Понятие проектных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие проектных технологий



 

По мнению В.А. Наумовой проектные технологии (метод проектов) - это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.

Предлагаемые студентам проекты преследуют различные цели. Когнитивные включают: познание феноменов окружающего мира, изучение способов решения возникающих естественнонаучных проблем, овладение навыками работы с первоисточниками и постановки эксперимента: выдвижение гипотезы, планирование путей реализации ее проверки, опытно-экспериментальное испытание, технику проведения опытов и обеспечения безопасности, анализ и обобщение данных, формулирование выводов. Эти цели реализуется в большинстве проектов. Деятельностные цели предусматривают овладение навыками самоорганизации; умением ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитие навыков групповой работы, освоение техники ведения дискуссии. Творческие цели включают создание компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, конструирование (макетов, лабиринтов, приборов и т.п.), моделирование, проектирование, зарисовки и т.д.

Как считает Т.А. Зерщикова, метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д.

В результате различных видов работ у студентов формируется проектная культура. Формирование проектной культуры является инструментом формирования ключевых компетенций будущих специалистов, что предполагает научить их самостоятельно приобретать знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивать коммуникативные умения и навыки.

Проектирование связано с построением новых моделей (в настоящее время, прежде всего, информационных, знаковых, реализуемых на компьютере) объектов, процессов, деятельности и ориентировано на создание определенного материального продукта или получение нового знания.

Развитие творческих качеств студентов – решающий фактор умелого применения выпускниками приобретенных знаний на практике для решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих на жизненном пути. Это требует выработки самостоятельного критического мышления, способности к генерированию новых идей; коммуникабельности, контактности в различных социальных, способности найти выход из конфликтной ситуации; гибкой адаптации в изменяющихся жизненных ситуациях; навыков самостоятельной работы по развитию собственного интеллекта, повышению общекультурного уровня.

Основные направления развития творческой индивидуальности студента в процессе проектного обучения проявляется в способах организации им исследовательской деятельности, в выборе вариантов решения, в рефлексии способов собственной деятельности, приобретающий теперь личностный смысл. Особенностью данного этапа является со – творческая позиция субъектов. Она характеризуется критичностью относительно своего и чужого опыта, восприятием нового не в качестве окончательной истины, а как выход в другое (иное) знание.

Рабочие шаги по реализации проекта систематически документируются и критически оцениваются в ходе регулярных встреч студентов и преподавателей, курирующих проект. При этом развивается навыки групповой работы, креативные способности студентов. Использование в интегративной подготовке технологии проектного обучения способствует решению блока задач, включающего в себя три аспекта: образовательный, воспитательный и развивающий.

Использование проектных технологий в образовательном процессе вуза имеет специфические особенности – оно позволяет решать различные задачи: обеспечение целостного мышления; развитие стремления студентов к добыванию знаний, формирование умений самостоятельно анализировать литературу; повышение самооценки; развитие коммуникативных и исследовательских умений.

 

2. Проектные технологии в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленности

В высшей школе на современном этапе все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение образовательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.

Организованная преподавателем поисковая, исследовательская деятельность студентов предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию достижения этого результата. На этой основе происходит погружение участников в проектно-командную деятельность, которая помогает эффективному усвоению знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В учебной деятельности студентов – будущих специалистов системы образования большое значение имеет формирование навыков проектной деятельности.

Большинство нововведений в сфере высшего образования посвящено: разработке технологий обучения, управления качеством подготовки специалистов; повышению квалификации преподавателей; введению дистанционному образования; совершенствованию содержания обучения; организации экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов; использованию механизмов социального партнерства; повышению уровня воспитанности гражданских и личностных качеств; организации внеучебной деятельности студенческой молодежи. Эти инновационные идеи могут быть отражены в студенческих проектах, примерная тематика которых предлагается (Приложение 1).

Метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д.

Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:

1. поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;

2. творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Не случайно еще на первоначальных этапах проектирования и реализации проектных технологий его энтузиасты (Д. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллингс, Э. Торндайк) обращали внимание на проблемные методы, считая, что постановка проблемы и поиск путей ее решения и размышлений над полученными результатами являются лучшими способами достижения основной цели – интеллектуального развития личности, формирования умений работать с информацией.

Учитывая исторический опыт 20-х – 30-х гг., дидакты 60 – 80-х гг. корректно относили проект к разряду комплексных методов. Оснований для этого у них было достаточно, поскольку реализация метода проектов предполагает использование целой совокупности других проблемных методов: обучение в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевой игры проблемной направленности, рефлексии и т.д.

Установление взаимосвязи преемственности исторического опыта использования метода проектов в современных образовательных системах определяют ведущие направления его реализации как инновационной технологии в гуманитарной подготовке подготовку студентов учреждений среднего профессионального образования. Они выражаются в том, что проектные технологии в современных условиях гуманитарной подготовки призваны, чтобы научить студентов:

– принимать самостоятельнее, аргументированные решения;

– размышлять, опираясь на знание содержание изучаемого материала, фактов, закономерностей гуманитарной науки, делать обоснованные выводы;

– понимать целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь мира и человека;

– формировать философскую культуру мышления как духовную потребность личности к постоянному совершенствования и применению знаний в изменяющихся условиях социальной практики;

– развивать критическое, нестандартное мышление;

– осознанию внутренних связей с днем вчерашним, повторяемостью существенных черт и деталей исторического процесса, чередованием реформ и контрреформ, сопоставимостью проблем демократии Запада и проблем демократии России;

– работать в команде, выполняя разные социальные роли.

По Е.С. Полат и П.С. Лернер, основополагающими характеристиками метода проектов выступают:

– концентрация на личностном развитии студента и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

– индивидуальный темп работы над проектом;

– комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

– универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;

– наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т.п.

В целом, как подтверждает Е.С. Полат, проектное обучение развивает у студента:

1. исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);

2. умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);

3. коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).

Проектное обучение является одним из эффективных инструментов личностно-деятельностной и практико-ориентированной подготовки студентов. Оно оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания специалиста.

Организованная преподавателем поисковая, исследовательская деятельность студентов предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию достижения этого результата. На этой основе происходит погружение участников в проектно-командную деятельность, которая помогает эффективному усвоению знаний.

Анализ результатов исследования, проводимого среди студентов третьего курса факультета педагогики и психологии МарГУ в 2011-2012 гг. с использованием теста «Проект как педагогическая технология» (Приложение 2) показал, что в экспериментальных группах уровень освоения проектными технологиями выше, чем в контрольных группах (82% и 68% соответственно).

Будущие специалисты психолого-педагогической направленности отмечают роль проектных технологий в формировании их профессионально значимых качеств. 50% считают, что проектирование позволяет научиться соотносить цель и результаты деятельности, 20% студентов утверждают, что оно расширяет мировоззрение.

Студенты отмечают, что они овладели такими профессиональными компетенциями как социальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, готовности к согласованным действиям); ценностно – смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей); информационные компетенции (при помощи информационных технологий способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию).

Итак, использование проектных технологий в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленностиспособствует овладению навыками самоорганизации; умением ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитию навыков групповой работы, освоению техники ведения дискуссии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.021 с.)