Вопрос 1. Предназначение логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предназначение логистики



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для самостоятельной подготовки к зачётному занятию

по учебной дисциплине «ЛОГИСТИКА»

для обучающихся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЛОГСТИКА 4
Вопрос 1. Предназначение логистики 4
Вопрос 2. Предпосылки развития и внедрения логистики в широкую практику 5
Вопрос 3. Определение логистики. Аспекты определения логистики 6
Вопрос 4. Эволюция развития логистики 7
Вопрос 5. Концепции логистики 9
Вопрос 6. Задачи логистики 12
Вопрос 7. Функции логистики 13
Вопрос 8. Принципы логистики 14
Вопрос 9. Условия работы логистики 15
Вопрос 10. Функции менеджера по логистики 16
Вопрос 11. Понятие системы 19
Вопрос 12. Понятие логистической системы 20
Вопрос 13. Макро – и микрологистика 22
Вопрос 14. Основные экономические системы 23
Вопрос 15. Действующие логистические системы 25
Вопрос 16. Информационная логистика 30
Вопрос 17. Сущность закупочной логистики 31
Вопрос 18. Задачи закупочной логистики 33
Вопрос 19. Методы логистики закупок 34
Вопрос 20. Понятие и классификация запасов 35
Вопрос 21. Системы управления запасами 37
Вопрос 22. Система с фиксированным размером заказа 38
Вопрос 23. Понятие и виды складов 39
Вопрос 24. Функции складов 41
Вопрос 25. Транспорт в логистики 43
Вопрос 26. Понятие логистического сервиса 44
Вопрос 27. Формирование системы логистического сервиса 45
Вопрос 28. Уровень логистического сервиса 46
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Объектом изучения учебной дисциплины «Логистика» являются материальные, и связанные сними, информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к её изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет сократить временной интервал между приобретением сырья и поставкой готовой продукции потребителю, способствует сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в логистике включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность. Новизна логистического подхода – органичная взаимосвязь, интеграция функциональных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

Переход от рынка продавца к рынку потребителя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя, управление материальными потоками явилось существенной стороной хозяйственной деятельности и приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни.

Каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения, поэтому ни одна фирма и организация по обслуживанию потребителей не сможет безошибочно управлять логистической деятельностью без помощи специалиста. Для любого, кто хотел бы продвигаться по служебной лестнице, будет необходимым понимание проблем логистики и умение их решать.

Мировой опыт показывает – лидерство в конкурентной борьбе приобретает тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами.

Настоящий конспект лекций является справочным для обучающихся очной и заочной формы обучения по специальности Коммерция (по отраслям). Он поможет обучающимся быстро подготовиться к зачёту, так как материал изложен чётко и последовательно, с опорой на действующие нормативные и методические документы, доступным и ясным языком.

Данный конспект лекций не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит для успешной сдачи зачёта.

 

ЛОГИСТИКА

 

Вопрос 6. Задачи логистики

 

Задачи, решаемые логистикой, разделяют на три группы: глобальные, общие и частные.

Глобальной задачей в логистике является:

1. Достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке.

2. Моделирование логистических систем и условий надежности их функционирования.

К общим задачам логистики относятся:

1. Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков.

2. Контроль за движением материальных потоков.

3. Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных потоков.

4. Стандартизация полуфабрикатов и упаковки.

5. Прогнозирование объемов продаж и, соответственно, объемов производства, перевозок и складирования.

6. Распределение транспортных средств.

7. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей.

8. Оптимизация технической и технологической структуры автоматизированных транспортно-складских комплексов.

Частные задачи логистики более узки:

1. Регулирование материальных запасов.

2. Максимальное сокращение хранения сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов в запасах.

3. Сокращение времени перевозок продукции.

 

Вопрос 7. Функции логистики

 

Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после неё) и при заданном уровне общих затрат.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.

Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила «7R»:

1R (right product) - нужный товар;

2R (right quality) - необходимого качества;

3R (right quantity) - в необходимом количестве;

4R (right time) - в нужное время;

5R (right place) - в нужное место;

6R (right customer) - нужному потребителю

7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.

Успех в «обращении» потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

В соответствии с рассмотренными задачами логисты различают оперативные, координационные функции и функции, определяемые концептуальными позициями.

Оперативный характер функций с непосредственным управлением движением материальных ценностей определяется:

а) в сфере закупок это управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям и складам;

б) в сфере производства управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса;

в) в сфере распределения готовой продукции организация движения потоков готовой продукции от предприятия производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся:

а) выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

б) анализ рынков, на которых действует предприятие;

в) прогнозирование поведения других источников на этих рынках;

г) обработка данных по заказам и потребностей клиентуры;

д) оперативное планирование, суть его состоит в том, что на основе прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге определяет планирование производства, разработку программы закупок для его нужд.

С концептуальных позиций выделяются следующие функции логистики:

а) системообразующая функция. Логистика образует систему управления товародвижением.

б) интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов распределения готовой продукции, хранение и доставка продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов всех звеньев логистической цепи.

в) регулирующая функция, направлена на экономию всех видов ресурсов. В широком смысле заключается в поддержании соответствия поведения звеньев логистической системы в интересах всей системы в целом. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при повышении подсистемой определенного, заранее заданного уровня автономности, может возникнуть опасность разрушения самой системы.

г) результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика представляет собой алгоритм преобразования исходного сырья (ресурсов) в поставку готовой продукции в соответствии с существующими ожиданиями и спросом.

 

Вопрос 11. Понятие системы

 

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.

В Энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия «система» воспользуемся сле­дующим приемом. Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой. Существуют четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Целостность и членимостъ. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы — это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Наличие связей. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной не­обходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Организационная структура. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. создать определенную структуру, организацию системы.

Интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных, ни одному из её элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенное производство хлеба в минипекарне и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: минипекарня состоит из отдельных элементов – склад исходного сырья, цех для выпечки хлеба, торговый зал для продажи хлеба, оборудование, сырье и персонал. Второе: между элементами имеются связи — минипекарня работает как единое целое, обеспечивая выход единообразного готового продукта - хлеба. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части рассмотренной системы работают совместно. Четвертое: хлебопекарня имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — минипекарня производит хлеб, но при отсутствии хотя бы одного элемента, существование остальных становится бессмысленным в отношении производства готовой продукции.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как завод, студенческая группа, оптовая база и многие другие привычные окружающие нас объекты тоже являются системами.

 

Примеры внедрения логистических систем управления в некоторых фирмах

Volvo. Начальник транспортного подразделения фирмы VolovoРун Свенсон отметил, что логистика «инструмента рационального использования средств» превратилась в стратегическое оружие «использование логистики в общей стратегии компании – это необходимое условие повышения конкурентоспособности на международной арене». Хотя Volvo — это сравнительно небольшая компания, многие из ее автомобилей сделаны по заказу в соответствии со спецификациями клиентов. Предоставляемые заказчику варианты выбора позволяют изготовить пять тысяч различных версий и модификаций автомобилей. Менедже­ры по обслуживанию клиентов североамериканского отделения Volvo собирают заказы от дилеров и передают их электронной почтой на завод в Готенберге (Швеция).

На этом заводе менеджеры - логисты компании Volvo координируют работу двух тысяч поставщиков по всему миру, поставляющих около полутора тонн исходных материалов на каждый автомобиль. Все детали и комплектующие поступают по системе ЛТ в соответствии с производственным графиком завода, который определяется заказами клиентов. По окончании производства менеджеры-логисты отправляют готовые автомобили более чем ста транспортным агентствам, которые отвечают за доставку автомобилей в различные точки распределительной системы компании Volvo.

Сейчас время от получения заказа клиента в Северной Америке до доставки готового автомобиля составляет примерно 5 недель. Компания Volvo начала использовать высокоскоростные трансатлантические суда компании FastShip Atlantic (Александрия, штат Виржиния). Автомобили грузятся в контейнеры и переправляются на этих судах. По причине высокой скорости доставки стоимость транспортировки довольно высока. Но, как говорит г-н Свенсон, «сегодня потери на процентах могут составлять 25 долларов в день на один автомобиль, пока его транспортируют... Если вы сократите трансатлантический транзит с 12 дней до четырех, то на процентах сэкономите столько, сколько в среднем платите при обычном способе транспортировки». А на территории США компания Volvo использует комбинированные средства транспортировки (поезда и грузовики). Представители компании считают, что, хотя это смахивает на хвастовство, сокращение времени выполнения заказа позволяет поднять обслуживание клиентов на более высокий уровень. — «Мы не собираемся рассказывать своим клиентам, что будущее — за логистикой, — говорит г-н Свенсон. — Мы говорим им только, что если они закажут этот тип автомобиля у нас, то получат его точно в назначенный день».

Black & Decker. В 1993 году в отделении Household Products Group компании Black & Decker обнаружили, что их логистическая система совершенно не работает. Эта компания имела запасы продукции на 152 дня, в то время как для их производства требовалось всего 2 дня. Таким образом, накопление запасов готовой продукции вышло из-под контроля. Компания решила пересмотреть все аспекты менеджмента, включая связи с поставщиками, клиентами и сторонними фирмами, предоставляющими логистические услуги, с целью снижения затрат и повышения уровня обслуживания клиентов.

Компания проанализировала свою систему децентрализованного принятия решений в логистике и пришла к выводу о необходимости централизовать все функции логистики и одновременно внутри фирмы повысить роль группы менеджеров, занимающихся управлением цепью поставок. «Чтобы заставить эту систему работать эффективно, нам нужно было четко организовать сеть поставок, — сказал Майкл Диесо, директор отдела управления цепью поставок Black & Decker. — В прежние годы элементы управления цепью поставок были разбросаны по всей организации и, в сущности, терялись в куче других дел». Работа компании была реорганизована вокруг стратегического направления — управление цепью поставок, и все традиционные функции логистики, такие как прогнозирование, управление запасами, планирование и составление графика производства, обслуживание клиентов, выполнение заказов и выписывание счетов, были отданы под единое управление. Таким образом, каждый аспект функционирования системы был проверен и пересмотрен.

Неудивительно, что критическому пересмотру подверглось и прогнозирование продаж. «Нам нужно было вывести на новый уровень планирование и прогнозирование, которые традиционно были частью нашей маркетинговой политики, — сказал Джон Рилей, менеджер по производству и учету товаров. — Раньше прогнозы были разными как по форме, так и по содержанию. Каждый, кто занимался планированием, делал это по-своему и выдавал собственный прогноз о спросе на тот или иной товар. К тому времени, когда прогнозирование коснулось производства, выяснилось, что компания Black & Decker часто выпускает то, что не нужно, и наоборот, не выпускает то, что необходимо». Компания стала теснее сотрудничать с партнерами в сфере оптовой и розничной торговли, чтобы усовершенствовать свою систему прогнозирования, и одновременно перешла от жесткой системы производства к более гибкой: «Идея заключалась в том, чтобы перейти от производства больших объемов товаров к производству по заказу», — сказал Дж. Рилей.

Результаты реорганизации оказались впечатляющими. За последние два года компания Black & Decker сэкономила 150 миллионов долларов затрат на логистику, урезала уровни запасов на две трети и повысила скорость выполнения заказов на 50%.

Nike (Европа). Фирма Beaverton, орегонское отделение компании Nike, построила свою разветвленную европейскую систему распределения в период роста продаж в 1980-х годах. В каждой стране была одна или несколько фирм-дистрибьюторов обуви Nike, и каждый из этих дистрибьюторов действовал как независимая бизнес-единица, выполняя функции продажи, рекламирования и распределения. В 1992 году, когда объемы продаж в Европе выросли до 1 миллиарда долларов, анализ распределительной системы выявил ее неэффективность. Модели обуви, популярные в Германии, часто плохо продавались и залеживались на складах во Франции. В результате компания Nike ежегодно теряла десятки миллионов долларов на хранении запаса товаров. Менеджеры компании игнорировали возможность перемещения избыточного запаса товаров, даже, несмотря на то, что эта обувь была в дефиците в соседней стране.

И тогда высшее руководство компании Nike приняло решение централизовать всю европейскую систему распределения обуви. Используя преимущество экономической интеграции европейского рынка, компания Nike построила огромный центр распределения в Лакдаале (Бельгия), недалеко от портов Антверпена и Роттердама. Руководство компании пришло к выводу, что лучше больше платить за транспортировку (поскольку теперь склады товаров находились дальше от европейских рынков сбыта), чем вкладывать огромные средства в большие запасы товаров. В конце концов, обувь — это не громоздкий товар, имеющий высокую стоимость, и транспортные рас­ходы составляют сравнительно небольшой процент общих затрат. «…Увеличение транспортных расходов легко можно компенсировать за счет снижения затрат на хра­нение запаса товаров. Практика показывает, что при объединении двух складов в один, общий запас товаров уменьшается примерно на 30%», — говорит Мартин Эщфорд, консультант компании Nike. Компании Nike удалось добиться огромной экономии средств за счет того, что они объединили 25 складов в один.

Компания Nike улучшила управление перевозками и констатировала, что покупа­тели очень довольны наличием обуви на рынке и отсутствием дефицита. «Все получилось так, как мы ожидали. Мы можем доставлять товары из Лакдаала в большинство стран Европейского Союза в течение одного дня с помощью грузового автотранспорта», — сказал представитель компании Nike.

Duracell. Общий спрос на миниатюрные батарейки поистине огромен: по приблизительным оценкам, требуется свыше 20 миллиардов батареек в год. Причем этот рынок дезинтегрирован, раздроблен, и лидерство на нем удерживают несколько мировых фирм-производителей. Американская фирма Duracell одна из таких компаний.

Успех Duracellво многом объясняется ее стратегией логистики. «Логистика для нас — это нечто большее, чем транспорт и перевозки, — сказал Вильям Тинсли, вице - президент отдела логистики. Она включает также продвижение товара на рынке. В компании Duracellрассматривают управление цепью поставок как стратегию бизне­са, в противоположность тому, чтобы заниматься отдельными элементами этого процесса внутри функциональной структуры». Компания Duracellпроизводит батарейки в нескольких точках земного шара. В США батарейки распространяются с пяти частных складов, находящихся в разных уголках страны. «Наши склады — это, в сущности, центры заказов для наших клиентов, — говорит В. Тинсли. — Каждый клиент передает информацию о заказе в центральный «электронный почтовый ящик» по электронной почте. Затем, в зависимости от географического положения, эти заказы распределяются по складам, где их принимают для немедленной отгрузки товара».

Компания Duracell создала два новых центра распределения для удовлетворения требований особо крупных клиентов, таких как Wal-Mart. «Имея дело с такими крупными клиентами, как Mai-Mart,мы точно выполняем их заказы, упаковывая, распределяя и доставляя продукцию, чтобы удовлетворить их потребности», — говорит г-н Тинсли. В планах компании — продолжать расширять возможности своей «гибкой стратегии распределения», одновременно завоевывая новые рынки в Китае и Индии.

Благодаря развитию информационных технологий связи между отделениями ком­пании, разбросанными по всему миру, стали более тесными. И Duracellпродолжает совершенствовать свою информационную систему, вкладывая в это большие средства. «Наши информационные системы в Duracellвзаимодействуют одна с другой, хотя программное обеспечение и платформы в различных отделениях компании могут быть совершенно разными. Но мы идем к тому, чтобы иметь общую для всех платформу и интегрировать работу программного обеспечения».

Компания Fritz. Хорошо известная как международная экспедиторская компания грузоперевозок, эта расположенная в Сан-Франциско компания, похоже, растет во всех измерениях. Персонал компании насчитывает свыше 3 тысяч человек, она обслуживает 20 тысяч клиентов, имеет 121 офис по всему миру и имеет партнерские соглашения с 500 фир­мами из разных стран. Это одна из немногих фирм, предоставляющих услуги в сфере логистики, которая действительно работает в масштабах всего земного шара.

Fritz Air Freight— это международная компания воздушных грузоперевозок. Грузоперевозчики собирают небольшие партии грузов из нескольких различных источников и объединяют их в более крупные, единые партии. Fritz Air Freightможет предоставлять своим клиентам информацию о состоянии их груза в режиме реального времени. Они также оформляют всю необходимую документацию и предоставляют банковские услуги.

Многие ведущие американские компании пользуются услугами компании Fritz. Например, сотрудники Fritzв Мемфисе (США) оформляют всю документацию по ввозу десятков тысяч посылок, которые на самолетах компании FedExпопадают в Америку из Европы каждый вечер. В Анкоридже сотрудники Fritzвыполняют аналогичную работу для посылок, которые FedExполучает из Азии. Для ускорения роста - оживания этих посылок используется трехсторонняя система электронного обмена данных, связывающая FedEx, Fritzи таможни США.

Fritz это давно существующая компания морских грузоперевозок. Под ее крылом находится компания Fritz Transportation International, NVOCC(Non-Vessel-Operating Common Carrier — Перевозчик, не владеющий тоннажем). Компании типа NVOCCне имеют собственных судов; они берут внаем место на корабле или ангары для контейнеров на рейсовых судах, а затем продают эти места компаниям-грузоотправителям. В компании Fritzесть команда логистов, которые консультируют клиентов, помогая им решать транспортные проблемы.

Компания Fritzпредлагает также складские услуги по всему миру, услуги по доставке товаров, услуги таможенного брокера. Fritz это самый крупный таможенный брокер в Соединенных Штатах Америки. Многие ведущие фирмы заключили контракты с Fritzна предоставление услуг в сфере международной логистики.

 

Метод быстрого реагирования

Данный метод был разработан в результате развития философии «точно в срок».

Метод быстрого реагирования – это метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом.

Сущность метода заключается в быстрой реакции логистической системы.

Метод основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.

1 технология. Автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что на данный момент продается.

2 технология. Электронный обмен данными. Это интернет и комплекс стандартов, которые позволяют предприятиям быстро и эффективно обмениваться большими объемами информации.

3 технология. Автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).

Новая концепция бизнеса – это дух партнерства и сотрудничества между организациями участвующими в товародвижении. При этом важную роль играет согласованность участников процесса.

 

Вопрос 24. Функции склада

 

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом.

2. Складирование и хранение.

3. Унитизация (объединение небольших партий для нескольких клиентов) и транспортировка.

4. Предоставление услуг:

 - подготовка товара для продажи (фасовка, распаковка, подсортировка и пр.);

 - проверка функционирования, укрупнительная сборка;

 - транспортно - экспедиционные услуги.

Основные принципы правильной организации функционирования склада

1. Рациональное соотношение собственных складов и складов общего пользования.

При выборе соотношения решающим должен являться минимум затрат.

Собственные склады выгоднее при:

- стабильно высоком обороте;

- постоянном спросе с высокой насыщенностью рынка сбыта на обслуживаемой территории;

- при высоких требованиях к условиям хранения и контролю качества и количества;

- необходимости оказывать дополнительные услуги клиентам.

Склады общего пользования (СОП) более выгодны при:

- низком обороте;

- сезонности хранимого товара;

- при внедрении на новый рынок с неизвестным уровнем продаж.

При этом СОП не требуют капитальных вложений, уменьшаются финансовые риски.

2. Правильное назначение количества складов и размещение складской сети.

При этом существуют две системы организации складов:

- централизованные (один большой склад масса мелких складов, чаще СОП);

- децентрализованная (рассосредоточение складов по регионам сбыта).

Территориальное размещение и количество складов определяется мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размером региона сбыта, относительным расположением поставщиков и потребителей, особенностью транспортной сети. Логистический подход - найти компромиссное решение между всеми перечисленными факторами.

3. Размер склада и его расположение.

Проблема аналогична предыдущей. Расположение склада наиболее выгодно определять с помощью диаграмм, на которых учитывается:

- мощность грузового потока;

- расстояние от поставщика;

- расстояние от потребителя.

Затем находится компромиссное решение.

4. Правильный выбор системы складирования.

Логистический процесс на складе условно можно разделить на три группы:

1. Операции, направленные на координацию службы закупки:

· снабжение запасами;

· контроль за поставками;

· информационное обслуживание склада;

2. Операции непосредственно связанные с переработкой груза и документированием:

· разгрузка и приёмка товаров;

· внутрискладская транспортировка и перевалка грузов;

· складирование и хранение грузов;

· комплектация заказов клиента и отгрузка;

· транспортировка и экспедиция товаров;

· сбор и доставка порожних товароносителей;

· оказание услуг клиентам:

- сортировка товара;

- полная проверка качества;

- фасовка и упаковка;

- замена заказанного товара (изменение заказа);

- экспедиторские услуги с оказанием разгрузки;

- информационные услуги;

- заключение договоров с транспортными агентствами;

- предпродажная подготовка товара;

- укрупнительная сборка;

- гарантийное обслуживание;

- обеспечение запчастями;

- временная замена товара;

- обработка дефектной продукции

3. Операции, направленные на координацию службы продаж.

· контроль за выполнением заказа;

· информационное обслуживание склада:

- обработка входящей документации;

- предложения по заказам поставщиков;

- оформление заказов поставщикам;

- управление приемом и отправкой;

- контролирование запасов на складе;

- приём заказов потребителей;

- оформление документов отправки;

- диспетчеризация по оптимальным партиям и маршрутам доставки;

- обработка счетов клиентов;

- обмен информацией с другими подразделениями и управленческим персоналом высшего звена;

- статистическая обработка данных.

Виды товароносителей

Рациональная система технологии складирования предопределяет минимальное количество операций при переработке груза. Для этого необходимо правильно определить оптимальный вид и размер товароносителя на котором формируется складская грузовая единица.

 

Показатели эффективности логистического процесса

№ п/п Показатель Эффект
1 Рациональная планировка склада с выделением рабочих зон, обеспечивающих снижение затрат на хранение и переработку груза Снижение затрат на содержание склада, усовершенствование процессов переработки грузов
2 Эффективная расстановка оборудования Увеличение мощности склада
3 Использование универсального оборудования Сокращение парка механизмов
4 Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки Сокращение эксплуатационных затрат, повышение пропускной способности склада
5 Осуществление унитизации грузов и применение централизованных доставок Сокращение транспортных издержек
6 Максимальное использование возможностей информационной системы Сокращение времени и затрат

 

Типы товароносителей: стойка, сетчатые емкости (мешки), ящичные емкости, плоские поддоны и полуподдоны, кассеты.

Товароноситель определяют в соответствии с:

- видом и размером упаковки товара и его транспортной тары;

- системой комплектации заказа;

- оборачиваемостью товара;

- применяемым складским оборудованием.

Правила складирования

Складирование товара должно осуществляться с соблюдением следующих правил:

- высокая степень использования площади и объема;

- обеспечение свободного доступа к товару;

- наличие чувствительности к структурным изменениям запасов;

- легкость обслуживания;

- возможность автоматизированного управления;

- выполнение принципа «ФИФО» (пришёл первым – ушёл первым);

- низкие капвложения;

- низкие эксплуатационные затраты и затраты на техническое обслуживание.

 

ТЕСТ

Стоит ли вам выбирать профессию

МЕНЕДЖЕРА ПО ЛОГИСТИКЕ?

 

Баллов

  Ваша судьба – стать первоклассным менеджером по логистике. На ваших складах всегда будет нужное количество товаров, информационные потоки будут двигаться только так, как вы спланируете, а транспортные проблемы будут решаться в два счёта. Ваши способности, логическое мышление, организованность и интуиция позволяют достичь небывалых высот в области самосовершенствования. Таможня даёт «добро»!

 

Баллов

  Вам следует начать с освоения какой – либо конкретной области логистики. Попробуйте анализировать движение товара. Возможно, вам будет интересно изучать правила оформления документов для растаможивания грузов. Ваши педантичность и аккуратность могли бы стать залогом успеха в области логистики. Если вы ещё не решили, чем заняться, попробуйте получить практические навыки или образование в этой области.

 

Баллов

  Движение и хранение грузов – боже, как это скучно! Должно быть, вам ближе романтика дальних странствий, чем моделирование перемещение торб, груженных какими – то товарами. Складирование – что может быть проще? Где положил, там и взял. Короче, в жизни есть масса более интересных проблем, которые ждут своего решения. Дерзайте! Должно быть, они ждут именно вас.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для самостоятельной подготовки к зачётному занятию

по учебной дисциплине «ЛОГИСТИКА»

для обучающихся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.133 с.)