Вопрос 2. Предпосылки развития и внедрения логистики в широкую практику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Предпосылки развития и внедрения логистики в широкую практику



 

Причины, вынуждающие фирмы перейти к новым системам управления затратами, в т.ч. к логистическим системам управления, носят объективный характер. К основным факторам, предопределившим бурное развитие логистики во второй половине ХХ в. можно отнести следующие:

1) переход от рынка продавца к рынку покупателя. Фирмы вынуждены в этих условиях повышать свою конкурентоспособность на рынке. Путей решения этой проблемы достаточно много, в т.ч., повышение качества продукции без существенного повышения (или вовсе без повышения) стоимости предлагаемого товара и освоение новых сегментов рынка. Но основной резерв заложен в снижении себестоимости продукции для конечного потребителя. Объем этого резерва иллюстрируют следующие статистические данные – в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы на упаковку, хранение, транспортировку, продвижение товара на рынке; собственно производство товаров занимает лишь 2 % суммарного времени прохождения товара от первичного источника исходного сырья до конечного потребителя;

2) энергетический кризис. Он привел, с одной стороны, к глобальному повышению цен на энергоносители, что в, свою очередь, влияет на стоимость товара для конечного потребителя. С другой стороны, при угрозе надвигающегося истощения природных запасов каменного угля, нефти и газа в будущем рынок окажется за теми фирмами, которым удастся перевести свои технологии на альтернативные источники энергоносителей;

3) быстрый рост стоимости транспортных услуг. Транспорт перестал считаться стабильным фактором бизнеса;

4) фундаментальные изменения в философии товарно-материальных запасов. Когда-то розничные торговцы держали в своих руках примерно половину запаса готовой продукции, а другая половина оставалась в руках производителей и оптовиков. Теперь у розничных торговцев осталось только 10% продукции, а у оптовиков и производителей – 90%;

5) ассортимент товара существенно расширился, что явилось прямым следствием маркетинговой политики, направленной на то, чтобы дать каждому потребителю в точности тот товар, в котором он нуждается. Количество единиц учета, т.е. различных элементов товарных запасов росло по экспоненциальному закону. Это повлекло за собой необходимость внедрения новых методов учёта и автоматизированной обработки данных;

6) революционные изменения в области высоких информационных и коммуникационных технологий, что способствовало возможности быстрой обработки больших объемов данных и ускорение передачи информации в сотни раз;

7) пристальное внимание общества к ухудшающейся экологической обстановке. На первый план выходят технологии, не загрязняющие окружающую среду, с повторным использованием отходов производства (рециклинг);

8) появление новых, больших сетей розничной продажи и торговые фирмы массовой продажи (такие, как «Wall-Mart», «Рамстор») с очень сложными хозяйственными и финансовыми связями. Они часто обходят традиционные каналы распределения и продают свои запасы так быстро, что получают плату за проданный товар ещё до того, как сами заплатят за него поставщику. Такие системы требуют от поставщика особого внимания к себе и получают только то, что им нужно.

 

Вопрос 3. Определение логистики. Аспекты определения логистики

 

Многими авторами даны разные определения логистики, однако у любого профессионального логистика есть своя, несколько отличная от других, интерпретация: логистика – это полный спектр действий, связанный с движением материальных потоков и информацией, которые предпринимаются для достижения двух общих целей – обеспечения приемлемого уровня обслуживания клиента и полного удовлетворения его потребностей.

В 1991 г. Совет логистического менеджмента США приял следующее определение: логистикаэто процесс планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных потоков и относящихся к ним потоков информации в пространстве и времени на их пути от первичного источника исходного сырья до конечного потребителя, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов.

Базовый уровень сервиса в логистике оценивается по следующим показателям: доступность, функциональность, надежность. Необходимо подчеркнуть, что логистический сервис – это баланс между приоритетом высококачественного обслуживания потребителя и сопутствующими издержками. Американская школа логистики преимущественным считает высококачественное обслуживание клиента, европейская – минимизацию затрат при обслуживании клиента.

Таким образом, используются два основных определения логистики.

Логистика – это процесс планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных потоков и относящихся к ним потоков информации в пространстве и времени на их пути от первичного источника исходного сырья до конечного потребителя с целью: а) удовлетворения потребности клиента в нужном продукте в нужное время в нужном количестве по удовлетворительной цене; б) минимизации затрат в целом по фирме.

Рассматривая логистику как один из разделов экономики, необходимо понимать, что её теоретико-методологические основы базируются на общей экономической теории и включают совокупность специальных экономических дисциплин (теория фирмы, статистика, менеджмент, маркетинг, бухучет, математическая статистика и др.), а также на теории систем, включая системотехнику, кибернетику, синергетику, функционально-стоимостной анализ и прочие. Даже сама этимология слова «логистика» уже предполагает широкое использование экономико-математического аппарата, который реализовывается эффективнее с применением современных компьютерных технологий, усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения.

Существует три принципиальных аспекта в определении логистики:

1) управленческий. Логистика – это управление, планирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие потока материальной продукции (товара) и соответствующего ему информационного потока;

2) экономический. Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует потребность в данном продукте;

3) оперативно-финансовый. Логистика – это управление, планирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие потока материальной продукции (товара) и соответствующего ему информационного потока с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует потребность в данном продукте, с целью минимизации затрат в целом по фирме и при учете времени расчета (платежей) партнера по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции.

В зависимости от целей, которые фирма преследует при внедрении логистических систем управления, менеджер по логистике делает упор работы своего подразделения на одном из вышеперечисленных аспектов. Отметим, что аспекты взаимосвязаны и являются взаимопреемниками. Нельзя сразу внедрить оперативно-финансовый аспект, минуя стадию внедрения управленческого, а затем экономического аспекта. Аспекты определения логистики тесно связаны с уровнем развития логистики в фирме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.004 с.)