Особенности профессиональных деструкций у представителей социальной и производственной сфер деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности профессиональных деструкций у представителей социальной и производственной сфер деятельности



 

Исследование универсальных и профессионально-специфических закономерностей профессиональных деструкций у представителей социальной и производственной сфер деятельности было начато в 2007 году. Оно проводилось на основании теоретической модели «Психологическое содержание и особенности возникновения профессиональных деструкций личности» и направлено на реализацию следующих задач исследования: выявить специфику профессиональных деструкций у представителей профессиональных групп с разным объектом деятельности; выявить динамику профессиональных деструкций в связи с динамикой нормативного кризиса у представителей социальной и производственной сфер деятельности.

Согласно теоретическому анализу, психологическое содержание профессиональных деструкций определяется симптомокомплексом следующих явлений: психического выгорания, дисгармоничной эго-идентичности, защитно-совладающего поведения как способа замещения рефлексии, профессиональных деформаций. Профессиональные деструкции проявляются на трех уровнях системы отношений личности, обусловленных социальной ситуацией развития: деформации межличностных отношений (объективная составляющая), деформации внутриличностных отношений (субъективная состаляющая) и дисгармоничной эго-идентичности (рефлексивный уровень).

Деформация в межличностных отношениях наиболее ярко проявляется в «острых» и непростых ситуациях, поэтому проводилось исследование стратегий поведения в конфликте как отражений в межличностных отношениях объективной составляющей социальной ситуации развития. Деформация во внутриличностных отношениях проявляется в изменении системы ценностей, жизненных целей, отношения к жизни. В данной работе рассматриваются смысложизненные ориентации, поскольку принято под смысложизненными ориентациями понимать жизненные цели, общую направленность личности, смыслообразование. Рефлексивный уровень связан с осознанием личностью своих изменений, поиском и принятием идентичности, поэтому в работе исследовались статусы эго-идентичности – автономный, достигнутый, диффузный и дисгармоничный. Разные статусы эго-идентичности соответсвуют разным этапам нормативного кризиса взрослого человека, поэтому выявление динамики профессиональных деструкций осуществлялось через соотношение со статусами эго-идентичности.

Данная часть работы сконцентрирована на проблеме специфики профессиональных деструкций личности. Согласно модели, представленной в параграфе 1.4., профессиональные деструкции проявляются в деформации стратегий поведения в конфликте (уровень межличностных отношений), в изменении жизненных целей и смыслов (внутриличностный уровень). Системообразующим элементом профессиональных деструкций является психическое выгорание, которое приводит к деформациям всей системы отношений личности.

Для решения данной проблемы был поставлен ряд частных задач:

1. Выявить стратегии поведения в конфликте у представителей социальной и производственной сфер деятельности с профессиональными деструкциями.

2. Выявить смысложизненные ориентации у представителей социальной и производственной сфер деятельности с профессиональными деструкциями.

На данном этапе в исследовании приняли участие работающие люди в возрасте от 22 до 60 лет, мужчины и женщины в количестве 551 человек: представители социальной сферы деятельности – 356 человек – и представители производственной сферы деятельности – 195 человек, со стажем работы от трех лет.

К представителям социальной сферы относятся специалисты тех сфер деятельности, в которых другой человек выступает в качестве предмета труда. К таким специалистам относятся учителя, социальные работники, продавцы. В силу специфики педагогической профессии, представители которой составили основу выборки представителей социальной сферы деятельности, преимущественным большинством выборки являются женщины (326 человека) и меньшую часть составили мужчины (30 человек). При сравнении групп половые различия не учитывались. В основном это были педагоги общего образования (97 человек) и педагоги дополнительного образования (54 человека), социальные работники (112 человек), менеджеры (93 человека), проживающие в Челябинске и на территории Челябинской области в возрасте от 22 до 55 лет. Образование средне-специальное и высшее.

Несмотря на то, что многими авторами психическое выгорание и профессиональные деструкции считаются общепрофессиональными явлениями [], представители социальной сферы деятельности являются традиционным объектом исследования. Для проверки сформулированных гипотез (выявления универсальных и профессионально-специфических закономерностей профессиональных деструкций) в исследовании приняли участие также и представители производственной сферы деятельности.

Выборка представителей производственной сферы деятельности составила 195 человек, проживающие в Челябинске и на территории Челябинской области, возрастом от 22 до 60 лет, из которых 80 человек – женщины и 115 человек – мужчины. Подавляющая часть работающих профессионалов работала на фабрике и заводе в производственных цехах (95 человек), работники ремонтных и автомастерских (67 человек) и 33 человека – работали в швейных мастерских.

Разработка комплекса методов и методик для диагностики осуществлялась на основе разработанной модели психологического содержания и ососбнностей возникновения профессиональных деструкций личности. Для реализации поставленной цели использовались следующие методы:

психодиагностические:

· методики изучения психического выгорания – методика «Профессиональное выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова), MBI – GS (К. Маслак, С. Джексон, адаптация В.Е. Орла);

· методики диагностики профессиональных деформаций, обусловленный спецификой социальной ситуации развития: для изучения деформации межличностных отношений (объективная составляющая) – опросник стратегий поведения в конфликте (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), для изучения деформации внутриличностных отношений (субъективная составляющая) – тест СЖО «Смысложизнные ориентации» (Д.А. Леонтьев);

количественные методы обработки эмпирических данных:

критерий φ* – угловое преобразование Фишера (был подробно представлен в прошлой главе); корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона). Коэффициент линейной корреляции – это статистический показатель вероятностной связи между переменными, измеренными в количественной шкале [89]. В работе коэффициент линейной корреляции r-Пирсона применялся для выявления структурных особенностей профессиональных деструкций в группах с разным объектом деятельности. Математическая обработка данных проводилась с использованием программ SPSS и Excel [89]. 

Психодиагностические методы исследования

Методы исследования психического выгорания

Для изучения психического выгорания были использованы различные формы опросника MBI (Maslach Burnout Inventory): «MBI – HSS», предназначенный для профессионалов социальной сферы, адаптированный Н. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, и «MBI – GS», предназначенный для профессионалов широкого круга профессий, адаптированный В.Е. Орлом.

1. Для изучения психического выгорания у представителей социальной сферы деятельности была использована методика «Профессиональное выгорание», разработанная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой на основе модели таких авторов, как К. Маслак и С. Джексон. Опросник содержит 22 вопроса о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности и состоит из трех субшкал: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Вопросы шкалы «редукция профессиональных достижений» сформулированы обратным образом, например, «я доволен своими жизненными успехами», и высокий уровень по данной шкале определяется низким суммарным значением по всем вопросам. В связи с этим, для удобства анализа и сравнения результатов между профессиональными группами в тексте работы используется название «профессиональная успешность» [30].

2. Для исследования психического выгорания у представителей производственной сферы деятельности была использована методика MBI - GS. В отличие от других версий опросника, данная версия предназначена для широкого круга профессий и не содержит вопросов, связанных с установлением отношений с другими людьми. Методика разработана К. Маслак и С.Джексон, адаптирована В.Е. Орлом и содержит 16 вопросов, относящихся к трем субшкалам: «эмоциональное истощение», «цинизм» и «профессиональная успешность» [95].

Методы исследования профессиональных деформаций,

 обусловленных социальной ситуацией развития

Исследование профессиональных деформаций осуществлялось согласно разработанной модели (деформации межличностных отношений и внутриличностных отношений). Для изучения деформации межличностных отношений использовался опросник стратегий поведения в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Для изучения деформации внутриличностных отношений используется тест СЖО «Смысложизнные ориентации» (Д.А. Леонтьев).

1. Для исследования деформации межличностных отношений был использован опросник К. Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной [41]. Методика содержит 30 пар утверждений, относящихся к 5 стратегиям поведения человека в конфликте:

1) шкала «Соперничество» – стратегия поведения человека в конфликте, выражающаяся в стремлении максимально удовлетворить в конфликте только свои потребности, не учитывая потребностей партнера;

2) шкала «Приспособление» – стратегия поведения человека в конфликте, выражающаяся в том, что человек стремится подстроиться, удовлетворить потребности партнера, не обращая внимания на свои собственные;

3) шкала «Избегание» – стратегия «ухода» из конфликта, в результате минимально удовлетворяются и свои потребности, и потребности партнера;

4) шкала «Компромисс» – стратегия поведения человека в конфликте, выражающаяся в стремлении учитывать в конфликте и свои потребности, и потребности партнера, но, в результате, потребности в результате удовлетворяются лишь частично;

5) шкала «Сотрудничество» – максимальное удовлетворение в конфликте и своих потребностей, и потребностей партнера.

2. Для исследования деформации внутриличностных отношений был использован тест СЖО – смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев) [77], который представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни», разработанного Дж. Крамбо и Л. Махоликом. Опросник содержит 20 шкал, в которых восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия. Шкалы объединяются в 5 субшкал и на основе 20 шкал высчитывается общий показатель «осмысленность жизни»:

1) шкала «Цели в жизни» – целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

2) шкала «Процесс жизни» или «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» – удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить;

3) шкала «Результативность жизни» или «Удовлетворенность самореализацией» – удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть;

4) шкала «Локус контроля – Я» (Я – хозяин жизни) – представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция);

5) шкала «Локус контроля – жизнь» или «Управляемость жизни» – убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

2.1.1. Стратегии поведения в конфликте у представителей социальной и производственной сфер деятельности с профессиональными деструкциями

В данной части исследования приняли участие представители социальной сферы деятельности – 347 человек и представители производственной сферы деятельности – 195 человек. По результатам выявления уровня психического выгорания, все участники были разделены на три группы: с высоким уровнем выгорания, со средним уровнем выгорания и низким уровнем выгорания.

Для выявления значимости различий в распределении специалистов с разным уровнем выгорания между группами представителей социальной и производственной сфер деятельности и возможности сопоставления результатов был использован критерий φ* – угловое преобразование Фишера. Результаты математической обработки данных представлены в таб. 6. Согласно полученным результатам, между исследуемыми группами не обнаружено статистически значимых отличий в доле участников с разным уровнем выгорания, следовательно, результаты групп подходят для дальнейшего сравнения.

Таблица 6.

Значимость различий в распределении специалистов с разным уровнем

выгорания между группами представителей социальной и

производственной сфер деятельности

 

 

ВУ СУ НУ  
 

Представители социальной сферы деятельности

121 142 84  
 

Представители производственной сферы деятельности

67 71 57  
 

φ* – угловое преобразование Фишера

0,117 1,032 1,264  

ВУВ – группа с высоким уровнем выгорания;

СУВ – группа со средним уровнем выгорания;

НУВ – группа с низким уровнем выгорания;

* - уровень статистической значимости 0,05;

**- уровень статистической значимости 0,01.

 

             

 

Для определения особенностей деформации межличностных отношений и выявления универсальных и профессионально-специфических закономерностей анализировались корреляционные взаимосвязи между компонентами психического выгорания и стратегиями поведения в конфликте у профессионалов с разным уровнем выгорания. Результаты математической обработки данных в группе представителей социальной сферы деятельности представлены в таб. 7.

В группе с высоким уровнем выгорания выявлена значимая прямая корреляционная связь между показателями деперсонализации и соперничества в группе профессионалов с высоким уровнем выгорания (r = 0,211 при р ≤ 0,05). Это свидетельствует об использовании выгоревшими профессионалами способов взаимодействия с другими людьми, основанными на доминировании и склонности не воспринимать потребности оппонента по конфликту.

Таблица 7

Коэффициенты корреляций между показателями компонентов психического выгорания и стратегий поведения в конфликте у представителей социальной сферы деятельности с разным уровнем выгорания

Стратегии

поведения в конфликте

ВУВ, n=121

СУВ, n=142

НУВ, n=84

ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД
Соперничество -0,014 0,211* 0,074 -0,137 0,302** 0,061 -0,030 0,178 -0,058
Сотрудничество -0,077 -0,012 -0,158 0,031 -0,090 -0,070 0,110 -0,018 -0,057
Компромисс 0,155 0,001 -0,087 0,037 -0,132 0,144 0,096 -0,121 0,036
Избегание -0,010 -0,173 0,147 0,064 -0,147 -0,190* -0,162 0,041 0,042
Приспособление -0,081 -0,118 0,002 0,073 -0,068 -0,024 -0,020 -0,144 0,061

 

ВУВ – группа с высоким уровнем выгорания; СУВ – группа со средним уровнем выгорания; НУВ – группа с низким уровнем выгорания; n – количество человек в группе;               ЭИ – эмоциональное истощение; * - уровень статистической значимости 0,05; **- уровень статистической значимости 0,01. Д – деперсонализация;                                 РПД – редукция профессиональных достижений;

В группе профессионалов со средним уровнем выгорания обнаружена значимая прямая связь между показателями деперсонализации и соперничества (r = 0,302 при р ≤ 0,01) и значимая обратная связь профессиональной успешности и избегания (r = -0,190 при р ≤ 0,05). Можно заключить, что высоким показателям деперсонализации соответствуют высокие показатели по шкале соперничества, а высоким показателям профессиональной успешности соответствуют низкие показатели по шкале избегания. Профессионалы с тенденцией к высокому уровню выгорания, наряду с доминированием, используют стратегию ухода из конфликтной ситуации. Возможно, подобную стратегию профессионалы со средним уровнем выгорания начинают использовать как защиту с целью отстраниться от сложной ситуации и сохранить свою профессиональную успешность. Однако такая тенденция связана со снижением уровня профессиональной успешности, поскольку уход от проблемы не способствует ее разрешению, что приводит в дальнейшем к повышению выгорания. Вероятно, что выгорающие специалисты не обладают навыками конструктивного разрешения конфликта, учитывающими интересы обеих сторон. Таким образом, выгорающие и склонные к выгоранию профессионалы не направлены к людям, не стремятся к удовлетворению потребностей оппонентов по конфликту, т.е. используют неэффективные стратегии решения как внешнего, так и внутреннего конфликта.

В группе с низким уровнем выгорания не обнаружено корреляционных связей компонентов профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте. Полученные данные позволяют заключить, что лишь «выгоревшие» и склонные к выгоранию профессионалы социальной сферы деятельности устойчиво используют в своем поведении стратегии поведения в конфликте, связанные с доминированием над реципиентами и отстранением от конфликтной ситуации. Скорее всего, репертуар поведения в конфликте «невыгоревших» профессионалов является более разнообразным.

Результаты математической обработки данных в группе представителей производственной сферы деятельности представлены в таб. 8.

Таблица 8

Коэффициенты корреляций между показателями компонентов психического выгорания и стратегий поведения в конфликте у представителей

производственной сферы деятельности с разным уровнем выгорания

Стратегии поведения в конфликте

ВУВ, n=67

СУВ, n=71

НУВ, n=57

ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД
Соперничество -0,014 0,315** 0,141 0,152 0,083 0,076 -0,149 0,087 -0,095
Сотрудничество 0,173 -0,084 0,009 -0,064 -0,127 -0,036 0,009 -0,050 0,193
Компромисс 0,004 -0,113 -0,133 -0,160 -0,192 -0,086 0,019 -0,112 -0,096
Избегание -0,109 -0,099 -0,084 -0,007 0,157 0,002 -0,034 0,025 -0,088
Приспособление -0,041 -0,191 0,006 -0,009 0,025 0,003 0,251 0,015 0,125

 

ВУВ – группа с высоким уровнем выгорания; СУВ – группа со средним уровнем выгорания; НУВ – группа с низким уровнем выгорания; n – количество человек в группе;               ЭИ – эмоциональное истощение; * - уровень статистической значимости 0,05; **- уровень статистической значимости 0,01. Д – деперсонализация;                                 РПД – редукция профессиональных достижений;

 

Согласно результатам, представленным в таблице 8, в группе представителей производственной сферы деятельности с высоким уровнем выгорания между показателями деперсонализации и соперничества обнаружена значимая прямая корреляционная связь (r = 0,315 при р ≤ 0,01), то есть высоким показателям деперсонализации соответствуют высокие показатели по шкале соперничества. Полученные данные свидетельствуют об использовании «выгоревшими» профессионалами данной сферы деятельности стратегии поведения в конфликте, основанной на доминировании.

В исследуемой группе со средним и низким уровнем выгорания не обнаружено значимых корреляционных связей компонентов психического выгорания со стратегиями поведения в конфликте. Это позволяет сделать заключение, что лишь «выгоревшие» профессионалы производственной сферы деятельности устойчиво используют в поведении стратегии поведения, основанные на доминировании, репертуар «невыгоревших» является более разнообразным. Скорее всего, подобные результаты обусловлены формированием ригидности в поведении «выгоревших» профессионалов и сохранением гибкости поведения у «невыгоревших».

В группах представителей производственной сферы деятельности с различными уровнями выгорания не выявлено взаимосвязей между показателями профессиональной успешности и стратегиями поведения в конфликте, в отличие от представителей социальной сферы деятельности. Очевидно, что рост показателей профессиональной успешности не связан с изменением показателей стратегий поведения в конфликте. Вероятно, что подобные отличия обусловлены профессиональными особенностями – стратегия поведения в конфликте с реципиентом (клиентом, учеником) у представителей коммуникативных профессий определяет профессиональную успешность, у работников на производстве – нет.

Для сравнения и наглядного представления взаимосвязи компонентов выгорания и стратегий поведения в конфликте у представителей исследуемых сфер деятельности представлена структурограмма значимых корреляционных связей (рис.5).

 

«Выгоревшие» представители социальной сферы деятельности Представители социальной сферы деятельности со средним уровнем выгорания

 

 

 

 


«Выгоревшие» представители производственной сферы деятельности

 

 


            положительные связи при р ≤ 0,01;         положительные связи при р ≤ 0,05;

   отрицательные связи при р ≤ 0,05;

ЭИ – эмоциональное истощение; Д – деперсонализация; 

РПД – редукция персональных достижений; С1 – соперничество;    И – избегание;

С2 – сотрудничество;      П – приспособление;       К – компромисс.

 

Рис. 6. Структурограмма значимых корреляционных связей между

показателями компонентов психического выгорания и стратегий поведения в конфликте в исследуемых группах

 

При сравнении полученных результатов выявлены универсальные закономерности для представителей социальной и производственной сфер деятельности: значимые прямые корреляционные связи деперсонализации и соперничества. Можно заключить, что высокий уровень психического выгорания связан с проявлением доминирующего поведения при разрешении конфликтных ситуаций независимо от специфики профессиональной деятельности. Обнаружено, что связь между показателями деперсонализации и соперничества сильнее в группе представителей производственной сферы деятельности (при р ≤ 0,01 у работников производства, при р ≤ 0,05 у представителей социальных профессий).

Очевидно, что «выгоревшие» педагоги, социальные работники, продавцы используют соперничество на уровне тенденций, работники производства – постоянно. Вероятно, этот результат связан с профессиональными особенностями – представители производственной сферы деятельности меньше ориентированы на сохранение отношений с оппонентом в конфликте. В обеих группах «невыгоревших» профессионалов не обнаружены значимые корреляционные связи между показателями стратегий поведения в конфликте и компонентами психического выгорания. Можно заключить, что в отличии от «выгоревших» профессионалов, устойчиво использующих стратегии доминирования, репертуар «невыгоревших» является более разнообразным. Вероятно, что выгорание связано с формированием ригидности в поведении.

Профессионально-специфические закономерности выявлены только у представителей социальной сферы деятельности со средним уровнем выгорания: положительная связь между показателями деперсонализации и соперничества; отрицательная связь между показателями профессиональной успешности и стратегией ухода. Очевидно, что при повышении уровня выгорания, представители социономических профессий, помимо стратегии соперничества, сохраняя профессиональную успешность, используют стратегию ухода из конфликтной ситуации. Вероятно, что подобные результаты связаны с профессиональными особенностями. Профессиональная успешность работников производства определяется не качеством установленных отношений с реципиентами, а другими показателями, поэтому подобная связь не обнаружена.

Таким образом, обнаружены как универсальные закономерности, так и профессионально-специфические для профессиональной группы. В обеих группах при высоких уровнях выгорания выявлены взаимосвязи деперсонализации с неконструктивной стратегией поведения в конфликте – соперничеством. В группах с низким уровнем выгорания взаимосвязей между показателями стратегий поведения в конфликте и компонентами психического выгорания не обнаружены. Различия выявлены в группах со средним уровнем выгорания – у представителей социальной сферы деятельности обнаружены занчимая положительная связь деперсонализации и соперничества и отрицательная корреляционная связь профессиональной успешности и стратегии ухода, возможно, используемой для сохранения отношений.

2.1.2. Смысложизненные ориентации у представителей социальной и производственной сфер деятельности с профессиональными деструкциями.

В данной части исследования приняли участие представители социальной сферы деятельности – 315 человек и представители производственной сферы деятельности – 159 человек. По результатам тестирования, все участники были разделены на три группы: профессионалы с высоким уровнем выгорания, со средним уровнем выгорания и низким уровнем выгорания. 

Для выявления значимости различий в распределении специалистов с разным уровнем выгорания между группами представителей социальной и производственной сфер деятельности и для определения возможности сопоставления результатов был использован критерий φ* – угловое преобразование Фишера. Результаты математической обработки данных представлены в таб. 9. Между исследуемыми группами не обнаружено статистически значимых отличий в доле участников с разным уровнем выгорания, следовательно, результаты обеих групп подходят для дальнейшего сравнения.

Таблица 9

Значимость различий в распределении специалистов с разным уровнем

выгорания между группами представителей социальной и производственной сфер деятельности

  ВУ СУ НУ
Представители социальной сферы деятельности 93 129 93
Представители производственной сферы деятельности 49 53 57
φ* угловое преобразование Фишера 0,29 1,61 1,38

ВУ – высокий уровень выгорания;      СУ – средний уровень выгорания;

НУ – низкий уровень выгорания;

* - уровень статистической значимости 0,05;

 **- уровень статистической значимости 0,01.

 

Для определения особенностей деформации внутриличностных отношений, т.е. целей и смыслов, и выявления универсальных и профессионально-специфических закономерностей анализировались корреляционные взаимосвязи между компонентами психического выгорания и смысложизненными ориентациями у профессионалов с разным уровнем выгорания. Результаты математической обработки данных в группе представителей социальной сферы деятельности представлены в таб. 10.

Таблица 10

Коэффициенты корреляций между показателями компонентов психического выгорания и смысложизненных ориентаций в группах с разным уровнем

выгорания у представителей социальной сферы деятельности

 

ВУВ, n=93

СУВ, n=129

НУВ, n=93

ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД
Ц 0,153 -0,108 0,449** -0,045 0,037 0,317** -0,029 -0,078 0,300**
П 0,105 -0,034 0,431** -0,036 0,133 0,192* -0,230* -0,070 0,447**
Р 0,049 -0,063 0,441** -0,167* 0,069 0,184* -0,092 0,049 0,398**
ЛК-Я 0,127 -0,166 0,523** -0,033 0,076 0,252** -0,040 -0,119 0,223*
ЛК-Ж 0,057 -0,101 0,481** -0,039 0,099 0,278** -0,071 -0,075 0,383**
ОЖ 0,112 -0,111 0,548** -0,056 0,083 0,310** -0,133 -0,113 0,461**

 

ВУВ – группа с высоким уровнем выгорания;  СУВ – группа со средним уровнем выгорания; НУВ – группа с низким уровнем выгорания;  ОЖ – общий показатель осмысленности жизни; РПД – редукция профессиональных достижений ЭИ – эмоциональное истощение; Д – деперсонализация * - уровень статистической значимости 0,05; **- уровень статистической значимости 0,01 Ц – цели в жизни; ЛК-Я ‑ локус контроля – Я;  ЛК-Ж – локус контроля - жизнь; П – процесс жизни; Р – результативность жизни;

В исследуемой группе на разных уровнях выгорания обнаружены значимые прямые корреляционные связи между показателем профессиональной успешности со всеми показателями СЖО. В группе с высоким уровнем выгорания обнаружены значимые положительные корреляционные связи между показателями профессиональной успешности и шкал «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля – Я», «локус контроля – жизнь» и общим показателем «осмысленность жизни» (r = 0,449; r = 0,431; r = 0,441; r = 0,523; r =,0481 и r = 0,548 при р ≤ 0,01 соответственно). В группе со средним уровнем выгорания обнаружены значимые положительные корреляционные связи между показателями профессиональной успешности и шкал «цели в жизни», «локус контроля – Я», «локус контроля – жизнь», общий показатель «осмысленность жизни», «процесс жизни», «результативность жизни» (r = 0,317; r = 0,252; r = 0,278; r = 0,310 при р ≤ 0,01 и r = 0,192 и r = 0,184 при р ≤ 0,05 соответственно).

В группе с низким уровнем выгорания обнаружены значимые положительные корреляционные связи между показателями профессиональной успешности и шкал «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля – жизнь», общим показателем «осмысленность жизни» и «локус контроля – Я» (r = 0,300; r = 0,447; r = 0,398; r = 0,383; r = 0,461 при р ≤ 0,01 и r = 0,223 при р ≤ 0,05 соответственно). Полученные корреляции означают, что высоким значениям по всем шкалам СЖО – «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля – Я», «локус контроля – жизнь» и общий показатель соответствуют высокие значения по шкале «профессиональная успешность» в группах представителей социальной сферы деятельности с разным уровнем выгорания. Можно заключить, что представители социальной сферы деятельности сохраняют профессиональную успешность при условии осмысленности жизни – целеустремленности, эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, свободе выбора, управляемости жизнью – независимо от уровня выгорания. Вероятно, что осмысленность жизни у представителей социальной сферы деятельности взаимосвязана с профессиональной успешностью, но не определяет уровень выгорания, т.е. выгорать могут люди как с высокими показателями осмысленности, так и с низкими.

Между показателями деперсонализации и смысложизненными ориентациями значимых корреляционных связей не обнаружено. Очевидно, что осмысленность жизни не обусловливает негуманного отношения к реципиентам. Полученные результаты подтверждают гипотезу – именно самооценочный компонент выгорания взаимосвязан с субъективным аспектом социальной ситуации развития, деперсонализация – нет.

Обнаружены значимые обратные корреляционные связи эмоционального истощения со шкалами «результативность» (r = -0,167 при р ≤ 0,05 – в группе со средним уровнем выгорания) и «процесс жизни» (r = -0,230 при р ≤  0,05 – в группе с низким уровнем выгорания), то есть, высоким значениям шкал «результативность» и «процесс жизни» соответствуют низкие значения шкалы эмоционального истощения. Можно заключить, что представители данной группы профессий сохраняют низкие уровни эмоционального истощения при условии удовлетворенностью своей жизнью в прошлом и настоящем. Полученные результаты совпадают с исследованием Старченковой Е.С., в котором было выявлено, что высокие уровни выгорания у педагогов связаны с негативным отношением к настоящему времени [138]. Вероятно, что позитивное отношение к своему прошлому способствует поддержанию интереса к жизни, и, как следствие, снижению выгорания и эмоционального перенасыщения.

Результаты математической обработки данных в группе представителей производственной сферы деятельности представлены в таб. 11. Значимые корреляционные взаимосвязи между показателями профессиональной успешности и смысложизненными ориентациями обнаружены только в группе «невыгоревших» профессионалов.

Таблица 11.

Коэффициенты корреляций между показателями компонентов психического выгорания и смысложизненных ориентаций в группах с разным уровнем

выгорания у представителей производственной сферы деятельности

 

ВУВ, n=49

СУВ, n=53

НУВ, n=57

ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД ЭИ Д РПД
Ц 0,078 0,133 0,074 -0,331* -0,002 0,049 0,169 0,169 0,136
П 0,145 0,251 -0,068 -0,470** 0,131 0,056 0,079 0,225 0,458**
Р 0,081 0,185 0,141 -0,441** 0,371* -0,063 0,136 0,391** 0,421**
ЛК-Я 0,111 0,161 -0,076 -0,338* 0,076 0,083 -0,132 0,131 0,077
ЛК-Ж 0,137 0,315* 0,035 -0,337* 0,285 0,056 0,259 0,457** 0,490**
ОЖ 0,093 0,172 0,047 -0,481** 0,155 0,081 0,016 0,319* 0,345**

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.083 с.)