Акцентуации характера по К. Леонгарду. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акцентуации характера по К. Леонгарду.



1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем, они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

 

Психология личности.

Условием формирования личности является возникновение созна­ния и самосознания, поэтому при ее определении подчеркивают, что это сознательный индивид, занимающий определенное положе­ние в обществе и имеющий определенную социальную функцию.

Личность это:

1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

3) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Понятие личности в наибольшей степени связано с общественно-историческим фактором, с культурой, в контексте которой происходит развитие человека и которую он ус­ваивает в процессе активного взаимодействия с окружающим ми­ром. В развитии идей психологии личности можно выделить пять оснований: духовно-философское, естественнонаучное, социологическое, художественно-эстетическое, собст­венно психологическое.

Наиболее известны следующие теории личности.

1. Типологические (строят типологии личности, исходя из выбора тех или иных оснований, модальностей, критериев).

2. Теории черт (описывают личность как совокупность социально-ориентированных черт характера);

3. Структурные теории (предлагают структуру личности): психоаналитическая (изучает человека «желающего»); когнитивная (изучает человека «думающего»); гуманистическая (изучает человека «самоактуализирующе­гося»)

4. Опосредованные теории (рассматривают личность через призму определённых психических процессов): деятельностная теория личности (лич­ность как момент деятельности и как ее продукт, когда иерархические отношения отдельных видов деятельности субъекта характери­зуют его как личность).

Каждый из указанных выше подходов по-своему определяет сущность личности, ее структуру, предлагает свой арсенал психо­диагностических и психокорректирующих процедур и техник.

По мнению Б.Г.Ананьева человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Следуя традициям В. М. Бехтерева, он выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества.

Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Индивид (от лат. individuum неделимое).

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность ее проявлений. Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности. В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личности с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутренняя психическое образование самой личности.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в поведении и закрепленных в образе жизни.

Субъект (от лат. subjectum подлежащее) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Идеализм во всех его проявлениях усматривает источник активности субъекта в нем самом. Диалектический материализм как философская основа научной психологии рассматривает субъект как продукт исторического развития и связывает его активность с особенностями деятельности людей. Реальное, практическое изменение объекта в процессе этой деятельности и является критерием адекватности, соответствия действительности тем возникающим у субъекта образам, на основе которых и регулируется его деятельность.

Теории личности. В.Джемс известен созданием одной из первых в психологии теории личности. Осознание своего личного существования, по Джемсу, имеет 2 стороны: Я как «познаваемое» эмпирическое Я, или «личность», и «Я как познающее», называемое «чистым Я». Эмпирическое Я имеет следующую структуру: 1) физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т. п.); 2) социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен); 3) духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., ядром которого является чувство активности Я).

Структура личности, предложенная проф. К.К Платоновым и включающая следующие четыре подструктуры:

1. Направленность личности. Объединяет направленность, от­ношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Фор­мируется путем воспитания.

2. Подструктура опыта. Включает знания, навыки, умения, привыч­ки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма.

3. Подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психиче­ских функций (ощущений, восприятий, мышления, воображе­ния, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обуслов­ленных особенностей в этой подструктуре, по сравнению с опи­санными выше, усиливается. Формируется путем упражнения.

4. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет за­датки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки.

Структура личности, предложенная А.Г. Ковалевым включает:

1. Направленность;

2. Способности (субъективные условия успешного осуществ­ления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обна­руживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности).

3. Систему управления, осуществляющую саморегуляцию «Я» (Я это представление о своей индивидуальности и идентич­ности. Это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций. Это самооценка и самоуважение).

4. Психические процессы и состояния, на основе которых об­разуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые). 

А.В. Петровский предлагает при научении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляют­ся и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида. Он выделяет также и метаинди­видные свойства личности. При таком рассмотрении личность ин­дивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Предлагается исследо­вать личность через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них.

Образ Я – то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел и т.д.

Я-концепция – это совокупность представлений индивида о се­бе, сопряженная с их оценкой. Именно описательную составляю­щую Я-концепции и называют образом Я. Составляющую, связан­ную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, назы­вают самооценкой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, способности, социальные отношения, отдельные личностные проявления. Позитивная Я-кон-цепция это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Глобальную Я-концепцию можно рас­сматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки могут иметь различные модальности. Существует, по крайней мере, три модальности самоустановок: 

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид вос­принимает свои актуальные способности, роли и пр.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с пред­ставлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями ин­дивида о том, каким он хотел бы себя видеть.  

Функции Я-концепции.

1) Средство обеспечения внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, при­водят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом (Фестингер, 1957). Согласно теории когнитивного диссонанса, индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способы устранения возникших противоречий и рассогласований. Неустраненные внутренние про­тиворечия Я-концепции нередко становятся источниками стресса.

2) Интерпретация опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком лю­бой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается и получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3) Совокупность ожиданий. Некоторые исследователи (Мак-Кэндлес, 1967) считают эту функцию Я-концепции центральной. Каждому человеку свойственны какие бы то ни было ожидания, во многом определяю­щие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. В основе отно­шений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». 

Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культур­ных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепле­ния. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между ре­альным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.  

Умение взять на себя ответственность рассматривается как один из важнейших кри­териев зрелости личности (Роттер, 1966). В качестве критериев зрелости личности 3. Фрейд рассматри­вает стремление работать, создавая нечто полезное, а также способ­ность любить кого-то не ради себя, а ради него. В рамках аналитической психологии К. Юнг критерием зрело­сти личности считает ее интегрированность - как результат процесса психологического созревания (индивидуации), позволяющего признать и интегрировать все игнорируемые стороны собственной лич­ности, как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.

Гуманистическая психология постулирует, что в каждом чело­веке существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. У зрелой личности достигается конгруэнтность (со­гласие) между реальным Я (формируемым средой) и Я-идеальным (кем человек хочет стать в результате реализации своих возможно­стей). Конфликт между Я-реальным и Я-идеальным обычно возни­кает из-за того, что человек с одной стороны стремится к самоува­жению, а с другой стороны к положительной оценке окружающих. 

Таким образом, суммируя всё выше сказанное, личность характеризуется:

1. Направленностью устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека;

2. Глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами» по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредствования),

3. Степенью осознанности своих отношений к действительности;

4. Отношениями (по В.Н. Мясищеву), установками (по Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозициями (по В.Я. Ядову) и т. п.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) Личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексов психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности (Л.И. Божович); структуры характера личности, особенностей темперамента, способностей (работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина и др.); 

2) Личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников;

3) Личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В.А. Петровский).

Таким образом, развитие личности не завершается с обретени­ем автономности и самостоятельности. Оно проходит длинным пу­тем, этапы которого, по мнению Д.А. Леонтьева (1993), таковы:

а) достижение самодетерминации, самоуправления, независи­мости от внешних побуждений;

б) реализация личностью заложенных в нее сил и способностей;

в) преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими, глобальными ценностями.

 

Вопросы для контроля знаний.

  1. Определение темперамента. В чём сходство классификации темперамента Гиппократа и И.П. Павлова?
  2. Определение характера. Каковы отличия характера от темперамента?
  3. Какие виды характера по Э.Кречмеру Вам известны?
  4. Дайте определение акцентуации характера.
  5. Сколько видов акцентуаций характера выделял К. Леонгард?
  6. Определение личности.
  7. Какова классификация теорий личности?
  8. Чем различаются индивид, личность и индивидуальность?
  9. Назовите некоторых авторов теорий личности и особенности их концепций.
  10. Что такое Я-концепция? Назовите модальности Я-концепций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.047 с.)