Методологический аппарат диссертационного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический аппарат диссертационного исследования



Магистерская диссертация – это, прежде всего, квалификационная работа. Поэтому это научное произведение читается в основном с целью его оценки, которая, в конечном счете, и решает самый главный для его автора вопрос: достоит или не достоин ее автор искомой академической степени.

Одним из наиболее важных оценочных критериев магистерской диссертации является качество подготовки методологического аппарата. Именно по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности».

Методологический аппарат магистерской диссертации располагается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность темы работы, как сформулирована проблема и цель исследования, объект и предмет, какие задачи оно решает и какие гипотезы проверяются, на каких теоретико-методологических основаниях строится работа, насколько убедительно сформулирована новизна и значимость (теоретическая и практическая) полученных результатов, какие положения выносятся на защиту и пр. Т.е. методологический аппарат диссертации состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности диссертанта.

Таким образом, методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов магистерской диссертации, которому следует уделять особо серьезное внимание. В этой связи представляется целесообразным подробно рассмотреть каждый из разделов с целью разъяснения общей методики их подготовки.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы.

Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования состоит в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. Актуальность темы проверяется в ходе изучения решений директивных органов (например, «Закон об образовании РФ», стандартов образования и пр.), материалов педагогических, психологических и социологических исследований и т.п.

При обосновании актуальности темы исследования недопустимо ссылаться на политическую ситуацию в стране и мире, поскольку подлинная наука не допускает коньюктуры.

При обосновании актуальности выбранной темы необходимо избегать часто допускаемой ошибки – нужно обосновывать актуальность конкретной темы работы, а не направления исследований в целом. Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в рамках выбранного научного изыскания. Указывается то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этой основе формулируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями объекта изучения. Выявленное противоречие может быть как в теории, так и в практике.

Примеры формулировки противоречий: «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью изучения (применения) …. подхода и отсутствием методик выявления…», «Без знания…. сейчас невозможно… В тоже время … до сих пор не разработаны….» и пр.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новой проблемы имеет важное значение, поскольку она в очень большой степени определяет стратегию исследования и направление научного поиска. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Т.о., проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. с положением, которое также необходимо разрешать). Считается, что проблемы – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так одновременно, потому что специфической чертой проблемы является то, что для ее решение необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, следовательно, и сформулировать ее суть.

Рассмотрим типичный порядок действий, которые нужно выполнить при постановке проблемы. Прежде всего, необходимо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата. Для того, чтобы построить проблему необходимо:

ü «расщепить» ее на подвопросы, без ответов на которые невозможно получить ответа на основной проблемный вопрос;

ü сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

ü ограничить поле изучения в соответствии с потребностью исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы необходимо осуществить следующие действия:

ü выяснить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методики, технологии, методы, средства, приемы, и пр.;

ü проверить наличные возможности и предпосылки;

ü выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

ü найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой.

Для обоснования проблемы нужно:

ü установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

ü привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

ü постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

Вслед за проблемой исследования определяется его цель, объект и предмет.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над магистерской диссертацией. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего магистерского изыскания.

Формулировка цели исследования начинается с глагола – изучить, исследовать, выявить, установить, разработать и пр. Например, «разработать модель», «обосновать…» и пр. Формулировка цели в исследовании может быть следующей: «охарактеризовать …», «раскрыть особенности …», «проанализировать и обобщить опыт … определить его значение для развития …», «выявить возможности применения …» и пр.

Неточность формулировки цели исследования возникает тогда, когда определение научного результата (что должно быть основным итогом любой диссертации) магистранты подменяют целями практическими, т.е. когда научная цель подменяется практической.

Например, «повышение эффективности обучения….», «совершенствование качества преподавания …» и т.п. - это не цели магистерской диссертации. Такая формулировка, как «разработать научно обоснованные рекомендации», может выступать только как сопутствующая, вспомогательная, но не как основная цель исследования, а скорее всего как одна из задач, способствующая повышению практической значимости диссертационной работы. Задачи исследования – это конкретизация цели, но задачи обычно ставятся не раньше формулировки общей гипотезы, т.е. теоретической гипотезы, которая базируется на проблеме исследования и общих теоретических знаниях. Достижение цели предполагает решение трех основных задач: теоретической (изучение различных сторон явления на основе анализа источников), эмпирической (разработка путей и методов исследования явления, доказательство сформулированных гипотез), прикладной (разработка рекомендаций для практиков).

В большинстве случаев исследователь ставит следующие задачи:

1) теоретический анализ исследуемой проблемы;

2) подбор и разработка методик, адекватных исследуемой проблеме;

3) обсуждение и анализ исследования;

4) доказательство гипотезы;

5) построение выводов и рекомендаций для практиков.

Формулировка задач начинается с глагола, например:

1) изучить...,

2) выявить …,

3) разработать …,

 4) проверить … и т.д.

В задачах должны быть зафиксированы этапы работы над теоретической и эмпирической частями диссертации. Перечисление задач может определяться как временной последовательностью их выполнения, так и логической последовательностью, определяющейся внутренней логикой исследовательского процесса.

Формулировки задач должны быть точными, поскольку описание их решения составляет содержание глав диссертационной работы. Формулировки задач определяют названия глав и параграфов работы.

Все задачи, заявленные в работе, должны быть осуществлены, по результатам решения задач необходимо сформулировать выводы. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.009 с.)