Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология игромастерства как средство формирования социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Выпускная квалификационная работа на соискание степени «магистр» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Управление дошкольным образованием»
Консультант Научный консультант: Н.М. Яяева, к.пед.н, доцент _______________________ Симферополь, 2015г. Приложение К (Пример оформления оглавления магистерской диссертации)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Этническое возрождение сегодня рассматривается как одна из главных черт развития общества в XXI веке. Это обусловлено процессами, происходящими в мировом масштабе: стремлением народов к возрождению культуры каждого этноса, всплеском объединения миллионов людей на основе своей этнической принадлежности. В связи с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, обеспечивающей личности полноценное функционирование в современном многонациональном социуме, адекватное поведение в ситуациях межкультурного общения. Эффективным средством решения этих задач является система образования, а именно ее первая ступень, так как в дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детские годы закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности поднятой проблемы и благоприятных перспективах формирования этнокультурной компетентности в дошкольном возрасте. Обширный круг вопросов, значимых для обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также анализ современного положения исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ. Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнос» (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, С.М. Широкогоров); «культура» (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.П. Беспалько, B.C. Библер, Г.Н. Волков, М.С. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др.); «этнокультура» (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова, А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина, В.В. Модорова и др.); «воспитание» и его социальный аспект (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков, A.B. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание» (А.Ю. Ахлестина, М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).
Теоретическим и практическим аспектам образования у подрастающего поколения в поликультурной среде посвящены работы таких ученых-исследователей, как В. Е. Бондаревская, Г. Ж. Даутова, Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, А. П. Лиферов, З. А. Малькова, JI. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов и др. Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценным в направлении нашего исследования являются труды педагогов и психологов Н. Г. Арзамасцевой, Л. Б. Зубаревой, Н. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, Т. В. Поштаревой, В. Г. Рощупкина, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой. Вклад в поликультурное образование Крыма внесли А.Р. Аблитарова, З.Р. Амет-Уста, Э.Э.Бахича, З.И. Мустафаева, Л.Г. Мухоморина, Л.Г. Редькина, Е.В. Шишлевская. Региональное искусство, отражая в художественных образах исторический, духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном пространстве. Кроме того, педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды. Разработке вопросов, связанных с использованием регионального искусства в учебно-воспитательном процессе, посвящено немало исследований (Г.Н. Волков, И.П. Глинская, И.А. Горяева, Б.М. Неменский, Д.Г. Пилипенко, B.Н. Полунина, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.Ю. Юсов, Л. Г. Мухоморина). К использованию идей народной педагогики в воспитании и формировании отдельных качеств личности обращены исследования Н.С. Александровой, Х.Х. Бакчаевой, Н.С. Ивановой, М.А. Муратовой и др. Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса использования возможностей регионального искусства в формировании этнокультурной компетентности дошкольников, его содержания, структуры, педагогического инструментария. В частности, это относится к искусству крымских татар как средству этнокультурного воспитания. Анализ опыта работы учителей школ и воспитателей дошкольных учебных заведений Республики Крым свидетельствует о том, что изучение искусства родного края скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Следует отметить, что вопросы развития этнокультурной компетентности средствами крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства крымских татар в системе дошкольного образования. Вместе с тем, изучение содержательного богатства крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста – будущих граждан многонационального крымского региона и государства в целом.
Отсюда очевидна необходимость создания системы этнокультурной подготовки дошкольников на основе использования потенциала декоративно-прикладного искусства крымских татар, разработки методических рекомендаций, которые обеспечивают развитие будущей межкультурно-компетентностной личности. Это и определило область нашего научного интереса, а именно, выход на проблему формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Учитывая актуальность проблемы и указанные противоречия, была сформулирована тема исследования – «Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар». Связь работы с научными программами, планами и темами. Исследование выполнено в рамках научной темы кафедры дошкольного образования «Эффективность педагогических технологий управления качеством подготовки специалистов дошкольного образования в вузе» (№0113U005872), которая входит в научный план работы Государственного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет». Тема магистерской работы утверждена приказом № 815-сз от 28 ноября 2015 года «О закреплении тем квалификационных работ за магистрами факультета психологии и педагогического образования дневной формы обучения». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар Задачи исследования: 1. На основе анализа научно-педагогической литературы обосновать сущность понятия «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста»; 2. Раскрыть особенности декоративно-прикладного искусства крымских татар как средства формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать показатели, критерии и определить уровни сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста; 4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Объект исследования: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: готовность воспитателя к работе с детьми по формированию этнокультурной компетентности; создание этнокультурной среды дошкольного учреждения и сопровождающее методическое обеспечение; реализация технологии ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар. Научная новизна исследования. Впервые экспериментально апробированы педагогические условия по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Уточнено и раскрыто понятие «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста». Описаны компоненты этнокультурной компетентности (когнитивный, эмоциональный, деятельностно-репродуктивный), критерии (осведомленность, эмоциональный отклик и интерес к другим людям, поведенческие проявления этнотолерантного отношения к другим людям и проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера), показатели (представления о национальных, культурных особенностях людей, о своей культуре и культуре других народов, традиций, языке, о необходимости толерантного отношения к людям другой национальности, о способах налаживания контактов с представителями другой национальности; интерес и желание к совместной деятельности с представителем другой национальности, желание узнать про культуру и традиции других национальностей, желания устанавливать с разными людьми доброжелательные, бесконфликтные отношения; умение общаться и взаимодействовать с разными людьми, в речи присутствуют рассуждения о нормах и правилах толерантного взаимодействия, умение выходить из конфликтной ситуации межэтнического характера, проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера). Охарактеризованы уровни (оптимальный, допустимый и низкий) сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Практическое значение результатов исследования: подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня становления этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; разработаны методические рекомендации и разработки по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в образовательном процессе для повышения эффективности этнокультурной компетентности ребенка дошкольного возраста; материалы исследования могут использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений при организации этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения обозначенных задач, достижения цели и проверки гипотезы исследования использованы методы теоретического и эмпирического уровня. С целью определения состояния проблемы в научных исследованиях, обоснование сущности формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар, педагогических условий формирования этого явления использован метод анализа и обобщения научных данных, представленных в философских, психолого-педагогических, учебно-методических источниках. С целью проверки эффективности определенных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар использованы методы целенаправленного наблюдения за деятельностью воспитателей дошкольного учебного заведения и детей, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ продуктов деятельности дошкольников. Для обобщения экспериментальных данных, проверки рабочих гипотез и достоверности полученных результатов, определение тенденций и закономерностей их изменения использованы методы математической статистики. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 «Малыш» г., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Звездочка», г. Симферополь Республики Крым. Общее количество участников эксперимента составило 75 детей старшего дошкольного возраста. В основном формирующем эксперименте приняли участие 45 детей старшего дошкольного возраста, 4 воспитателя, 1 старший воспитатель, 45 родителей. Достоверность научных результатов. Обеспечена системностью исходных методологических позиций исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных ему предмету, целям и задачам, продолжительным временем и возможностью повторения исследовательско-экспериментальной работы, количественным анализом эмпирических данных, репрезентативностью выборки, и статистической значимостью экспериментальных данных, сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом. Публикации. Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// «Путь в педагогическую науку: проблемы и решения». Сборник научных работ студентов. Выпуск 4.- Симферополь: ВДБВ «Таврия», 2014. – 400 с. – с. 136-141. Зекрияева Э.Р. Проблема формирования этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар в научно-педагогической литературе/ Зекрияева Э.Р.// Социально-психологические основы межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве Крыма: сборник статей научно-практической конференции 11-12 декабря 2014 г. Симферополь: ИП Курбединова Д.А., 2014. – 228с. – с. 73-78. Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// Ключ к будущей профессии. Выпуск 11. – Симферополь, НИЦ КИПУ, 2015 г. – 248с. – с. 12-14. Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на заседаниях кафедры «Дошкольного образования» ГБОУ ВО РК «КИПУ»; научно-практической конференции «Социально-психологические основы межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве Крыма» (Симферополь, 2014г.). Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, и 10 приложений. Основной текст работы содержится на 100 страницах. Работа содержит 8 таблиц, 5 рисунков, список литературы содержит 75 наименований. Приложения поданы на 11 страницах.
Приложение М (Пример оформления автореферата магистерской диссертации)
На правах рукописи ЗЕКРИЯЕВА Эльзара Ризаевна
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.027 с.) |