Встроенное ПО: машины и оборудование становятся цифровыми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Встроенное ПО: машины и оборудование становятся цифровыми



Сергей Бондаренко и Франческо ди Марчелло — о пяти руководящих принципах, с помощью которых традиционные производители оборудования и техники могут разработать стратегию в области ПО

В октябре 2016 г. автомобилестроительная компания Ford наняла 400 сотруд- ников из фирмы по производству смартфонов BlackBerry, тем самым удвоив количество своих специалистов по сетевой интеграции, занимающихся раз- работкой программ и услуг для покупателей продукции Ford1.

Переход к «Индустрии 4.0» предусматривает активное использование под- ключаемого к интернету оборудования и датчиков, которые постоянно соби- рают данные и передают их на центральные серверы через Wi-Fi. В этих условиях даже производителям машин и оборудования необходимо модернизировать

 

1         Vito PIlieci. Ford, BlackBerry cap six months of secretive dealings with shift of Ottawa tech talent / https://ottawasun.com.

 

200                                                                                                       6. Что? Укрепление фундамента


свои изделия, делая их цифровыми. Другие отрасли, которые тоже когда-то были сугубо аналоговыми, такой переход уже совершили. Например, в сегодняшнем среднестатистическом автомобиле насчитывается больше строк программного кода, чем в ноутбуке MacBook от компании Apple. К 2012 г. у производителей смартфонов разработкой ПО занималось уже вдвое больше сотрудников, чем разработкой аппаратуры. А сегодня как минимум две трети всех производи- телей машин и оборудования предлагают своим клиентам, помимо техники, еще и программные решения.

Как же компаниям удается успешно перейти от аналоговых продуктов к цифровым? Как они находят нужное ПО для установки на выпускаемое ими оборудование? Им приходится приобретать новые навыки и кадры, внедрять но- вые организационные структуры и процессы. Переход к использованию встро- енного ПО состоит из десяти этапов, пять из которых связаны с разработкой соответствующей стратегии, а другие пять — с ее реализацией. Далее мы рас- смотрим каждый из них.

 

 

Разработка стратегии: особое внимание уделяется факторам, создающим стоимость

Компаниям, которые раньше специализировались на механической части оборудования, будет крайне сложно с ходу создать убедительную стратегию по установке ПО. Чего хотят клиенты? Сколько они готовы платить? Какие шаги предпринимают конкуренты? К сожалению, многим компаниям не хва- тает опыта, чтобы ответить на эти вопросы. Описанные ниже пять принци- пов могут помочь разработать по-настоящему эффективную стратегию в об- ласти ПО.

1. Нужно составить подробный план преобразований, вписывающийся в об- щекорпоративную стратегию. Программное обеспечение необходимо об- новлять и обслуживать гораздо чаще, чем обычные механические изделия, поэтому-то производителю и нужна собственная стратегия в области ПО. Такая стратегия должна описывать связанные с ПО характеристики, кото- рые в перспективе будут отличать выпускаемое компанией оборудование от продукции конкурентов, с указанием видов необходимых программных средств и сроков достижения поставленных целей. Прежде всего, однако, нужно провести исследование рынка, чтобы выяснить, с какими пробле- мами или недостатками сталкиваются потребители и какие из них можно устранить с помощью ПО.

Например, производитель компьютерной техники Intel разработал несколько цифровых помощников для своих высокопроизводительных ми- кропроцессоров, используемых в инструментах продвинутой аналитики.

 


 

6.4. Встроенное ПО: машины и оборудование становятся цифровыми


201


В ходе исследования рынка Intel выяснил, что пользователи, сталкиваясь с проблемами, нередко оказываются предоставлены сами себе и нужда- ются в поддержке. Стратегический план по разработке программных средств должен полностью соответствовать общекорпоративной страте- гии и предусмотренным ею количественным целевым показателям в от- ношении важнейших продуктов. И если одним из ключевых компонентов стратегии является имидж бренда, то для его поддержания следует исполь- зовать наиболее современное и мощное ПО. Компания Mercedes потратила значительные ресурсы на внедрение в выпускаемые ею автомобили раз- личных цифровых устройств — от развлекательных и навигационных си- стем до средств автономного вождения. Сегодняшние машины буквально напичканы всевозможными программами, и Mercedes, будучи премиаль- ным брендом, должен лидировать в этом аспекте так же, как и в том, что касается механической части.

2. В разработке стратегии должны участвовать руководители высшего звена. Как и в других проектах трансформации, описанных в этой книге, здесь действует все тот же принцип: без личного участия корпоративного руководства ничего не получится. Без того импульса, который могут при- дать преобразованиям только топ-менеджеры, мероприятия по трансфор- мации в большинстве случаев ограничиваются лишь небольшими проек- тами и практически никогда не удается полностью реализовать потенциал полномасштабного развертывания этих мероприятий в рамках всей орга- низации. И только топ-менеджеры способны принимать стратегические решения, необходимые при возникновении разногласий по поводу целей. Например, в тех случаях, когда нужно определиться, зачем компании раз- рабатывать собственное ПО — прежде всего для увеличения продаж обо- рудования или для получения дополнительных доходов за счет продажи программных средств?

3. Вместо попыток скопировать стратегию какого-нибудь стартапа сле- дует сделать ставку на сильные стороны компании. Большинству тра- диционных производителей не стоит вступать в прямую конкуренцию со стартапами, которые обладают такими преимуществами, как бы- строта, гибкость и специальные навыки. Вместо этого рекомендуется сосредоточить усилия на тех продуктах, в реализации которых этим про- изводителям могут пригодиться их сильные стороны: клиентская база, привлекательность бренда и отраслевые знания. Противостоять актив- ным новым игрокам можно даже путем создания альянсов с конкурен- тами для разработки более эффективного ПО. Например, автомобильные компании Audi, BMW и Daimler в качестве партнеров совместно исполь- зуют картографический сервис HERE, который они приобрели у произво- дителя телекоммуникационного оборудования Nokia. Платформа HERE

 

202                                                                                                       6. Что? Укрепление фундамента


предоставляет пользователям точные карты автомобильной категории, необходимые для автономного вождения. А поскольку этим сервисом пользуются и другие автопроизводители, тех поставщиков картографи- ческих услуг, которые не принадлежат к данной отрасли, удается дер- жать на расстоянии.

4. Стратегическая цель заключается в том, чтобы занять на рынке несо- крушимые позиции и обеспечить сетевой эффект. Это весьма смелая цель, но вполне достижимая. Многие компании стали в своей сфере практически незаменимыми потому, что они предлагают по-настоящему уникальные продукты или услуги. Например, фирма Siemens успешно разрабатывает оборудование и программы автоматизации для производственных линий, которые сегодня используют 14 из 15 крупнейших мировых автопроизво- дителей. В итоге общемировая рыночная доля Siemens в этой отрасли со- ставляет 80%. Те игроки, которые предлагают успешный продукт, могут привлекать к разработке приложений даже сторонних специалистов — ведь чем больше у изделия нужных приложений, тем выше его привле- кательность. Например, после запуска смартфона iPhone компания Apple создала собственный магазин приложений App Store, который приносит ей очень неплохой доход.

5. Нужно разработать стратегию ценообразования. Клиенты не доверяют бесплатным продуктам; предприятия их тоже не любят, потому что они не приносят дохода. Вот почему компании необходимо иметь прибыль- ную стратегию ценообразования. Один из вариантов — так называемая условно-бесплатная модель, при которой базовое ПО предоставляется пользователю бесплатно вместе с приобретенным устройством, зато улучшенная версия продукта с расширенным функционалом предлага- ется уже за дополнительную повышенную плату. Другой вариант предус- матривает оплату по мере использования — либо непосредственно за ПО, либо за весь пакет, включая оборудование. Наконец, третий вариант — это система подписки независимо от использования. В этом случае плата тоже может взиматься либо только за ПО, либо за оборудование вместе с программами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)