Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное развитие личности
Профессиональные деструкции являются элементом системы профессионального развития, которое представляет собой изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Под профессиональным развитием Л.М. Митина понимает «процесс повышения уровня и совершенствования структуры направленности, компетентности и гибкости через разрешение противоречия между актуальным и отраженным уровнями их развития и осознанием личностью необходимости самосовершенствования» [84 с. 8]. Рассматривая специфику профессионального развития, Ю.П. Поваренков понимает профессиональное развитие как «особый вид развития», отличие которого от онтогенетического заключается лишь в том, что «оно происходит в рамках конкретной профессиональной деятельности и подчиняется ее требованиям <…> Говоря другими словами, профессиональное развитие есть продолжение общего развития, но в рамках новой специфической социальной ситуации развития» [104 с. 49]. Профессиональное развитие начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей жизни человека. Этапы профессионального развития рассмотрены в трудах Т.В. Кудрявцева, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Т.Ю. Базарова, Л.М. Митиной, В.Н. Дружинина. Одной из наиболее ранних является периодизация, предложенная Т.В. Кудрявцевым: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе; 4) полная реализация личности в профессиональном труде [по 52]. Сходная классификация предложена В.Н. Дружининым [45]: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. В одной из наиболее поздних своих классификаций Е.А. Климов [61] предложил выделять следующие фазы профессионального развития: 1) фаза оптации (выбор профессии и привыкание к ней); 2) фаза интернала (приобретение профессионального опыта); 3) фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности); 4) фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации); 5) фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта). Автор не ограничил развитие профессионала освоением и реализацией опыта, он выделил различные уровни квалификации профессионала.
Сходные, но в тоже время расширенные классификации представлены в трудах Э.Ф. Зеера и Т.Ю. Базарова. Так Э.Ф. Зеер [53] выделил пять фаз в профессиональном развитии: 1) фаза оптации (профессиональное самоопределение); 2) фаза профессиональной подготовки (формирование системы социально и профессионально-ориентированных знаний, умений, навыков); 3) фаза профессиональной адаптации (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли); 4) фаза первичной и вторичной профессионализации (формирование профессионального менталитета, индивидуализация технологий выполнения деятельности); 5) фаза мастерства (полная реализация, творческое проектирование своей карьеры). В работе Т.Ю. Базарова [12] представлено семь фаз профессионального развития: 1) фаза оптации (выбор или вынужденная перемена профессии); 2) фаза адепта (освоение профессии); 3) фаза адаптации (привыкание молодого специалиста к работе); 4) фаза интернала (способность к самостоятельному выполнению профессиональных функций); 5) фаза мастерства (возможность решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи); 6) фаза авторитета (хорошая известность в своем профессиональном круге и за его пределами); 7) фаза наставничества (наличие единомышленников, учеников, передача профессионального опыта). В периодизациях Е.А. Климова, Т.Ю. Базарова, Э.Ф. Зеера представлена позитивная линия профессионального развития. На наш взгляд, наиболее полной является классификация Л.В. Митиной, так как в ней представлена также и деструктивная линия. Автор выделяет две модели профессионального труда: модель адаптивного поведения, согласно которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам через выполнение требований, правил, норм; модель профессионального развития, согласно которой профессионал способен видеть свой труд в целом и преобразовывать его, становясь «автором, конструирующим сове настоящее и будущее» [84 с. 9]. Для каждой из моделей определены свои этапы профессионального становления. В первой модели определены следующие этапы: 1) адаптация (человек перенимает, впитывает чужой опыт); 2) становление (конфликт между необходимостью приспособления к внешним требованиям и своими профессиональными знаниями, индивидуальным стилем деятельности); 3) стагнация (снижение профессиональной активности и роста из-за приспособления индивидуальных способностей требованиям среды, следования стереотипам и т.д.). Для второй модели автор выделил следующие этапы: 1) самоопределение (профессионал соотносит знания о себе и требования среды); 2) самовыражение (человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует); 3) самореализация (формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, профессионал не только достигает мастерства, но и творчески самореализуется).
Как видно из представленных выше классификаций, процесс профессионального развития является нелинейным. Переход от одной стадии к другой сопровождается критическими событиями, под которыми понимают «непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального самосознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития» [143 с. 29]. Традиционно выделяют возрастные кризисы детства и кризисы взрослости, нормативные и ненормативные кризисы. Э.Ф. Зеер, классифицируя кризисы личности, выделяет: 1) ненормативные, возникающие вследствие стечения обстоятельств (кризисы невротического характера (обусловлены внутриличностными изменениями, перестройкой сознания, иррациональными тенденциями) и критические кризисы (обусловлены критическими обстоятельствами, например, трагическими событиями)); 2) нормативные кризисы, необходимые для «поступательного хода личностного развития» [52 c. 131] (кризисы психического развития (переход от одной стадии к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации развития, сменой ведущей деятельности и новообразований) и кризисы профессионального развития (решающая роль в возникновении этих кризисов лежит в смене и перестройке ведущей деятельности)). В настоящее время наиболее изучены возрастные кризисы детства, при изучении которых сформировался научный аппарат – социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Как отмечается, эти исследования способствовали выявлению общих закономерностей протекания кризисов, которые характерны для всех его видов [104]. В последнее время внимание исследователей все больше привлекают нормативные кризисы взрослости (Е.Л. Солдатова) [127-137], к одной из разновидностей которых Ю.П. Поваренков относит кризисы профессионального развития [104]. Среди отечественных представителей психологии проблема профессиональных кризисов развития обсуждается в работах Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Г.Г. Гореловой [50, 143, 81, 84, 104, 104, 37]. Данные авторы рассматривают фазы, факторы и последствия профессиональных кризисов. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, Э.Ф. Зеер выделил следующие фазы кризисов [50] профессионального развития: 1) предкритическая фаза (не всегда осознаваемые проблемы на этой стадии кризиса могут проявляться в психологическом дискомфорте, раздражительности, недовольстве организацией); 2) критическая фаза (осознание неудовлетворенности, что приводит к необходимости изменения ситуации и усилению психической напряженности); 3) посткритическая фаза (разрешения кризиса).
Этапы протекания профессиональных кризисов представлены в работах Ю.П. Поваренкова [104]: 1) возникновение чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности и уровнем профессионального развития; 2) поиск объективных и субъективных причин данной ситуации, уточнение своих планов, возможностей; 3) появление форм профессиональной активности адекватных ситуации и профессионально-значимых структур личности, позволяющих преодолеть возникшие затруднения; 4) реализация новых средств и возможностей. Завершение профессионального кризиса связано с выходом на новый уровень профессионализации, уходом из данной профессии либо формой компенсаторного принятия профессии. К факторам возникновения профессиональных кризисов автор относит: 1) изменение социальной ситуации развития; 2) обострение противоречий профессионального развития; 3) возрастание требований к человеку как к профессионалу; 4) обострение противоречий между потребностями и возможностями их реализации, отсутствие готовых средств для решения возникших трудностей. Рассматривая кризисы профессионального развития, исследователи отмечают различные последствия. Например, Э.Ф. Зеер [50, 52] рассмотрел три варианта выхода из кризисов профессионального развития: конструктивный (повышение профессиональной квалификации, изменение профессионального статуса и т.д., требуют сверхнормативной активности); профессионально нейтральный (формирование профессиональной стагнации, пассивности); деструктивный (нравственное разложение, профессиональная апатия и т.д.). Два вида профессиональных кризисов представлены в трудах Э.Э. Сыманюк: ненормативные кризисы (вызываемые случайными событиями); кризисы самоактуализации (порождаемые сверхнормативной активностью личности). Отмечается, что выход из кризисов первого вида проблематичен, поэтому в них заложен деструктивный характер. Рассматривая профессионально-обусловленные кризисы, Е.Л. Солдатова понимает их как часть других типов кризисов – как нормативных, так и ненормативных. По мнению автора, кризисы являются системными по своей сути и затрагивают все значимые на данном этапе развития стороны. Так, открываясь в профессиональной сфере, критическая ситуация распространяется и на другие сферы жизни взрослого человека [134]. Из кризиса возможен как конструктивный вариант выхода, так и деструктивный. Конструктивная линия профессионального развития личности подробно проанализирована в трудах ученых-психологов Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Е.Ф. Ященко и т.д. [61, 80, 84, 52, 105, 112, 162]. Результатом конструктивной линии развития является профессиональная зрелость, продуктивность, профессиональное самоопределение, профессиональная, достигнутая эго-идентичность. К деструктивной линии развития, результатом которой является стагнации, профессиональное выгорание, деформации, деструкции, в настоящее время привлечено внимание многих исследователей Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, В.Е. Орла, Г.Г. Гореловой, Д.Н. Завалишиной, С.П. Безносова и др. [50-52, 141-143, 92-98, 37, 49, 14]. Рассмотрение профессиональных деструкций с учетом концепции динамики нормативного кризиса (Е.Л. Солдатова) может способствовать пониманию особенностей их развития и возникновения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.009 с.) |