Книга – хранитель духовных ценностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга – хранитель духовных ценностей



Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака? На мой взгляд, эта утрата была бы невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. Мир стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

В самом деле, что значит в жизни человека книга?
Подобно разговорному языку, книга не только средство общения людей, не только проводник информации, но самое главное – это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы. Вместе с тем книга – это и констатация всех историй, и одновременно верная память человечества.

Книга – это душеприказчик, безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов, негаснущий источник света, посланный из детства человечества к нам, это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда, это символ превосходства силы духовной над силой материальной.

Человек, читающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь. Все это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого.

В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги, – тем самым укоротил дни своей жизни, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.

(По Ю. Бондареву)

Задание. На основе сформулированных аргументов и контраргументов напишите дискуссионное эссе-аргументацию для школьной газеты «Будет ли востребована книга в будущем?» Объём работы 170-200 слов.

Задания к текстам.

1. Постройте лексическое поле или парадигму слов, соответствующих основной мысли прочитанных текстов.

2. Сформулируйте по двум текстам основной тезис как решение проблемы.

3. Приведите по прочитанным текстам 2-3 аргумента и контраргумента.

 

Кривошеева М. В.,

Учитель русского языка и литературы

 СШ№ 1, г. Петропавловск

 

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров: от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. Значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений.

«Берегите чистоту языка, как святыню! Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас», – так писал И. С. Тургенев в XIX веке, обращаясь к потомкам. Он как будто предвидел, что состояние русского языка в последующие века может ухудшиться.

На наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. Это напрямую отражается в языке. С экранов телевизоров, по радио мы слышим сниженную, вульгарную речь.

Состояние современного литературного языка волнует писателей, журналистов, ученых, широкие круги образованных людей, всех, кому небезразлична судьба русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры.

С какими же проблемами сталкивается современный русский язык? На мой взгляд, наиболее острыми являются засорение языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, всё более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера и сквернословия, молодёжный сленг.

Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», «имидж», то надо вообще с родным языком распрощаться».

Заимствование из английского языка в русский далеко не новое явление, это происходит уже не первый век. Однако современный русский язык буквально напичкан англицизмами, благодаря СМИ, Интернету и индустрии маркетинга. В языке современной русской рекламы главенствует английское слово «имидж» (Имидж – это всё!). Термин «евро стандарт» стал клише в русском маркетинге, хотя в Европе не имеют понятия, что это вообще значит. Это выдуманный термин, призванный делать российские товары заслуживающими доверия: если это достаточно хорошо для них, значит, это достаточно хорошо и для нас!

Разрушение языка как средства общения приводит к разрушению русской культуры. Последствия могут оказаться печальными, потому что в конечном итоге люди перестанут понимать друг друга.

 

Текст Б

То, что русский язык немыслим без заимствованных слов, очень легко доказать. Достаточно привести примеры слов, которые нам кажутся исконно русскими, но на самом деле таковыми не являются.

И правда, многие слова, которые нам кажутся исконно русскими, были заимствованы в глубокой древности из других языков. Например, из скандинавских языков к нам пришли слова акула, кнут, сельдь, ябеда, из тюркских — деньги, карандаш, халат, из греческого — грамота, кровать, парус, тетрадь. Даже слово хлеб, очень вероятно, является заимствованием: ученые предполагают, что его источник — языки германской группы.

В последние десятилетия слова в русский язык приходят в основном из английского языка, и связаны они с современными техническими устройствами и информационными технологиями (компьютер, ноутбук, смартфон, онлайн, веб-сайт).

Сказанное отнюдь не означает, что русский язык такой бедный или такой жадный: он только принимает и ничего не отдает. Вовсе нет. Русский язык тоже делится своими словами с другими языками, но экспорт чаще идет не на Запад, а на Восток. Если сравним русский язык и казахский, например, то увидим, что в казахском языке очень много заимствований из русского. Кроме того, русский язык является посредником для очень многих слов, которые идут с Запада на Восток и с Востока на Запад. Многих носителей языка раздражают именно недавние заимствования; английские слова воспринимаются едва ли не как враги русского языка. В ответ на это приведем слова профессора МГУ Марины Сидоровой: «Но кто здесь виноват? „Лайоут“ и „воркаут“ абсолютно не виноваты. Здесь дело в общей культуре человека. Дело в том, что человеку не приходит вовремя в голову хорошее, понятное русское слово, или он не утруждает себя тем, чтобы это слово подобрать».

Если мы запретим иностранные слова, мы просто-напросто остановим развитие языка. И вот тогда-то есть угроза, что мы начнем говорить на другом языке (например, на том же английском), ведь русский язык в этом случае не позволит нам выражать наши мысли полно и подробно. Иными словами, запрет на употребление иностранных слов ведет не к сохранению, а к уничтожению языка.

Задание

Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьной газеты на тему «Обогащают ли речь «разумные» заимствования или ведут к уничтожению языка?»

 

Задания к текстам

1. Найдите в предложенных текстах факты, упомянутые в афоризмах и высказываниях: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка» (А.П.Сумароков), «Какое бы ни было слово, свое или чужое, лишь бы выражало заключенную в нем мысль, – если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое, а свое несите в кладовую старого хлама». (В.Г.Белинский)

2. Найдите в тексте несколько (5-6) заимствованных слов и выражений, определите их значения.

3.Извлекая основную информацию из предложенных текстов, сформулируйте по одному проблемному вопросу и найдите (подчеркните) в тексте предложения, позволяющие ответить на данный вопрос.

4. Сформулируйте свою позицию по обсуждаемым проблемам.

 

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА

ЭКОЛОГИЯ

Бобик Г,

СШ № 27

Г.Петропавловск

Прочитайте тексты и выполните задания к ним

Текст 1

 

Сегодня сложно остаться в стороне и не иметь собственной позиции по отношению к уличному искусству граффити. Данное направление более чем популярно. Граффити можно увидеть не только на зданиях домов и в метрополитене, его активно распространяют в массы маркетинговые структуры. Сегодня даже часы настенные купить в интернет магазине можно с элементами граффити стиля, не говоря уже об обуви, футболках и прочем.

Несмотря на большой резонанс в обществе, который вызывают многие работы современных художников, стиль граффити сочетает в себе много полезных вещей.

С помощью ярких изображений, можно украсить унылые улицы города. Часто старые дома выглядят крайне непрезентабельно, а созданные на ветхих стенах рисунки способны вдохнуть в них новую жизнь.

Современные райтеры разительно отличаются от прошлых поколений новизной идей и явным профессионализмом, есть такие работы, которые можно считать истинными шедеврами в части изобразительного искусства и смыслового посыла. Часто работы знаменитых художников привлекают в город большой поток туристов, которые хотят лично ознакомиться с работами и сфотографироваться на их фоне. С помощью работ граффити можно создать уникальную атмосферу не только снаружи здания, но и внутри. Можно разрисовать подъезд или создать интересные решения в дизайне интерьеров, важно, что можно не ограничивать полет своей фантазии, поскольку современные инструменты граффити готовы к любым экспериментам. Для наших детей очень важно расти в положительных эмоциях и насыщенных красках, поэтому, несомненно, такое украшение придется им по вкусу

 

Текст 2

Творчество достойно восхищения, однако люди должны находить способы выражать себя, которые не подвергают общество дополнительным расходам. Нет у человека осознания того, что он доставляет головную боль тем, кто будет ликвидировать его «художества», что на это тратятся чьи-то деньги. Это выплеск излишней энергии, которую стоило бы направлять в положительное русло.

Серьезный ущерб причиняется вагонам пригородных электропоездов рисунками в стиле «граффити» Почему все эти ребята раскрашивают электрички, зачем это надо? Романтика, экстрим, острые ощущения. А где же моральная сторона вопроса?

Граффитеры портят репутацию молодежи, рисуя граффити там, где им захочется. Профессиональные художники не вывешивают свои картины на улицах, не так ли? Вместо этого они ищут финансирование и получают славу на легальных выставках. Ведь здания, заборы и скамейки в парках сами по себе являются произведениями искусства. Действительно печально, когда эта архитектура испорчена граффити.

Нет у человека осознания того, что он доставляет головную боль тем, кто будет ликвидировать его «художества», что на это тратятся чьи-то деньги. Это выплеск излишней энергии, которую стоило бы направлять в положительное русло.

Серьезный ущерб причиняется вагонам пригородных электропоездов рисунками в стиле «граффити» Почему все эти ребята раскрашивают электрички, зачем это надо? Романтика, экстрим, острые ощущения. А где же моральная сторона вопроса?

А ведь хулиганы-«граффитчики» ничего не щадят. Портят внутри зданий стены подъездов, лифтовые кабины…. После «деятельности художников» иногда не остается чистого места: все изрисовано черной краской. И после всего этого вы будете называть это искусством?

 

Задание: Существует мнение, что уличное искусство «граффити» достойно восхищения. Выразите свою позицию по этому вопросу. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для журнала школьной Ассамблеи.

Задания к текстам.

Прочитайте внимательно тексты

1. Для какой целевой аудитории он может представлять интерес и почему?

2. Определи тему, которая объединяет оба текста.

3. Какую проблему поднимают авторы текстов?

4. Подбери аргументы из текстов к позициям «за» и «против».

4. Позиция «за»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    

5. Определи свою позицию по данной проблеме. Используй

· Я считаю, что граффити популярный вид искусства.

· На мой взгляд, граффити - это хулиганские «художества».

 

Горохводацкая А. В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.018 с.)