Особенности проектирования программы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проектирования программы развития



 

Проектируя программу развития, руководителю необходимо внимательно подходить к определению целей, так как правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы.

Если цели, как правило, задаются на качественном уровне, то в некотором смысле замещением их на количественном уровне являются критерии.

Важной проблемой успешной реализации программного развития является определение (выбор) критериев эффективности.

Программа развития школы, являлась стратегическим долгосрочным документом, призвана оптимизировать воздействие на управление всего комплекса факторов, легитимизировать вероятностный характер развития за счет конкретизации поставленных целей и задач на основе прогностической составляющей и создания образа ожидаемого состояния организации.

Успешная реализация программы развития школы обеспечивает переход образовательной системы в новое качественное состояние.

М.М. Поташник считает, что нет иного пути развить какую-либо систему, кроме как с помощью изобретения (придумывания), разработки и освоения новшеств, от есть – в инновационном процессе. Среди типичных ошибок, допускаемых в проектах развития, он выделяет организационно-управленческую ошибку, допускаемую при подготовке проекта: члены проектной «команды» распределяют между собой разработку его частей, а потом все это объединяют, наивно полагая, что механическое сложение текстов, написанных людьми, по-разному мыслящими, приведет к интеграции содержания.

При формировании программы развития важны три этапа:

- фиксация уровня деятельности (предусматривает констатацию существующего положения дел, выявление достижений и конкурентных преимуществ образовательной системы, а также проблем его функционирования с учетом меняющихся задач);

- определение прогноза развития образовательной системы, параметров его функционирования, соответствующих возможностям социума (речь идет о концепции будущего состояния конкретной образовательной системы);

- формирование стратегии и тактики перехода от достигнутого уровня деятельности к будущему достигается реализацией двух этапов программы развития.

Ресурсное обеспечение подразумевает трудовое и материальное. С точки зрения первого – это кадры, т.е. кроме команды должны быть сотрудники-участники, которые осуществляют информационно-аналитическую, апробационную деятельность. Материальные ресурсы состоят из двух частей: заработной платы (в виде доплат или надбавок за участие в создании и реализации программы развития) и оборудования (компьютера, сканера, принтера, ксерокса).

При разработке программы осуществляется анализ внешней среды, включающий анализ состояния и тенденций изменения социальной среды, социального заказа, адресуемого школе, и состояния самого образовательного учреждения. Он предназначен прежде всего для получения необходимой (и достаточной) информации для определения новых целей образовательного учреждения и путей их достижения. Сделанные по результатам его проведения выводы должны подводить разработчиков программы к принятию конкретных решений, позволяющих ликвидировать выявленные проблемы.

Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей. В этой программе четко определено, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия будут достаточны для достижения желаемого результата.

Для анализа эффективности реализации программ развития можно использовать следующие критерии:

а)      достижимость цели и задач программы;

б)      качество образования (учения);

в)      обоснование необходимости нововведений;

г)      качество организационных изменений;

д)      бюджет программы развития;

е)      механизм оценки результатов.

Основные понятия: программа развития, разработка программы развития; критерии эффективности программ развития.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия «программа» и «проект»?

2. Чем характеризуется процесс проектирования образовательных и воспитательных программ?

3. Как описывается актуальность программы развития?

4. Чем отличаются программа воспитательной системы и программа развития образовательного учреждения?

5. Проанализируйте основные направления программ развития, используя электронные ресурсы сети Интернет.

Список литературы:

1. Гутник, Г.В. Проектное управление качеством образования в регионе / Г.В. Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – №2. – С.18-28.

2. Заир-Бек, Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов / Е.С. Заир-Бек // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 1995.

3. Каменский, А.М. Программа развития образовательного учреждения: новые подходы к составлению и реализации / А.М. Каменский // Завуч. Управление современной школой. 2006. – №6. – С. 73–89.

4. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М.: МП «Новая школа», 1993. – 48 с.

5. Лебедев, О.Е. Образовательная программа школы / О.Е. Лебедев // Народное образование. – 2007. – №5. – С. 139–152.

6. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. – СПб: КАРО, 2006. – 128 с.

 7. Мильнер, Б.З. Организация программно-целевого управления / Б.З. Мильнер. – М.: Изд-во «Наука», 1980.
– 376 с.

8. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М.: 1998. – 134 с.

 9. Поташник, М.М. Программы развития школы: новый уровень осмысления / М.М. Поташник // Народное образование. – 2007. – №8. – С.79–86.

10. Юсупов, В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук / В.З. Юсупов. Ярославль: ВГПУ, 1999. – 42 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.006 с.)