Формы подведения итогов реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы подведения итогов реализации программы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития Донецкой Народной Республики. Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.

Учитывая тот факт, что в нашем государстве формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система образования и воспитания может и должна корректировать все несоответствия между требованиями общества, государства и личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина. Такой фундамент закладывает не только общее, но и дополнительное образование, содержание, методы и приемы деятельности которого позволяют получить качественно новый результат в образовании и воспитании дошкольников.

Авторская программа дополнительного образования детей «Три ступени к школе» (одобренна МОН ДНР и учёным советом ГОУ ДПО (протокол №2 от 30 марта 2020)) (далее Программа) разработана в соответствии с государственными и ведомственными нормативными документами, определяющими и регламентирующими образовательный процесс:

· Конституция Донецкой Народной Республики;

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.

· Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.

·  Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015г. № 409 «Об утверждении Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.

Направленность программы:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Три ступени к школе» имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на воспитание, развитие и обучение детей дошкольного возраста.

Важнейшая задача, стоящая перед программой дополнительного образования дошкольников – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Новизна программы состоит в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включать его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Актуальность программы «Три ступени к школе» базируется на социальном заказе со стороны родителей дошкольников, чьи дети не посещают детский сад для качественной подготовки к школе.

Данная образовательная программа дополнительного образования детей педагогически целесообразна, т.к. при её реализации у ребёнка формируются основы работы в коллективе, воспитывается уважительное и толерантное отношение к сверстникам, прививаются навыки исследовательской деятельности, осуществляется художественное и познательно-речевое развитие.

Целью данной программы является развитие интеллектуальных способностей дошкольников, подготовка к поступлению в первый класс.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Образовательные:

· способствовать усвоению детьми букв и звуков;

· формировать грамотную речь, умение выразить мысль;

· сформировать элементарные математические представления;

· обучать правильному написанию букв и цифр;

· сформировать графические навыки.

Развивающие:

· развивать умение сопоставлять и анализировать;

· развивать фонематический слух у детей;

· развивать мелкую моторику рук;

· развивать логическое мышление, внимание, воображение, память;

· развитие коммуникативных личностных качеств.

Воспитательные:

· воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма;

· способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, инициативности;

· воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

· воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Отличительной особенностью данной программы в этой области является в том, что она обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

В основу программы положены 3 направления:

1. Всёзнайки (обучение грамоте и развитие речи).

2. Думай, считай, смекай (элементарные математические представления).

3. Палочки - крючочки (основы письма).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

В группу принимаются дети, прошедшие соответствующее тестирование, собеседование.

Особенности детей, которые должны учитываться при реализации программы:

·  объём и устойчивость памяти дошкольников;

·  особенности эмоциональной сферы ребёнка;

·  представление об окружающем мире;

· общение со сверстниками и правила взаимодействия с равными себе.

Наполняемость группы составляет 8 детей.

Сроки реализации образовательной программы. Программа имеет теоретическую и практическую части и рассчитана на один год обучения начального этапа подготовки. Всего за год 144 часа.

Допускается вариативность продолжительности курса, в связи увеличением учебного года.

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

· индивидуальная;

· индивидуально - групповая;

· групповая;

· работа по подгруппам;

· массовая.

В процессе реализации программы преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений дошкольников.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

· беседа;

· объяснение;

· рассказ педагога и детей;

· показ видеоматериалов, иллюстраций;

· работа по образцу;

· дидактические игры;

· воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием;

· практические методы обучения (упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование).

Формы проведения занятий:

· Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

· Занятия - КВН (предполагают, разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

· Занятие - игра (игра-путешествие, сюжетно - ролевая игра).

· Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

· Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

· Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

· Занятия-взаимообучения (ребенок - «консультант» обучает других детей).

· Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

· Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

· Занятия-путешествия.

· Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

· Занятия-фантазии.

· Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

· Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

· Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой кружка, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

· Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

· Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Режим занятий. Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), с чередованием видов деятельности. Длительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для детей и составляет 30 минут с небольшими игровыми перерывами по 10-15 минут.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты

К концу обучения ребёнок:

Будет знать:

· правила поведения и технику безопасности на занятиях;

· алфавит;

· дни недели;

· цифры;

· геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, овал, трапеция)

· порядок выполнения определённых заданий;

· алгоритмы решения задач, рассуждения.

Будет уметь:

· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

· выделять существенные признаки предметов;

· сравнивать между собой предметы, явления;

· обобщать, делать несложные выводы;

· классифицировать явления, предметы;

· определять последовательность событий;

· давать определения тем или иным понятиям.

Научится различать:

· времена года;

· времена суток;

· предметы окружающего мира;

· противоположные явления.

Овладеет понятиями:

· большой - маленький;

· толстый - тонкий;

· узкий - широкий;

· высокий - низкий;

· сухой - мокрый;

· длинный - короткий;

· звук, буква, слово, предложение, схема предложения, звукобуквенный анализ слов.

Овладеет элементарными навыками письма.

Расширит представления об окружающем мире.

Будет стремиться к аккуратности и усердной работе.

К концу обучения у ребёнка:

· будет сформирована устойчивая потребность в изучении нового материала;

· будут воспитаны морально - волевые и нравственные качества;

· будут развиваться творческие способности;

· будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

Способы определения результативности

В начале учебного года на первых занятиях дети проходят начальный контроль, целью которого является определение уровня развития детей по каждому разделу программы, определение их творческих способностей. Формы проведения начального контроля - беседа, опрос, тестирование, наблюдение.

В течении всего учебного года проводится текущий контроль, который определяет степень усвоения обучающимися учебного материала; определяет готовность детей к восприятию нового материал; выявляет детей, отстающих и опережающих обучение. Основными формами проведения текущего контроля является - педагогическое наблюдение, конкурс рисунков, викторина, мозговой штурм, тестирование, практическое занятие.

Промежуточный контроль проводится в конце полугодия. Целью является определение степени усвоения обучающимися учебного материала, определение результатов обучения. Промежуточный контроль проводится в форме выставки, конкурса, творческой работы, тестирования, открытого занятия.

Для определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей и определения результативности обучения в конце учебного года проводится итоговый контроль. Формы проведения итогового контроля - праздник, открытое занятие, выставка творческих работ, творческая гостиная, тестирование, мозговой штурм, творческая мастерская.

Отслеживание перечисленных результатов осуществляется при помощи мониторинга:

1. Педагогический мониторинг:

1.1. Педагогические отзывы.

1.2. Диагностика личностного роста и продвижения.

2. Мониторинг образовательной деятельности детей:

2.1. Выставка работ обучающихся.

2.2. Оформление фотоотчётов

2.3. Ведение творческого дневника обучающегося.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

 

Наименование блоков

Количество часов

теория практика всего
1. Комплектация группы 8   8
2. Вводное занятие 2   2
3. Всёзнайки 14 30 44
3.1 Буквы и звуки 8 14 22
3.2 Чтение слогов, слов и предложений 4 8 12
3.3 Составление предложений по картинкам, словам 2 4 6
3.4 Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок   4 4
4. Думай, считай, смекай 16 28 44
4.1 Знакомство с цифрами, состав числа 4 8 12
4.2 Больше - меньше - поровну 2 4 6
4.3 Сложение и вычитание 4 6 10
4.4 Геометрические фигуры 2 2 4
4.5 Задачи 2 2 4
4.6 Найди противоположности 2 2 4
4.7 Графический диктант   4 4
5. Палочки - крючочки 8 36 44
5.1 Послушный карандашик 2 8 10
5.2 Написание букв 4 18 22
5.3 Игры со словами и предложениями 2 10 12
6. Итоговое занятие   2 2
  ИТОГО: 48 96 144

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Комплектация группы.

В группу принимаются дети прошедшие соответствующее тестирование, собеседование согласно возрасту.

Вводное занятие.

Знакомство с детьми и родителями. Объяснение правил поведения во время занятий. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, в МУДО «ДДЮТ».

Всёзнайки.

3.1 Буквы и звуки.

Теория. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные буквы и звуки. Согласные буквы и звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Буквы, обозначающие всегда твёрдые/мягкие звуки. Деление слов на слоги. Схема предложения. Определение местонахождения звука в слове.

Практика. Коллективное изготовление кукл-звуковичков. Фонетические рассказы и сказки. Упражнения на определение местонахождения звуков в слове «Цепочка», «Домики», «Назови звуки в слове». Занятие-соревнование «Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит». Составление из палочек букв. Подбор слов - признаков. Сравнивание предметов по группе, размеру, цвету, форме. Хлопанье ритмического рисунка слов. Игры: «Назови лишнюю букву», «Найди букву» «Назови одним словом», «Найди отличия», «Вставь пропущенную букву», «Словечко рассыпалось», «Подбери рифму». Работа со звуковым диктантом с помощью символов и букв.

3.2 Чтение слогов и предложений.

Теория. На занятиях в игровой форме дети овладевают элементарными навыками чтения слогов, слов и предложений. Расширяют и уточняют представление об окружающем мире, обогащают словарный запас и развивают устную речь. У детей развивается интерес к чтению сказок.

Практика. Изготовление слоговых таблиц. Чтение обратных слогов. Работа со скороговорками. Чтение прямых слогов. Занятие - путешествие «Колобок», «Волк и семеро козлят». Занятие - взаимообучения «Помоги другу». Игры: «Собери слово», «Дополни предложение», «Измени букву, чтобы получилось новое слово», «Прочитай слово по первым буквам картинок».

3.3 Составление предложений по картинкам, словам.

Теория. Способствует развитию у ребёнка способности последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по картинкам. Развивает память, воображение, умение слышать, логическое мышление.

Практика. Изучение сказок «Теремок», «Три поросёнка», «Репка». Пересказ сказок по картинкам. Установление последовательности. Составление предложений по сюжетным картинкам, вопросам и опорным словам. Игра «Продолжи сказку». Занятие - викторина «Я знаю много сказок». Составление рассказа о временах год по опорным картинкам.

3.4 Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок.

Упражнения на тренировку произношения позволят ребёнку сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, на трудно произносимую букву, скороговорок «Шла Саша по шоссе», «Четыре чертенка», «Попугай», стихотворений - Агнии Барто «Резиновая Зина», Самуила Маршака «Мяч», Корнея Чуковского «Доктор».

Думай, считай, смекай.

4.1 Знакомство с цифрами, состав числа.

Теория. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ребёнок учиться анализировать, обобщать и синтезировать, научится устному счёту, написанию цифр. Увлекательные упражнения и весёлые задания помогут закрепить навыки счёта в пределах 10.

Практика. Развитие навыков счёта «Мячи и пуговицы», «Далеко ли это», «Мозаика». Работа в тетрадях на печатной основе. Игры со счётными палочками «Делай как я», «Задания на конструирование и трансформацию». Развивающие игры «Счёт по порядку», «Счёт на слух», «Играем в цифры», «Знакомимся с цифрами», «Математические бусы», «Подсчитай и нарисуй». Театрализованные занятия «Порядковый счёт», «Обратный счёт». Занятие следствие ведут знатоки на тему «Состав числа». Игры на закрепление состава числа «Домики», «Соседи».

4.2 Больше - меньше - поровну.

Теория. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе предмет или убирая из большей группы один предмет и используя слова и знаки: «больше», «меньше», «поровну».Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.Сформировать представление о сравнения двух равных групп предметов способом наложения. Развивать математическую речь.

Практика. Игры с предметными картинками «Сравни животных», «Разложи правильно», «Детское домино». Занятие - диалог «Больше - меньше - поровну». Работа в тетрадях на печатной основе. Занятие - соревнование «Сравниваем». Загадки - шутки.

4.3 Сложение и вычитание.

Теория. Дать представление детям о сложении и вычитании, развивать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков «+» и «-». Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Практика. Игры - соревнования «Кто быстрее», «Помоги найти ошибку», «Величина», «Рассели жильцов». Работа в тетрадях. Сюжетно - ролевая игра «Складываем, вычитаем и играем». Работа со счётными палочками. Решаем примеры по линейке. Математические диктанты. Упражнения на устный счёт «Цифровая азбука», «Увеличь число на…», «Телефоны».

4.4 Геометрические фигуры.

Теория. Дети познакомятся с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, овал, трапеция). Научить детей соотносить по величине три фигурыи обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний». Учить находить предметы определенной формы. Развитие логического мышления и визуального анализа.

Практика. Занятие - путешествие «Страна геометрия».Логические упражнения «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?», «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…». Игры - соревнования «Что бывает такой формы?», «Посмотри вокруг», «Какого цвета?»,«Выложи по образцу».

4.5 Задачи.

Теория. Задачи на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Практика. Задачи на развития логического мышления. Придумай задачи по картинкам и запиши решение. Задачи на сложение и вычитание.

4.6 Найди противоположности.

Теория. Обучающиеся в игровой форме знакомятся с понятиями: большой - маленький; толстый - тонкий; узкий - широкий; высокий - низкий; сухой - мокрый; длинный - короткий. Обогащать и активизировать словарный запас ребенка. Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются предметы, чем похожи). Расширять представления детей об окружающем мире.

Практика. Работа с парными карточками. Дидактические игры «Найди противоположности», «Ленточки», «Найди похожий размер». Занятие - консультация «Помоги найти противоположности», « Весёлый гном».

4.7 Графический диктант.

Теория. Графический диктант для дошкольников - полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Для выполнения графических диктантов нужно внимательно слушать, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, ребёнок учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам обучающихся.

Практика. Графические диктанты «Черепаха», «Цветок», «Змея», «Кошка», «Машина», «Кенгуру», «Верблюд». Игра «Пространственное ориентирование».

Палочки - крючочки.

5.1 Послушный карандашик.

Теория. Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В данном разделе дети учатся правильно держать ручку, карандаш, развивают точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Практика. Работа в тетрадях на печатной основе, в тетрадях в клеточку. Дети выполняют такие упражнения, как обведение рисунков по контуру, раскрашивание картинок, штриховка, копирование рисунков. Рисование мелом на доске. Пальчиковая гимнастика.

5.2 Написание букв.

Теория. Создать условия для получения навыка письма изученных букв. Совершенствовать умение узнавать и записывать изученные буквы. Списывать предложение с печатного текста; составлять предложения по заданным схемам, писать буквы и слоги под диктовку. Способствовать обогащению словаря обучающихся. Развивать фонетический слух, внимание, аккуратность, усидчивость, мышление.

Практика. Написание печатных и прописных букв в тетрадях. Занятие - путешествие «Наш славный алфавит». Упражнения «Соедини буквы», «Исправь ошибку». Игры «На что похожа буква», «Пишем буквы на крупе», «Пишем буквы в ряд», «Пропиши-ка», «Допиши пропавшую букву». Написание под диктовку слов «Услышь и напиши». Викторина «Я знаю много букв».

5.3 Игры со словами и предложениями.

Теория. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста, которые направлены на пополнение словарного запаса, развития воображения обучающихся. Дети учатся называть признаки предмета и действия, подбирать слова, близкие по смыслу.

Практика. Составление схемы предложения. Дидактические игры: «Сколько букв в слове», «Собери слова в предложение», «Какое слово потерялось?», «Что неверно?», «Какое бывает», «Кто нарисует больше предметов». Собери слово из палочек. Игры – соревнования: «Замени букву», «Придумай сказку», «Отыщи конец слова». Работа в тетрадях.

6. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проводится по разделам программы:

1. В разделе «Всезнайки» - интеллектуальная викторина.

2. В разделе «Думай, считай, смекай» - конкурс смекалки.

3. В разделе «Палочки - крючочки» - творческий вернисаж.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, использованной при написании

образовательной программы

1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Л. Н. Арутюнян, Е. В. Сипачева, Н. В. Губанова, Г. Ф. Бридько, Л. Н. Котова, Н. И. Невольник, Т. В. Голяева, Л. В. Горбачева, Е. И. Липанова. // ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.– 223 с.

2. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика / Н.Ф.Александрович. – Минск, 2014.– 145с.

3. Беженова, М.О. Весёлая математика / М. О. Беженова. – 2-е изд., перераб. и доп.– Д.: «Издательство Сталкер», 2010.– 320 с.

4. Васильченко, Н. Я. Я люблю, ты любишь, мы любим математику: Учебник / Н. Я. Васильченко.– Днепропетровск, 2014.– 211с.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская.– Москва: Просвещение, 2001. – 194 с.

6. Круглова, А. М. Как научить ребёнка писать / А. М Круглова.–  Москва: РИПОЛ классик, 2013.– 96 с.

7. Николаев, А. И. Как научить ребёнка считать / А. И. Николаев – Москва: РИПОЛ классик, 2012.– 75 с.

8. Черенкова, Е. Ф. Учим ребёнка считать. Пособие для родителей / Е. Ф. Черенкова.– Москва: ДОМ. XXI век, 2007.– 185 с.

9. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта: Детям 5-12лет / Л. М. Шведова.– Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 352с.

 

Список литературы, рекомендованный педагогам для освоения данного вида деятельности

1. Введенская, Л. А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи / Л. А. Введенская.– Москва, 2006.– 121 с.Введенская, Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.– Ростов-на-Дону, 2005.– 83 с.

2. Ерофеева, Т. Н. Математика для дошкольников / Т. Н. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – Москва, 2007.– 153 с.

3. Постникова, И. И. Фонетика - это интересно / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.– Москва, 2002.– 93 с.

4. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман.– Москва, 2011.– 111 с.

5. Смелкова, З.С. Азбука общения / З. С. Смелкова.– Самара, 2005.– 89 с.

6. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева.– Москва, 2007.– 174 с.

7. Фидлер, М. Д. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / М. Д. Филдер.– Москва: Просвещение, 2008.
– 267 с.

8. Фопель, К. С головы до пят: Подвижные игры для детей 3-6 лет / К. С. Фопель.– Москва: Генезис, 2005.– 105 с.

9. Шарыгин, И. Ф. Подумай и реши. Задания на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.– Москва: ГАЛС, 2003.– 83 с.

 

Список литература для обучающихся и родителей

1. Агеева, С. И. Обучение с увлечением / С. И. Агеева.– Москва: Истоки, 2011.– 64 с.

2. Гаврина, С. Е. Готов ли ваш ребенок к школе? / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.– Москва: Росмэн, 2015.– 64 с.

3. Голубев, В. Т. Графические диктанты / В. Т. Голубев.– Москва: Вако, 2014.– 56 с.

4. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. –Ярославль: Академия развития, 2006.– 240 с.

5. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева.– Ярославль: Академия развития, 2010.– 234 с.

6. Управителева, Л. В. Скоро в школу / Л. В. Управителева.– Москва: Первое сентября, 2012.– 139 с.

7. Пономарева, И. А. Формирование элементарных математических представлений / И. А. Пономарева, В. А. Позина.– Москва: Мозаика –Синтез, 2015.– 163 с.

8. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С Швайко.– Москва: Айрис Пресс, 2008.– 176 с.


 

Приложение 1

ДИГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА_____________УЧЕБНЫЙ ГОД


Руководитель кружка: _______________

Название кружка:«Три ступени к школе»

Группа: ____________________________

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Дата начала наблюдения: _____________

Дата окончания наблюдения:__________

П/п

Названия  разделов

Всёзнайки

Думай, считай, смекай

Палочки - крючочки

ФИО обучающихся Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец уче бного года Начало учебного года Конец учебного года 1.               2.               3.               4.               5.               6.               7.               8.              

Примечание. Критерии оценок см.ниже


Критерии оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Всёзнайки

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

Мотивация не устойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Интерес проявляется редко.

На низком уровне знает буквы и цифры.

Плохо развита память, внимание, логическое мышление.

Интерес на уровне увлечения. Добивается полученного результата. Знает алфавит на достаточном уровне. Даёт определения тем или иным понятиям. Владеет понятиями звук, буква, слово, предложение, схема предложения, звуко - буквенный анализ слов на достаточном уровне.

Проявляет большой интерес к данному направлению.
Знает на высоком уровне:

· правила поведения и технику безопасности на занятиях;

· алфавит;

· порядок выполнения определённых заданий;

· алгоритмы решения задач, рассуждения.

Умеет различать:

·времена года;

·времена суток;

Сформирована устойчивая потребность в изучении нового материала.

Думай, считай, смекай

Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания. Нет навыков самостоятельной работы.

Есть интерес к выполнению заданий.

Мотивация слабая.

На низком уровне умеет выделять существенные признаки предметов, сравнивать между собой предметы, явления, противоположности.

Есть потребность в приобретении новых знаний. выполнении сложных заданий.

На достаточном уровне владеет понятиями:

· большой - маленький;

· толстый - тонкий;

· узкий - широкий;

· высокий - низкий;

· сухой - мокрый;

· длинный - короткий

Обладает элементарными математическими навыками на достаточном уровне.

Способен классифицировать явления, предметы.

Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний.

Знает на высоком уровне:

· дни недели;

· геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, овал, трапеция);

· цифры и состав числа;

· устный счёт;

· понятия больше - меньше - поровну;

· решение логических задач;

· алгоритм решения примеров.

На высоком уровне владеет понятиями:

· большой - маленький;

· толстый - тонкий;

· узкий - широкий;

· высокий - низкий;

· сухой - мокрый;

· длинный - короткий.

Палочки - крючочки

Не умеет высказать свою мысль.

Нет зрительного восприятия и внимания.

Мелкая моторика не развита.

Не ориентируется в тетради.

Слабо развита мелкая моторика. Плохо развита координация движения рук. На низком уровне выполняются заданные упражнения и задания.

Умеет формулировать собственные мысли.

Знает различные виды штриховки.

Развита мелкая моторика рук.

На достаточном уровне выполняет графические диктанты.

Составляет предложения по картинке.

 

Легко, быстро увлекается творческим делом.

Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Хорошо ориентируется в тетради, выполняет правильно задания по заданному образцу.

Умеет формулировать собственные мысли.

На высоком уровне выполняет различные графические упражнения.

Знает все виды штриховки, чётко обводит рисунок, соединяет по точкам.

Правильно выполняет графические диктанты.

             

лировогаз отидрес ежу —!огечен тут ьтиругалаБ!ьсорб икзаксирп итэ ыТ —-…тугжодоп ьлитиф окьлот икивешьлоб а,


 

 ым ебес к еинешонтюа                      течсорп йошьлобеН Приложение 2

Дидактические игры из образовательно-методического комплекса «Три ступени к школе»

Математическая игра «Телефоны» (авторская разработка)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.189 с.)