Показатели результативности проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели результативности проекта



 

Показатели результативности проекта свидетельствуют о том, насколько значимы будут изменения в образовательной системе в результате реализации мероприятий проекта. Показатели могут быть самыми различными: количественные, показатели социального развития, показатели социальной адаптации и др.

1. Количественные показатели – охват общественности, количество конкретных дел.

Например:

- будет проведено 2 конференции для родителей по теме проекта с охватом 150 человек;

- будет разработана программа элективного курса «Учимся общению» и реализована в четырех классах общеобразовательной школы с общим охватом 100 человек;

- будет проведено 4 семинара-практикума по теме проекта для учителей района.

 

2. Показатели социального (интеллектуального) развития личности – динамика развития личности.

Например:

- повысится уровень творческих способностей учащихся на 6 %;

- улучшится качество усвоения программы по математике в 1,2 раза;

- повысится уровень ценностных ориентаций учащихся на 9 %.

 

3. Показатели социальной адаптации личности.

Например:

- понизилось количество подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

- повысится уровень адаптации учащихся к обучению в среднем звене на 20 %.

 

4. Показатели общественного мнения.

Например:

- будет опубликована статья в газете «Марийская правда» с анализом результатов проведенного исследования педагогических работников;

- будет обобщен опыт по взаимодействию с родителями и опубликован на сайте университета;

- будут опубликованы методические рекомендации в количестве 100 экземпляров по подготовке организаторов детского оздоровительного отдыха.

 

5. Технологические показатели.

Например:

- для проведения исследования использована новая технология обработки результатов с выдачей рекомендаций родителям по развитию логического мышления у детей.

 

6. Экономические показатели.

Например:

- будет вложен кадровый потенциал организации в виде консультаций психолога в сумме 10 тысяч рублей;

- оборудование, полученное на средства гранта в размере 20 тысяч рублей, будет эффективно использовано на уроках и во внеурочное время, в результате сократится необходимость использования денежных средств.

Приведем пример формулировки результатов проекта в соответствии с задачами проекта, указанными выше:

1. будет оказана научно-методическая помощь социальным учреждениям города и их специалистам в форме проведения 2 семинаров-практикумов;

2. будет оказываться психологическая помощь и поддержка в виде консультирования людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (охват не менее 50 человек);

3. будут развиваться формы оказания волонтерской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4. уровень развития профессионально-ориентированных личностных качеств волонтеров увеличится на 7%.

Классификация проектов

 

В системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количеству участников проекта, продолжительности выполнения проекта и другим). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

Е.С. Полат выделила типологические признаки проекта, на основании которых предложенную автором классификацию можно представить в таблице (Таблица 1):

 

Таблица 1 – Типологические признаки проекта

Типологические признаки проекта Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности

исследовательский
поисковый
творческий
ролевой (игровой)
прикладной (практико-ориентированный),
ознакомительно-ориентировочный (информационный)

По предметно-содержательной области

монопроект (в рамках одной области знаний)
межпредметный (в рамах нескольких областей знаний)

По характеру координации проекта

непосредственный (явный характер участия в проекте педагога или специалиста в той области знаний, которая подлежит изучению)
скрытый (неявный, имитирующий характер участи в проекте)

По характеру контактов

внутренние или региональные (в пределах одной страны)
международные (представители разных стран)

По количеству участников проекта.

личностные (между двумя партнерами, находящиеся в разных школах, регионах, странах)
парные (между парами участников)
групповые (между группами участников)

По продолжительности выполнения

проектов

краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)
средней продолжительности (от недели до месяца)
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

 

В доминирующем проекте деятельности можно наметить следующие типы проекта:

Исследовательские

Этот тип проектов полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинными научными исследованиями. Он предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Например, исследовательский проект на тему: «Интернет как среда общения современных студентов». В ходе его реализации предполагается изучить особенности общения студентов в сети Интернет.

Творческие

Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана сочинения, статьи и пр. Например, тема творческого проекта «Создание видеофильма о взаимодействии родителей и педагогов в детском саду».

Ролевые, игровые

Структура таких проектов только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Ознакомительное - ориентировочные (информационные)

Этот тип направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенный для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.

Практико – ориентированные

Они отличаются четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования).

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

По М.Б. Лебедевой проектный метод – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера.

Повышение внимания к проектной деятельности связанно с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество обученности.

В последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях. В данных работах представлена общая характеристика проектной модели обучения в вузе. Подчеркивается, что это неклассическая модель, которая предполагает практико-ориентированное, проектное образование, прикрепление студентов к кафедральным проектам, выстраивание индивидуальных траекторий.

Таким образом, в системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количество участников проекта, продолжительность выполнения проекта и другие). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

 

Основные понятия: проект, проектирование, проектная деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое проект?

2. Какие виды проектов Вы знаете?

3. Что такое проектирование?

4. Как описывается актуальность проекта?

5. Назовите признаки проектов по А.В. Сухомлинову.

6. По каким показателям классифицируются проекты?

Список литературы:

1. Ворошилова А. Начнем с проекта [Об обучении учителей проектной деятельности] // Первое сентября. 2000. №41. С.3.

2. Ивасенко, А.С. Управление проектами: учебное пособие / А.С. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. – 330 с

3. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –  №4. июль-август. – С. 20-26.

4. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М., 2003. – 272 с.

5. Чечель, И.Д. Целевое педагогическое проектирование / И.Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 48-82.

Электронные ресурсы:

1. Лебедева, М.Б. Информационные технологии как средство реализации взаимосвязи технологий обучения / М.Б. Лебедева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-1794.html.

2. Понятие проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosup.ru/topic283.html.

3. Сухомлинов, А. Основные характеристики проекта / А. Сухомлинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kiev-market.com/article/project010.htm.

 

1.2. Метод проектов как технология в системе образования

 

Метод проектов как технология Почему нужно переходить на метод проектов?

  1. Метод проектов как технология

 

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов как форма учебной работыполучил распространение в первой трети XX века. В основу метода проектов положены взгляды американского философа Дж. Дьюи. Он считал особым способом обучения исследование окружающей жизни в проектной форме. Последователем Дж. Дьюи стал В.Х. Килпатрик, он считал, что целью обучения должно стать вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования.

Как считает Т. А. Зерщикова[2], метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д. [2, с. 79-82.].

  1. Почему нужно переходить на метод проектов?

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным из всех технологий является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

· необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.03 с.)