще- ственного дискурса, в котором государство обеспечивает свободу мысли, слова, провозглашения проблематики, свободу общественной апелляции к политическим и государственным институтам, и это то, что в нашей те- ории называется политическим спектром и тоже входит в пространство мониторинга и управления государственным строительством.

Оптимальное значение ширины политического спектра (обширности

общественно и политической дискуссии), так же, как и функции распре- деления по доходам, — это целевые назначения, которые позволяют сде- лать государство устойчивым, нравственным, справедливым и работаю- щим для людей.

Апелляции к госорганам, конечно, должны попасть в поле государ- ственного управления справедливостью и выдать управленческие им- пульсы. Как это можно реализовать?

В Советском Союзе такую роль исполняла КПСС — вертикально- горизонтальная структура, с партийными комитетами по месту работы и месту жительства. Обиженному человеку было куда обратиться с прось- бой, жалобой, предложением и, так или иначе, включались обратные свя-


зи и механизмы. Кто-то сейчас подумает: «А! Степан Степанович КПСС хочет вернуть, партийную монополию». Нет. КПСС, кроме позитивного опыта, дала нам хороший урок и пример того, как опасны монополии, особенно политические.

То, о чем я сейчас говорил, должно быть устроено в государственной, а не партийной системе, и такой государственный институт мы проек- тируем и обязательно реализуем. Смотрите, есть институт министерства внутренних дел, с управлениями, отделами внутренних дел, вплоть до участковых, которые знают и работают с конкретными жителями рай- онов, их задача — обеспечение общественной безопасности на местах. Есть система уполномоченного по правам человека — не работающая, но подсказывающая система.

А в государстве справедливости, будущей России будет распреде-

ленная, разветвленная система уполномоченного по делам человека, по его самочувствию. Эта фигура будет в шаге от президента, уполно- мочена высшим мандатом, с вертикально-горизонтальной сетью, охва- тывающей всю страну, с уполномоченными по делам человека внизу, к которым сможет прийти простой человек и принести свою боль, беду, жалобу на бездушного чиновника, на безысходность какого-нибудь правового тупика. И эта обратная связь будет работать так, как сейчас не работает ни одна система. В новой конституции есть статья на эту тему.

Как справедливость будет как целевая ценностная субстанция про-

низывать устроение государства, чтобы государство стало государством справедливости? Будут выстроены институты, функции, механизмы, процедуры, право, а также традиции, уклады, порядки, которые, работая в совокупности, и сформируют государство справедливости.

В теории строительства государства, в, так называемом, проблемно- управленческом дереве, которое мы с вами уже обсуждали, в разделе

«Успешность страны, партии и государства», справедливость наверху как высшая ценность породит комплекс ценностных целей. Каких? Это патриотизм, социально-политическая устойчивость, психологический комфорт, правильность и праведность жизни человека и общества. Это мотивации к труду, нравственность, очеловеченность человека и обще- ства. Все это ценностные цели высшего уровня.

Эти цели, как мы с вами много раз говорили, порождают иденти- фицированное проблемное поле, которое декомпозируется на суб- проблемы, те, в свою очередь, на суб-субпроблемы, и, наконец, зада- чи, получающие решения в государственном управлении. Решения оперативно-распределительные, нормативно-правовые.

Какие функции в государстве справедливости являются главнейши- ми? Их три.


1. Функция воздействия на массовое индивидуальное сознание, фор- мирующее ожидания (левая часть в уравнении справедливости ожидаемое=воздаваемому).

2. Функция воздействия на процессы создания материальных и нема- териальных благ для обеспечения возможности воздаяния.

3. Функция мониторинга состояния, самочувствия всех и каждого конкретного человека.

Какие основные проблемы, препятствующие построению государ- ства справедливости выявляются в современной России? Во-первых, дух стяжательства и потребительства, мутация сознания, девиации, асоци- альность и преступность, расчеловечивание, которые культивируются в путинистической системе образования, воспитания, рекламы, средств массовой информации. Вторая проблема — это отстраненность госу- дарства от управления распределением национальных благ в обществе. Либеральная догматика, социал-дарвинизм в чистом виде. И третья про- блема — безразличие государства к делам, состоянию и самочувствию конкретного человека.

От чего зависит первая проблема? От официальной социал-

дарвинистской идеологии, от отсутствия идеологии нестяжательства, от того, что запрещена государственная идеология как позитив. Мутация сознания, преступность, асоциальность, расчеловечивание происходят в каких сферах? Реклама, религия, СМИ, образование, воспитание, госу- дарственная идеология, Конституция, пропаганда.

В этих сферах государство, построенное по нашей Конституции и по модели государства справедливости, поставит иные ценностные цели и будет их достигать. Управление государством справедливости, таким образом, включает образование, воспитание, рекламу, пропаганду, СМИ, культуру и государственную идеологию. В Конституции должны быть прописаны основания достижения справедливости. Это общественная нравственность, это равенство права на признание, охрану достоинства каждого человека. Это законные интересы граждан, их законных юриди- ческих объединений в лице общества. Это результаты труда, это благодар- ность общества и государства за заслуги в социально значимой деятельно- сти человека и это милосердное отношение к слабому и обездоленному.

От чего зависит проблема № 2 — отстраненность государства от

управления распределением национальных благ в обществе? От социал- дарвинистской, либеральной догматики, в которой государство — ночной сторож, госбюджет уменьшается, субсидирование и дотации бедным, ма- лоимущим уничтожаются, нет фондов общественного потребления, всем руководит рынок, человек сам себе должен накопить и на пенсию, и на об- разование, и на здравоохранение. Только так получается далеко не у всех, не хватает у человека денег, вымирать начинает этот конкретный человек.


В направлении к свету — человеку настоящему

Государство справедливости построит классические институты пере- распределения. Через бюджет, который будет восстановлен до оптималь- ного уровня относительно ВВП. Через налоги, которые будут взиматься по прогрессивным шкалам налогообложения. Через пенсионную систе- му, которая увеличит пенсии за счет изменения параметра оплаты труда в макробалансе страны. Через систему вспомоществования, социальной защиты, благотворительности и порядка ее стимулирования, целевых фондов общественного потребления. В этом пространстве будет то, что составляет часть государства справедливости, а именно, социальное го- сударство, welfare state.

Соответственно, будут внедрены, вменены новые регуляции в распре-

делении, возникнут социальные стандарты, будет реализовываться прин- цип социальной справедливости. Помните, в социальном пространстве функция распределения по доходам? Территориальная справедливость, помните, в физическом, географическом пространстве? Будут оптимизи- рованы вопросы приватизации основных фондов, частная собственность будет социализироваться, сочетая интересы собственника, наемного труда, общества и государства, в том числе, защищая предпринимателя и его право частной собственности, поскольку она станет фактором про- гресса, станет социализированной, выпишется из социал-дарвинистской модели, впишется в модель социализированного государства. Будет оста- новлена фашизация страны.

Что такое фашизм? Сильное меньшинство присваивает себе право

превосходства над слабым большинством и право насилия над ним — вот вечная формула фашизма как вируса, который спит в человеческой цивилизации, а в сегодняшней России начинает просыпаться.

Будет восстановлена государственная политика управления оплатой труда. Повторю, прогрессия НДФЛ, нематериальное и материальное сти- мулированиепроизводительноститруда. Восстановленазарплатоемкость валового внутреннего продукта, будет регулироваться коэффициент Джини. Будет регулирование сверхграничной ренты, где она становит- ся инструментом паразитизма, она будет оставаться в том пространстве (рента, маржа банка, на капитал, природная), в котором является пре- мией собственнику как организатору производства, создателю рабочих мест, социального пакета, инициатора прогресса. Частная собственность в нашем государстве справедливости станет фактором прогресса, нрав- ственности и справедливости, что бы сейчас на левом полюсе мне ни пы- тались возразить. Вы мне возражайте, только, пожалуйста, на таком же уровне детализации и структуризации проблемного поля, а самое глав- ное — конструктивного предложения. Вы-то что предлагаете, кроме экс-


проприации экспроприаторов, а потом гражданской войны? Проходили, извините. Уроки надо извлекать.

Соответственно, будет перестроена структура макробаланса страны, о чем мы с вами говорили. Будут возрождены погубленные фонды целе- вого общественного потребления. Что это такое? Это фактически суб- сидированное жилье, образование, здравоохранение, рекреация, транс- портная система, ЖКХ. ЖХК — это главный зуб на вершине пищевой социал-дарвинистской цепочки. Мы этот зуб вырвем. Макробаланс стра- ны станет оптимальным.

Третья проблема, а именно, безразличия государства к делам, со- стоянию, самочувствию каждого человека будет решаться в виде спе- циализированной системы. Да, это бюджетные расходы, и мы знаем, от- куда возьмем эти деньги, потому, что бюджет относительно нынешнего кастрированного станет здоровым и планомерным относительно задач государства, общества и развития человека. Вернется обратная связь от конкретного человека к государству.

Возникнет социальный и гражданский мониторинг. Меня спрашива- ли о механизмах народного контроля. В этом они и будут заключаться как распределенная система, а не как отдельное решение типа панацеи. Не бывает панацей.

Возникнет институт уполномоченных по делам человека. Правящая партия, общественные структуры по закону, по жесткому требованию новых регламентов будут обязаны быть не безразличными к членам сво- их партий, избирателям, среди которых они собирают голоса.

Будет ликвидирован феномен приватизации государства, а именно отрыва власти от общества, феномен формирования власти узким кла- ном, который интересуют только дела семейные или клановые.

Итак, государство справедливости, основанное на строгой теорети- ческой базе эволюционной, абсолютно физичной, природной модели прогрессивного развития государства в противоположность путинской социал-дарвинистской модели государства.

В джунгли, в животное состояние, в озверение, в социал-дарвинизм, либерализм, путинизм превратилась современная Россия, и против этого социализированность, истинный человек, очеловеченное, нравственное, справедливое общество. Нам с вами нужно выйти к свету.

 

Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Что такое социал-дарвинизм?

2. Что может служить аналогом биологической пищевой цепочки в устройстве государства?

3. Назовите основные функции государства справедливости?


4. Перечислите основные проблемы, препятствующие построению го- сударства справедливости?

 

Занятие № 12

«В чем была ошибка СССР, в чем неправ Карл Маркс?»

От фундаментальных теоретических вопросов мы подходим все бли- же к практическим актуальным вопросам текущей политики, текущего государственного управления, партийных задач.

Итак, начнем. СССР, наша Родина, в 1991 г. прекратила свое суще- ствование. Это факт реальный, политический и международно правовой, установленный и признанный Организацией Объединенных Наций.

На месте бывшего СССР — ряд новых государств, одно из них — Рос- сийская Федерация. И это факт. Несогласие с фактом искусственного расчленения единого цивилизационного пространства большого госу- дарства, объективное, справедливое, должно вести не к бесплодным по- пыткам отрицать очевидное, а к поиску ответов на вопрос, почему это произошло, каковы уроки, которые мы должны извлечь, каковы уроки, которые мы должны учесть при восстановлении нашей большой Родины. В проекте нашей Конституции есть статья «Исторические территории России», в которой записано: «Россия открыта к диалогу о воссоедине- нии исторических территорий на основе доброй воли народов и госу- дарств, судьбы которых исторически связаны с Россией». Это, конечно, в интересах тех 250 миллионов человек, для которых после распада Со- ветского Союза наступили очень трагические, драматические события в их жизни.

Так в чем же была ошибка СССР? В ответе на этот вопрос сталкивают-

ся два политических подхода. Первый подход: сама система социализма, как способ устроения государства и формата жизни общества, нежизне- способна, в ней запрограммирован код автоуничтожения, распада. Не- жизнеспособная жизнь обречена умереть.

Второй подход: накопление ошибок, внешнее давление, внутреннее идеологическое перерождение и беспрецедентное национальное преда- тельство привели к тому, что СССР проиграл в Холодной войне, кото- рая велась консолидированным западным геополитическим союзом на уничтожение. Эта формулировка актуальна и в наши дни, потому что консолидированный Запад открыл второй этап этой войны уже против Российской Федерации.

Сегодня накопление ошибок происходит еще быстрее в силу недее- способности власти. Эту тему обсудим на следующем занятии, когда бу- дем заниматься путинизмом.


Что же в большой мировой державе — Советском Союзе — было не так, что привело к его распаду? Это ведь какой-то парадокс! Великая дер- жава на первых-вторых местах в мире по разным показателям, достаточ- но динамично по нынешним путинским нормативам развивающаяся, 2–3% ежегодный прирост — это были темпы вполне на уровне мировых. Передовая в экономическом, культурном, научном, спортивном смыс- ле. Половина мира фактически следовала за примером и опытом Совет- ского Союза. Советский Союз помогал многим государствам, многим общественным течениям и силам социалистической, коммунистической ориентации, что впрочем приводило и к злоупотреблениям, но все-таки страна была настолько сильна, что в мире с ней считались все.

Вычисляемый нами коэффициент жизнеспособности страны в 1985 го-

ду был самым высоким за всю ее тысячелетнюю историю. То есть страна на вершине своего могущества, своей успешности, в историческое мгно- вение распадается. Что случилось? Почему?

Давайте сначала проверим гипотезу о том, что сама идея социалисти- ческого устроения была ошибочной и внутри нее был заложен автокод самоуничтожения. Это объяснение не проходит, потому что в мировых рейтингах различного рода сопоставлений и исторического соревнова- ния Советский Союз развивался вполне успешно. Он производитель- ность труда увеличивал более высокими темпами, чем в ведущих по это- му показателю странах, таких как США, и была реальная перспектива, что СССР догнал бы и перегнал по этому показателю экономическую си- стему Запада. В демографическом отношении ситуация была тоже доста- точно благополучной и никакие демографические кризисы и вымирания не предвещала. В международном отношении страна была лидером, была фактором мировой повестки, формировала ее, выступала, в том числе, в конфликтных регионах на правильной и праведной стороне. И управ- ление экономикой, развитием человеческого потенциала, забота о сво- бодном времени для духовного развития человека, действительно, были вблизи самых высоких планок тогдашнего мира.

Но можно ли увидеть, что эта экспериментальная система в истории

человечества, которая воплощала высокие, нравственные императивы и эволюционные импульсы, была действительно погублена совокупно- стью внутренних ошибок, перерождения, внешнего давления и преда- тельства?

Литература, которую я рекомендую для этого занятия. Это  наша

«толстушка», троекнижие: «Послание России «Что с нами? Почему? Что делать?», «Политическая платформа будущей партии», «Начальная про- грамма будущей партии» На странице 82 есть раздел VII «Что не по- лучилось в СССР?». Кстати, рядом с этим разделом есть и раздел «Что случилось с Российской империей?» И раздел «Что и почему не могло


получиться в либеральной России?». Я рекомендую со всеми этими раз- делами поработать.

 

Монополия КПСС на истину — главный фактор распада СССР СССР

Итак, могли ли внутренние ошибки, внешнее давление и предатель- ство привести к гибели страны? Мы утверждаем, что да, могли.

Есть такой показатель (я его обозначу W, скоро объясню, что это такое), который фактически характеризует творческую способность страны, ее рефлексивность, способность диагностировать собственные заболевания и отвечать на вызовы. Страна может быть здоровая, силь- ная, умная. Что значит умная страна? Это, прежде всего, оценка интел- лектуальных способностей правящей элиты, когда совокупный талант и способности российского народа из творческого, образовательного, научного пространств, концентрируясь в правящей элите, делают стра- ну дееспособной, способной противостоять внутренним и внешним вы- зовам. Что характеризует показатель W? Причем, когда он стремится к нулю, то и успешность страны стремится туда же. Когда он стремится к некоей мало контролируемой характеристике, то дееспособность, успеш- ность страны тоже нулевая.

Успешность страны

 

W

 

Мы уже не раз отмечали, что природная сущность больших социаль- ных систем, страны в частности, подчиняется именно такому закону.

W — этот показатель ширины политического спектра. Что такое по- литический спектр? Если мы нарисуем пространство с осями для раз- личных идей, целей, формирующих ценности и мотиваторы, идеологий, движущих человеком и обществом, то в этом пространстве усмотрим определенные положения партий с их программами, сословия, способ- ные занять правящие позиции в стране, лоббистские группировки. Это пространство можно представлять как пространство выбора идей и ре- шений по устроению и управлению страной. В одномерном и наиболее привычном представлении оно имеет достаточно традиционный вид: ось левые и правые.


Если слева — государственная собственность, то справа — частная собственность; если слева — социализация, справа — индивидуализа- ция; слева — коллективизм, справа — эгоизм. И т. д.

Распределение в этом пространстве идей может быть разным. Мо- жет быть прижатым к одному полюсу. Это ситуация единомыслия. Одна единственная мысль, догма, доктрина, не допускающая дискуссий, об- суждения других идей.

 

Полюс левых идей                                                     Полюс правых идей

 

 

Монополия на мысль, которая никогда не приведет к успеху. Хоть во времена КПСС. Хоть во времена либералистической догмы. Спектр может быть неконтролируемо широкий, когда все «позволено». Смыслы в этом случае неизбежно распадаются, развитие превращается в хаос, распад. Но спектр может быть и оптимальным. Когда в обществе и вла- сти вырабатываются наилучшие решения.

Молодежь, наверное, не знает, но в университетских библиотеках со- ветского времени работ Мартова, Троцкого и других политических оппо- нентов центральной линии партии и правительства найти было нельзя, они были под запретом, получить их можно было только после специаль- ного разрешения. Сейчас же политическая цензура также налицо.

В физике и математике узкое распределение называется дельта- функцией, т. е. бесконечно узкой функцией. Одна единственная идея — для нее ширина политического спектра (W) стремится к нулю, единомыс- лию, доктрине, догме. Спектр может быть ровно таким же и на правом фланге, также стремящимся к нулю, догматическому, доктринальному, столь же опасному как и при КПСС, что мы и наблюдаем ныне при пу- тинизме, когда существует прямо противоположная идея, столь же бес- помощная с точки зрения догматики.

Но спектр может быть и таким, что его ширина W является опти-

мальной.

То есть таким, который легализует все идеи, все возможности устрое- ния и управления, отбирая из них наилучшие для успешности страны. Это случай, когда нет догматики, нет доктринерства, когда действитель- но работают мозги, которые способны понять, как причины связаны со


следствием, как построить и перепроверить, верифицировать модели развития страны, прогнозируя ее развитие. Успешные страны имеют, ко- нечно, именно такой вид политического спектра.

Есть удивительный теоретический вывод, основанный на истори- ческом «эксперименте», убедительно подкрепленный фактами: если общество устроено правильно с точки зрения творческого поиска наи- более успешных управленческих, устроительных практик, если в нем есть дискуссия, борьба мнений, политический спектр оптимален, то все чувствительные параметры государства настраиваются наилучшим об- разом. Это было поразительное открытие, оно объясняет связь ширины политического спектра в случае единомыслия, левого ли (КПСС, Совет- ский Союз), правого ли (то, что будем обсуждать для путинизма), с не- успешностью страны. И, наоборот, если бы не эта догматика, запреты, идейная, идеологическая тупость, то страна могла бы быть значительно более успешной.

 

 


 

Wопт


 

Ширина политического спектра


 

 

Оказывается, позитивныеэффектыразвития, например, рождаемость, прирост ВВП, спад инфляции при оптимальной ширине политического спектра становятся максимальными. А негативные (рост смертности, спад экономики, рост инфляции) становятся наоборот минимальными. Можно ли управлять шириной политического спектра? При умной влас- ти можно.

Что сложилось в Советском Союзе, несмотря на теоретическую про- грессивность модели страны социалистического типа? Возникла монопо- лия КПСС на истину — я считаю это самым главным фактором развала страны. Если бы она была творческой в звене принятия решений… При- чем надо понимать, что была, конечно же, эволюция, которая в послед- ние годы загнившего монополизма КПСС и привела к развалу страны.

Вместо поиска наилучших решений доминировала догматика. При- думали группу А и группу Б. Производство товаров группы А — это про- изводство средств производства. Производство товаров группы Б — это производство товаров народного потребления. Население Советского


Союза наблюдало пустые полки магазинов, убогий перечень товаров да еще и с низким качеством, и при этом изобилие потребительского рынка на Западе. Население зверело от унижения в очередях и от дефицитов всего и вся. Простой вопрос: «Отчего руководство КПСС, Советского Союза столь пренебрежительно относилось к столь мощному политико- психологическому фактору? Неужели, при той мощи, которой обладала страна, невозможно было наполнить товарные рынки для полноценного народного потребления?».

Потом были новые глупости, когда группе А — оборонно-промыш-

ленному производству — предписывали провести конверсию и в резуль- тате выпуск одной кастрюли стоил половину автомобиля. Очевидная глу- пость была по той же самой причине.

Догматика подавила и инициативу пассионарного меньшинства. Опять этот спектр: левые и правые. Слева государственная собствен- ность, справа частная собственность. Слева плановое, управляемое раз- витие экономики страны, справа рыночное управление.

В Советском Союзе собственность на 100% была сосредоточена в го- сударстве. Но в человеческом обществе всегда есть пассионарное мень- шинство, стремящееся к самореализации даже через риски. Творческое, прорывное меньшинство, которое тянет за собой всех, которое по своей природе — инноватор, фактор прогресса связано с мотивацией частной собственности. В позднем Советском Союзе были такие формулы: «На- род делает вид, что работает, а государство делает вид, что платит ему зарплату». Народ многое получал и не только через зарплату, но удовлет- ворение запросов на потребительском рынке было просто скандальным. Эта пассионарная часть населения, с энергетикой, с творческим по- тенциалом, была объявлена попросту незаконной, идеологически вредо- носной, так называемой, мелкобуржуазной. Для идеологической чистоты бабулькам три луковки на тротуаре запрещали продать. Не разрешали на садовом участке построить два домика, только один. Облагали налогами яблони, что заставляло крестьян и горожан вырубать деревья. Дикость

какая-то.

И что важно? Эта мелкобуржуазная идеология, которая по теории на- учного коммунизма считалась недопустимой, подрывающей системные основания общества, на деле ведь пришла в страну. Как именно пришла? Через идеологическое перерождение правящего эшелона, прежде всего партийной номенклатуры. Появился такой класс — партийная номен- клатура. И что возникло? Мы привыкли к тому, что частная собствен- ность и отношения отчуждения продуктов труда, эксплуатации человека человеком связаны с рентой на капитал, т. е. основные средства произ- водства. В XIX веке Марксу хватило этого главного противоречия и кон- фликта между собственником средств производства и наемным работни-


ком, бесправным, эксплуатируемым, содержащимся на уровне скотины. Рента была в этом начальном периоде эксплуатации, несправедливости в основном с основных средств производства. Тогда еще не было доход- ности в виде ренты с эмиссии, ссудного капитала, финансовая рента не была основной. Ныне рента стала и иных типов — с интеллектуальной собственности, природная рента, наследственная рента. И что очень важно, рента административная, от властного положения. Партийная номенклатура в СССР сгнила именно на этой ренте. Были тогда так на- зываемые привилегии.

Что такое рента? Рента — это характеристика паразитизма, когда не-

кто обретает право на потребление благ, не производя при этом труда, а исключительно в силу права на собственность, средства производства, финансы, властный капитал. За 150 лет развились различные виды рен- ты. При Марксе они были скрытыми и полускрытыми, за исключением одной, самой вопиющей, которая и приводила к социальному протесту и социалистическим революциям.

К чему этот экскурс? В Советском Союзе родился новый вид ренты — административная рента. Она есть и сейчас — коррупционный навар с занимаемых государственных должностей, ставший при путинизме ре- кордным в истории страны. Тогда эта административная рента прояви- лась в том, что правящий эшелон, партийная номенклатура за счет свое- го должностного положения стала получать блага — товары народного потребления, которые были в дефиците. Появилась распределительная система — спецмагазины для входа только высокопоставленных пар- тийных деятелей, спецбуфеты для их же питания, спецтранспорт, спец- лифты, спецбольницы. И что же это такое как не перерождение в рантье, паразитов, которые в очень своеобразной форме появились, развились и стали паразитировать?

Это противоречие, конечно, опровергло достаточно безмозглые по-

туги запретить частную собственность, которая при регулировании доходности, о чем мы много раз говорили, ее социализации мгновенно бы заполнила рынок товаров народного потребления и включила бы пассионарную часть населения как фактор прогресса. А реально, к со- жалению, она ушла из функционального пространства фактора прогрес- са в пространство теневиков, цеховиков, превратилась в криминал. Так идеологически, в силу указанной причины единомыслия, перерождалось руководство страны. Оно стало фактически, если говорить Марксовым языкому, классом, «эксплуатирующим» население. Это естественно вы- звало социальные напряжения, социальную ненависть. Главным лозун- гом при развале Советского Союза был: «Против привилегий партийной номенклатуры!». Это, конечно, было не слишком умно и правильно, по- тому что причин было гораздо больше и они были гораздо тяжелее.


Так была подавлена личность, были подавлены мотивы к производи- тельному труду. Возникла, так называемая, уравниловка. Причем, урав- ниловка компенсировалась, конечно, попытками реализации принципа

«От каждого по способностям, каждому по труду!», принципом социа- листического соревнования, принципом дифференцированной оплаты с коэффициентом трудового участия. Но это не ликвидировало изна- чальную стратегическую ошибку.

Партийное большинство со своей идеологической догматикой прони- зывало и интеллектуальные центры страны — университеты, академи- ческие институты, где защищались кандидатские диссертации с такими, например, темами: «О партийном руководстве комсомольской деятель- ностью по повышению эффективности искусственного оплодотворения крупного рогатого скота». Куда это могло привести? Только к снижению качества государственного управления.

 

Еще один фактор — цивилизационная война и национальное предательство

Конечно, внешнее давление, цивилизационная война консолидиро- ванного Запада с Советским Союзом — это объективный факт, который не зависит от правильности или неправильности внутреннего устроения в ходе социалистического эксперимента. Нельзя сказать, что в конце сво- ей жизни Советский Союз был такой уж реальной угрозой. Да, когда-то были левые экстремистские идеи: «Мы назло буржуям мировой пожар раздуем! Экспорт революции!». Мир капитализма видел в Советском Союзе угрозу, но потом родились теории конвергенции, мирного сосу- ществования. Советский Союз вполне устойчиво торговал со всем ми- ром, присутствовал во всех сферах (и в воздухе, и в космосе, и в мировом океане) в мире, присутствовал и в геоэкономическом отношении, стро- ил в иных странах плотины, заводы, субсидировал развитие государств мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.079 с.)