Принципы организации и деятельности прокуратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности прокуратуры.



Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры –общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации органов прокуратуры, их деятельности, как в целом, так и в части осуществления прокурорского надзора.

Данные принципы определяют наиболее важные аспекты организации прокуратуры в РФ, системы органов прокуратуры, а также общие начала, идеи и положения, касающиеся осуществления прокурорского надзора. Поскольку организация и осуществление прокурорского надзора являются фактически неразрывно взаимосвязанными, то и принципы, определяющие организацию и деятельность прокуратуры, также неразделимы.

Принципы организации и деятельности прокуратуры представляют собой те основополагающие идеи, которые определяют сущность прокуратуры, ее цели, порядок организации системы прокурорских органов, ключевые положения, которыми руководствуется прокуратура при достижении возложенных на нее задач.

К принципам организации и деятельности прокуратуры относятся принципы единства, централизации, законности, независимости от федеральных и местных органов, гласности (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Принципы единства и централизации органов прокуратуры определяют, прежде всего, основы построения и деятельности прокуратуры в целом.

Принципы единства и централизации органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, и выполняют единые цели и задачи, стоящие перед прокуратурами всех звеньев.

Ч.1 ст. 129 Конституции РФ устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Централизация органов прокуратуры обусловлена задачами, поставленными перед органами прокуратуры. Централизация органов прокуратуры заключается в том, что все органы прокуратуры действуют по принципу вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, все прокуроры подчиняются Генеральному Прокурору РФ. В соответствии с данным положением осуществляется и назначение прокуроров. Так, ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 129 Конституции РФ определяют, что Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В соответствии с принципом единства деятельность органов

прокуратуры определяется: 81

- единством правового поля, в рамках которого действуют органы

прокуратуры;

- единством законодательства для всех звеньев прокуратуры;

- общностью форм и методов прокурорского надзора;

- способов осуществления надзора за исполнением законов:

- единством средств прокурорского реагирования на выявленные

нарушения закона;

- единым комплексом мер, принимаемых для предупреждения нарушений закона.

Принцип единства определяет положение, по которому вышестоящий

прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры означает ее независимость от кого бы то ни было и, прежде всего, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Независимость прокурорского надзора предполагает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам РФ, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Принцип независимости в равной степени распространяется как на органы прокуратуры и выполняемые ими функции, так и на каждого отдельно взятого прокурорского работника. Согласно данному принципу воздействие в какой - либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой - либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких - либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Части 3, 4 и 5 Закона о прокуратуре устанавливают гарантии, обеспечивающие независимость прокуратуры.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это положение призвано обеспечивать независимость прокуратуры от государственных органов и местных влияний.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Этим достигается политическая и идеологическая независимость прокурора. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Данная норма призвана обеспечить независимость прокурора от различных социальных групп.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Это положение устанавливает независимость прокурора от коммерческих и иных обязательств, сохраняя при этом свободу творчества и иные права, не подлежащие ограничению.

Прокурор может быть зависимым только от требований закона, идеологии закона и политики, возведенной в ранг закона.

Гласность в осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общества. Согласно данному принципу, органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Согласно данному принципу органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В соответствии с данным принципом Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению. Этим достигается информированность органов государственной власти о состоянии законности и правопорядка.

Гласность не является самоцелью: доступность информации о правопорядке, проделанной работе по укреплению законности для всего общества способствует повышению общественного правосознания и, в конечном итоге содействует укреплению законности.

Принцип гласности действует лишь в тех пределах, в которых он не затрагивает охраняемые законом интересы личности, общества, государства.

Одним из важнейших принципов организации и деятельности прокуратуры является принцип законности.

Законность как универсальное правовое положение, заключающееся в точном и неуклонном соблюдении требований всеми участниками общественных отношений, имеет свою специфику применительно к прокурорскому надзору. Законность в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что вся деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора. В соответствии с принципом законности прокуратура должна обеспечивать точное и единообразное исполнение законов всеми. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами.

В качестве одного из общих условий деятельности прокуратуры, по своей значимости сходных с принципами прокурорского надзора выступает положение об обязательности исполнения требований прокурора.

В соответствии с ним требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.009 с.)