Технология игромастерства как средство формирования социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология игромастерства как средство формирования социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.



 

Выпускная квалификационная работа

на соискание степени «магистр» по направлению подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

магистерская программа  «Управление дошкольным образованием»

 

 

     
К защите допускаю зав. кафедрой дошкольного образования, к.пед.н., доцент ______________ Э.Э. Бахича
 
 Научный руководитель:  А.Р. Аблитарова,  к.пед.н., ст. преподаватель __________

 

 


Консультант

Научный консультант:

Н.М. Яяева, к.пед.н, доцент

_______________________

Симферополь, 2015г.

Приложение К

(Пример оформления оглавления магистерской диссертации)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ…………….……………     5
1.1.Состояние проблемы формирования социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в научно – педагогических исследованиях ……………………………………....     5
1.2. Игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….……………   15
1.3 Формирование социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, посредством технологии игромастерства………….………………………………………………     45
Выводы по главе 1……………………………………………......... 50
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ эффективности технологи ИГРОМАСТЕРСТВА в ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ     53
2.1. Содержание и диагностика уровня сформированности социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе ……………………………………………………………………     53
2.2 Использование технологии игромастерства как средства формирования социальной готовности детей старшего дошкольного     возраста к школе………………………………..     60
2.3 Результаты   экспериментальной работы и их анализ……… 75
Выводы по главе 1..………………………………………………. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….… 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………………………… 86
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 95
Приложение Л (Пример оформления введения магистерской диссертации)  

ВВЕДЕНИЕ

Этническое возрождение сегодня рассматривается как одна из главных черт развития общества в XXI веке. Это обусловлено процессами, происходящими в мировом масштабе: стремлением народов к возрождению культуры каждого этноса, всплеском объединения миллионов людей на основе своей этнической принадлежности. В связи с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, обеспечивающей личности полноценное функционирование в современном многонациональном социуме, адекватное поведение в ситуациях межкультурного общения.

Эффективным средством решения этих задач является система образования, а именно ее первая ступень, так как в дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детские годы закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности поднятой проблемы и благоприятных перспективах формирования этнокультурной компетентности в дошкольном возрасте.

Обширный круг вопросов, значимых для обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также анализ современного положения исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ.

Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнос» (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, С.М. Широкогоров); «культура» (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.П. Беспалько, B.C. Библер, Г.Н. Волков, М.С. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др.); «этнокультура» (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова, А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина, В.В. Модорова и др.); «воспитание» и его социальный аспект (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков, A.B. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание» (А.Ю. Ахлестина, М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).

Теоретическим и практическим аспектам образования у подрастающего поколения в поликультурной среде посвящены работы таких ученых-исследователей, как В. Е. Бондаревская, Г. Ж. Даутова, Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, А. П. Лиферов, З. А. Малькова, JI. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов и др.     

Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценным в направлении нашего исследования являются труды педагогов и психологов Н. Г. Арзамасцевой, Л. Б. Зубаревой, Н. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, Т. В. Поштаревой, В. Г. Рощупкина, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой.

Вклад в поликультурное образование Крыма внесли А.Р. Аблитарова, З.Р. Амет-Уста, Э.Э.Бахича, З.И. Мустафаева, Л.Г. Мухоморина, Л.Г. Редькина, Е.В. Шишлевская.

Региональное искусство, отражая в художественных образах исторический, духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном пространстве. Кроме того, педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды.

 Разработке вопросов, связанных с использованием регионального искусства в учебно-воспитательном процессе, посвящено немало исследований (Г.Н. Волков, И.П. Глинская, И.А. Горяева, Б.М. Неменский, Д.Г. Пилипенко, B.Н. Полунина, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.Ю. Юсов, Л. Г. Мухоморина). К использованию идей народной педагогики в воспитании и формировании отдельных качеств личности обращены исследования Н.С. Александровой, Х.Х. Бакчаевой, Н.С. Ивановой, М.А. Муратовой и др.

Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса использования возможностей регионального искусства в формировании этнокультурной компетентности дошкольников, его содержания, структуры, педагогического инструментария. В частности, это относится к искусству крымских татар как средству этнокультурного воспитания.

Анализ опыта работы учителей школ и воспитателей дошкольных учебных заведений Республики Крым свидетельствует о том, что изучение искусства родного края скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании.

Следует отметить, что вопросы развития этнокультурной компетентности средствами крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства крымских татар в системе дошкольного образования.

Вместе с тем, изучение содержательного богатства крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста – будущих граждан многонационального крымского региона и государства в целом.

Отсюда очевидна необходимость создания системы этнокультурной подготовки дошкольников на основе использования потенциала декоративно-прикладного искусства крымских татар, разработки методических рекомендаций, которые обеспечивают развитие будущей межкультурно-компетентностной личности. Это и определило область нашего научного интереса, а именно, выход на проблему формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Учитывая актуальность проблемы и указанные противоречия, была сформулирована тема исследования – «Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар».

Связь работы с научными программами, планами и темами. Исследование выполнено в рамках научной темы кафедры дошкольного образования «Эффективность педагогических технологий управления качеством подготовки специалистов дошкольного образования в вузе» (№0113U005872), которая входит в научный план работы Государственного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым  «Крымский инженерно-педагогический университет». Тема магистерской работы утверждена приказом № 815-сз от 28 ноября 2015 года «О закреплении тем квалификационных работ за магистрами факультета психологии и педагогического образования дневной формы обучения».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-педагогической литературы обосновать сущность понятия «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста»;

2. Раскрыть особенности декоративно-прикладного искусства крымских татар как средства формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста;

3. Охарактеризовать показатели, критерии и определить уровни сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Объект исследования: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: готовность воспитателя к работе с детьми по формированию этнокультурной компетентности; создание этнокультурной среды дошкольного учреждения и сопровождающее методическое обеспечение; реализация технологии ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар.

Научная новизна исследования. Впервые экспериментально апробированы педагогические условия по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Уточнено и раскрыто понятие «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста». Описаны компоненты этнокультурной компетентности (когнитивный, эмоциональный, деятельностно-репродуктивный), критерии (осведомленность, эмоциональный отклик и интерес к другим людям, поведенческие проявления этнотолерантного отношения к другим людям и проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера), показатели (представления о национальных, культурных особенностях людей, о своей культуре и культуре других народов, традиций, языке, о необходимости толерантного отношения к людям другой национальности, о способах налаживания контактов с представителями другой национальности; интерес и желание к совместной деятельности с представителем другой национальности, желание узнать про культуру и традиции других национальностей, желания устанавливать с разными людьми доброжелательные, бесконфликтные отношения; умение общаться и взаимодействовать с разными людьми, в речи присутствуют рассуждения о нормах и правилах толерантного взаимодействия, умение выходить из конфликтной ситуации межэтнического характера, проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера). Охарактеризованы уровни (оптимальный, допустимый и низкий) сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Практическое значение результатов исследования: подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня становления этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;  разработаны методические рекомендации и разработки по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в образовательном процессе для повышения эффективности этнокультурной компетентности ребенка дошкольного возраста; материалы исследования могут использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений при организации этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для решения обозначенных задач, достижения цели и проверки гипотезы исследования использованы методы теоретического и эмпирического уровня. С целью определения состояния проблемы в научных исследованиях, обоснование сущности формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар, педагогических условий формирования этого явления использован метод анализа и обобщения научных данных, представленных в философских, психолого-педагогических, учебно-методических источниках. С целью проверки эффективности определенных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар использованы методы целенаправленного наблюдения за деятельностью воспитателей дошкольного учебного заведения и детей, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ продуктов деятельности дошкольников. Для обобщения экспериментальных данных, проверки рабочих гипотез и достоверности полученных результатов, определение тенденций и закономерностей их изменения использованы методы математической статистики.

База исследования:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 «Малыш» г., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Звездочка», г. Симферополь Республики Крым. Общее количество участников эксперимента составило 75 детей старшего дошкольного возраста. В основном формирующем эксперименте приняли участие 45 детей старшего дошкольного возраста, 4 воспитателя, 1 старший воспитатель, 45 родителей.

Достоверность научных результатов. Обеспечена системностью исходных методологических позиций исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных ему предмету, целям и задачам, продолжительным временем и возможностью повторения исследовательско-экспериментальной работы, количественным анализом эмпирических данных, репрезентативностью выборки, и статистической значимостью экспериментальных данных, сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом.

Публикации. Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// «Путь в педагогическую науку: проблемы и решения». Сборник научных работ студентов. Выпуск 4.- Симферополь: ВДБВ «Таврия», 2014. – 400 с. – с. 136-141.

Зекрияева Э.Р. Проблема формирования этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар в научно-педагогической литературе/ Зекрияева Э.Р.// Социально-психологические основы межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве Крыма: сборник статей научно-практической конференции 11-12 декабря 2014 г. Симферополь: ИП Курбединова Д.А., 2014. – 228с. – с. 73-78.

Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// Ключ к будущей профессии. Выпуск 11. – Симферополь, НИЦ КИПУ, 2015 г. – 248с. – с. 12-14.

Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на заседаниях кафедры «Дошкольного образования» ГБОУ ВО РК «КИПУ»; научно-практической конференции «Социально-психологические основы межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве Крыма» (Симферополь, 2014г.).

Структура и объем работы. Магистерская диссертация  состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, и 10 приложений. Основной текст работы содержится на 100 страницах. Работа содержит 8 таблиц, 5 рисунков, список литературы содержит 75 наименований. Приложения поданы на 11 страницах.

 

 

 

 

Приложение М

(Пример оформления автореферата магистерской диссертации)

 

 На правах рукописи

ЗЕКРИЯЕВА Эльзара Ризаевна

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.027 с.)