Тема № 10. Мотивационная сфера личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 10. Мотивационная сфера личности.



Мотивация (от лат. movere – приводить в движение, толкать) подразумевает все то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего эта деятельность совершается. Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, а другие – подчиненными. Мотивация – есть сложная многоуровневая совокупность, включающая в себя потребности, мотивы, эмоции, ценности и др. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используют для объяснения движущих сил поведения человека.

Мотивация — это вся совокупность факторов активности человека, которые определяют ее направленность. Сюда включаются внутренние факторы активности человека (личностные диспозиции) и внешние факторы (ситуационная мотивация). Актуальное поведение человека следует рассматривать не как простую реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Мотивация в данном случае понимается как процесс непрерывного выбора и принятия решений. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация поведения подразделяется на осознанную и неосознанную.

К неосознанной относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанной относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений - они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

Влечение – инстинктивное желание, недостаточно отчетливо осознанная потребность. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне».

Установки - неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Потребность — в разной степени осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

Основными характеристиками потребностей являются: а) сила; б) периодичность возникновения; в) способы удовлетворения; г) предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Потребности подразделяют на:

1) первичные (врожденные, биологические) - в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности (или инстинкты).

2) культурные, приобретенные - имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Это потребность в контактах с себе подобными (общение, социальные контакты) и потребность во внешних впечатлениях или (в широком смысле) познавательная потребность.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться. Мотив поведения формируется на основе потребности, однако мотивы более разнообразны и потенциально осознаваемы.

Мотивы следует отличать от мотивировок. Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин поступка посредством указания на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства. Мотивировка выступает как одна из форм осознания мотивов поведения, оправдания своих поступков или сознательной маскировки действительных мотивов поведения.

Цель — в психологии обозначают как ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение. Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.).

По цели различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.

По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

По объёму: широте и глубине. Характеризует структуру интересов личности: широкие (разносторонние) или узкие (специфичные); глубокие (в полноте охвата темы интереса) или поверхностные (элементы темы интереса).

Склонность — это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться.

Идеал — это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

1) развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2) гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);

3) иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Общая структура мотивации или потребностей (М. Аргайл):

1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

2) потребность в зависимости (принятие помощи, защиты, руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть);

3) потребность в аффилиации;

4) потребность в доминировании и власти;

5) сексуальная потребность;

6) потребность в агрессии;

7) потребность в чувстве собственного достоинства.

Мотив аффилиации (от англ. to affiliate — присоединяться) проявляется в стремлении человека быть в обществе других людей. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в сотрудничестве с другими. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию, чувство одиночества и отчужденности. В противоположность аффилиации существуетмотив отвергания — боязнь быть отвергнутым другими. Такие люди часто вызывают недоверие к себе у окружающих, что связано со слабо развитыми навыками общения у них.

Мотивация доминирования и власти представляет собой стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п. С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение и многие другие феномены.

Мотивация альтруизма направлена на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить ответную выгоду (принцип "ты — мне, я — тебе"). Альтруистическому мотиву противоположен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi — нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физического или психологического вреда другому человеку, обществу.

В структуре мотивации пациента могут преобладать одна или несколько из перечисленных потребностей. Врач должен учитывать ведущую потребность больного для грамотного построения взаимоотношений. Пациент с ведущей потребностью в зависимости легче примет помощь врача, при этом относительно быстро может стать полностью зависимым от указаний, требуя внимания и указаний по малейшему поводу. Одинокий пациент с ведущей потребностью в аффилиации может настаивать на госпитализации и затягивать лечение только для того, чтоб дольше находится в обществе подобных себе больных людей. Пациент с высокой потребностью в агрессии может враждебно воспринимать любые назначения и рекомендации. Врач должен учитывать ведущую потребность больного для грамотного построения взаимоотношений с пациентом и определения дополнительных возможностей для лечения заболевания.

Существенным для понимания структуры мотивации и ее влияния на лечебный процесс является определение ее направленности, а также внешних и внутренних компонентов

Структурные компоненты мотивации (Б.И. Додонов):

· удовольствие от самой деятельности;

· значимость результата деятельности;

· значимость вознаграждения за деятельность;

· принуждающее давление на личность.

Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Два последних компонента, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения.

Мотивация, направленная на успех (получение награды) приводит к постановке положительной цели, достижение которой может быть однозначно расценено как успех, вызывает полную мобилизацию организма и положительные эмоции. Мотивация на избегание неудачи (наказания) – возникает у людей неуверенных, боящихся критики. Даже гипотетическая возможность неудачи является для них источником отрицательных эмоций.

Пациенты, для которых наиболее важным является выздоровление, как результат лечения, стараются точно выполнять указания врача, сотрудничают с врачом в процессе терапии, однако могут выдвигать повышенные требования к результату («быть таким как до болезни»), излишне болезненно реагировать на наличие хронического неизлечимого заболевания. Больные с преобладающей мотивацией достижения («выздороветь», «достигнуть улучшения», «выжить») часто менее тревожны и склонны к ипохондрии, положительно реагируют на малейшее улучшение состояния, стремятся «помогать» врачу. Пациенты с преобладающей мотивацией избегания («чтоб не болело», «не умереть») являются более тревожными и беспокойными, склонны не выполнять назначения, прибегать к самолечению, не доверять врачам, беспорядочно лечиться, прекращать лечение как только наступит улучшение.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу.

Рис. 10.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

Он классифицирует потребности по иерархически построенным группам. Теория А. Маслоу обращает особое внимание на то, что высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены. Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы ("пирамида потребностей"). В то же время высшие потребности могут блокировать потребности более низких уровней. Так ради потребностей в самоактуализации или в чувстве собственного достоинства человек может отказаться от удовлетворения потребности в пище, отдыхе и пр.

Следует помнить, что при обращении к врачу пациенты могут руководствоваться самыми разными мотивами – от потребности избежать боли до самоактуализации и реализации себя в роли больного. Мотивом может послужить рентная установка на получение выгод от болезни (больничный лист, инвалидность), желание получить внимание и заботу от медицинского персонала (особенно у одиноких больных), стремление «доказать неизлечимость» собственного заболевания (часто встречается при аддикциях, например - табакокурение) и много другое.

Грамотный учет мотивационной структуры больного может помочь врачу не только наладить психологический контакт с пациентом, но и более точно провести диагностику, лечение заболевания и профилактику возможных рецидивов болезни.

 

Вопросы для контроля знаний:

1. Дайте определение мотивации.

2. Дайте определение потребности и опишите основные характеристики.

3. Какова структура мотивации по М. Аргайл?

4. Каковы структурные компоненты мотивации по Б.И. Додонову?

5. Как влияют мотивация достижения и мотивация избегания?

6. Какова классификация потребностей согласно теории А.Маслоу?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.032 с.)