Промышленный сектор: роботы-сослуживцы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленный сектор: роботы-сослуживцы



Наряду с жилыми домами, офисами и магазинами в ближайшие годы все более

«умными» будут становиться промышленные здания, логистические центры, вокзалы и даже целые общественные зоны.

Роботы станут выполнять значительную часть операций на крупных складах, где товары будут помечаться датчиками, что избавит электронных

 

100                                                                                                  4. Что? Принятие необходимых мер


помощников от необходимости использовать определенную систему хранения или запоминать идентификаторы конкретных складских ячеек. Вместо этого товары можно будет размещать там, где удобно, — роботы всегда смогут без труда отыскать нужную упаковку с помощью датчика. Компания Amazon уже применяет такую технологию на своих складах, используя роботов Kiva. На фа- бриках произойдут аналогичные преобразования. В эпоху «Индустрии 4.0» ин- теллектуальные машины способны общаться и взаимодействовать друг с дру- гом, что позволяет не только оптимизировать производство, но и полностью автоматизировать обработку заказов и товаров.

Аэропорты и вокзалы превратятся в транспортные узлы, которые будут эффективно объединять в себе различные транспортные модели. Благодаря этому заказанные товары будут доставляться в пункт назначения безошибочно.

 

 

Государственный сектор: школы, вузы и административные органы

Практически в любой стране крупнейшим владельцем недвижимости является государство, которому принадлежат транспортные центры, школы, админи- стративные здания и прочие объекты. Интеллектуальное управление такими сооружениями в целом осуществляется так же, как жилыми домами и офис- ными зданиями, охватывая те же самые ключевые аспекты: микроклимат, энергопотребление и безопасность. Но у государственных зданий есть одна особенность: многие из них в определенные периоды — например, во время школьных каникул или в выходные — практически пустуют либо используются не в полную силу.

Сегодня активно ведутся исследования с целью сократить колоссаль- ные затраты на отопление и эксплуатацию зданий. Например, Массачусет- ский технологический институт совместно с Институтом Фраунгофера и ря- дом крупных компаний, таких как Ericsson, Philips и Volkswagen, работает над проектом Senseable City Laboratory («Лаборатория рационального город- ского хозяйства»). В одном из исследований рассматривается возможность индивидуального управления микроклиматом. Авторы называют такой под- ход «локальным потеплением». Идея заключается в том, чтобы обогревать или охлаждать только те помещения, в которых находятся люди. Система на основе определенных параметров отслеживает перемещение людей по зда- нию, и там, где кто-нибудь остановился, срабатывают быстродействующие инфракрасные обогреватели. Таким образом, для каждого сотрудника и по- сетителя создается как бы собственный микроклимат: тепловое облако со- провождает человека в разные помещения, обеспечивая повышенный ком- форт при значительно меньших затратах на отопление. «Умные» цифровые

 


 

4.5. Здания с сетевыми возможностями


101


решения появляются и в области дорожного хозяйства. Например, в Лос-Ан- джелесе компания Philips внедрила сетевую систему CityTouch, которая ин- теллектуально управляет уличным освещением. Благодаря ей город сумел со- кратить соответствующее потребление энергии более чем на 60%. Помимо прочего, осветительные столбы оборудованы регистраторами окружающего шума, которые помогают выявлять нарушения установленных норм и свое- временно на них реагировать1. Еще более впечатляющим потенциалом обла- дают «умные» уличные фонари: их опоры могут использоваться для развития общественной сети Wi-Fi и даже для зарядки электромобилей. Так от концеп- ции сетевых зданий можно плавно перейти к концепции «умного» города. Например, в Москве уже реализуется программа «Смарт-квартал», в рамках которого во всем пилотном квартале в районе Марьино устанавливаются ум- ные счетчики потребления ресурсов, умные домофоны, позволяющие откры- вать дверь без ключа и иметь доступ к домофону через смартфон, открытые для общественности камеры видеонаблюдения, системы интеллектуального управления освещением, сбора мусора с датчиками заполняемости и другие компоненты «умного» города.

 

 

Чей стандарт возобладает?

На рынке уже многие игроки предлагают индивидуальные решения для «ум- ных» зданий. В связи с этим, однако, возникают следующие важные вопросы: кто станет системным интегратором в данной сфере, кто разработает базовую платформу и кто установит стандарт, позволяющий согласовать разрозненные решения между собой и объединить их в удобной для пользователя форме? Кроме того, все компании, ориентированные на какой-либо конкретный сег- мент этого быстрорастущего рынка, задаются еще одним вопросом: в какой из формирующихся экосистем другие участники тоже добьются процветания? В принципе у каждого из игроков есть четыре варианта действий.

1. Можно найти партнеров и разработать с ними совместные стандарты, чтобы предлагаемые системы были совместимы и способны взаимодей- ствовать друг с другом.

2. Можно подключиться к экосистеме с открытым исходным кодом, в ко- торой предлагаются интерфейсы для интеграции самостоятельно разра- ботанных приложений, управляющих соответствующими устройствами.

 

 

 

1 http://images.philips.com/is/content/PhilipsConsumer/PDFDownloads/Global/ ODLI20161110_001-UPD-en_AA-Evolving-applications-with-Philips-Lighting-in- Los-Angeles.pdf

 

102                                                                                                  4. Что? Принятие необходимых мер


3. Можно создать обособленную систему в сегменте, который сам по себе способен обеспечить высокие доходы, и таким образом вообще обойтись без подключения к экосистеме.

4. Наиболее решительно настроенные игроки могут разработать собствен- ную платформу для экосистемы.

На сегодняшний день борьбу за вожделенное место в центре формирую- щихся экосистем ведут несколько конкурентов. Например, телекоммуникаци- онная компания Telefónica вышла в совершенно новый для нее сегмент рынка, разработав потребительскую платформу интернета вещей Geeny. На базе этой платформы пользователь может создать единый центр управления всеми сво- ими «умными» устройствами, обеспечивающий безопасность и конфиденци- альность. С помощью Geeny можно, например, проверить, не оставили ли вы плиту включенной, и если да, то выключить ее. Можно следить за тем, где на- ходится ваша собака, чем она занимается и как она спит. Можно узнать, что пожилому человеку понадобилась помощь. Все эти функции обеспечивает один и тот же программный интерфейс. Кроме того, Geeny позволяет компаниям создавать «умные» продукты на основе интернета вещей. В число ее партнеров входят производители аппаратуры, разработчики, проектировщики, постав- щики сетевых услуг и системные эксперты. Благодаря этому платформа помо- гает организациям разрабатывать приложения для интернета вещей не более чем за 100 дней1.

В США телекоммуникационный оператор Comcast приобрел платформу iControl, ставшую основой для его сервиса домашних систем Xfinity, а сейчас создает линейку совместимых с нею сетевых устройств. В том же направлении работает и фирма Vivint, еще более избирательно подходя к вопросам интегра- ции и делая ставку на собственную аппаратуру. Huawei развивает свою плат- форму Friendly Home, приглашая производителей датчиков интегрироваться с платформой, чтобы продавать их через операторов связи по всему миру.

С аналогичной целью запустила свой сервис HomeKit и компания Apple. К этой платформе могут подключаться разные производители техники со своим фирменным оборудованием. После подключения к сервису их изделиями можно управлять с любого устройства Apple, в том числе через цифрового помощ- ника Siri, которому можно отдавать команды типа «выключи свет в коридоре». С точки зрения бизнес-модели Apple, платформа HomeKit призвана не столько обеспечить новые источники доходов, сколько повысить потребительскую при- влекательность устройств Apple.

Поисковый гигант Google тоже работает над созданием единой плат- формы. В 2014 г. компания Google за 3,2 млрд долл. США приобрела стар- тап Nest, выпускающий бытовые отопительные и климатические системы

 

1    McKinsey; https://geeny.io/

 


 

4.5. Здания с сетевыми возможностями


103


с дистанционным управлением. А в 2016 г. на рынке появилась «умная» ко- лонка Google Home — правда, ее успех оказался довольно скромным. Основ- ной элемент этой системы, выполненный в виде большого динамика, может воспринимать и выполнять голосовые команды, связанные с управлением бытовой техникой. В отличие от своих конкурентов, Google только начинает масштабную интеграцию с другими поставщиками оборудования; вначале компания хочет упрочить позиции своей новой разработки и подтвердить эффективность виртуального помощника Google Assistant. С точки зрения бизнес-модели Google, «умный» дом рассматривается прежде всего как одна из основ информационной экосистемы.

Компания Amazon также разработала платформу для «умных» домов, кото- рая тоже предлагает использовать голосового помощника — приложение Alexa. Оно выполняет функции интерфейса не только при взаимодействии непосред- ственно с Amazon, но и при работе с некоторыми сторонними устройствами и сервисами. Конечная цель заключается в том, чтобы укрепить профильный бизнес Amazon, сделав созданный ею продукт основным информационным ка- налом в доме. Осваивают этот рынок и другие технологические компании. На- пример, Samsung приобрел и сейчас расширяет платформу SmartThings, стре- мясь к тому, чтобы она играла ключевую роль в оснащении «умных» домов. Помимо этого, компания запустила виртуального помощника Bixby, который должен составить конкуренцию аналогичным системам Amazon и Google.

Российские компании тоже не дремлют, пытаясь занять свое место на этом зарождающемся и перспективном рынке. В 2018 г. «Яндекс» выпустил на ры- нок мультимедийную платформу «Яндекс.Станция». С 2014 г. развивается про- дукт «умного» дома компании Rubetek, в 2017 г. свой «умный» дом под маркой Life Control вывел на рынок «МегаФон», аналогичное решение развивает «Рос- телеком». Наиболее востребованные на российском рынке решения связаны в первую очередь с обеспечением безопасности дома. Хорошей иллюстрацией этого является развитие систем «умного» дома на базе охранных систем ком- пании «Гольфстрим». Тем не менее, с точки зрения скорости проникновения технологий «умных» домов, Россия скорее движется с отставанием от развитых стран — этому способствует и значительно бо́льшая цена устройств и решений относительно покупательной способности населения, и меньшая цена потре- бляемых ресурсов, и ряд регуляторных, организационных и рыночных слож- ностей, мешающих повышать эффективность в ЖКХ.

Предпринимаются и попытки освоить корпоративный сегмент. Например, консорциум mozaiq, созданный компаниями ABB, Cisco и Bosch, разрабатывает стандартную платформу для «умных» зданий. Эта открытая программная плат- форма призвана объединить все «умные» устройства в доме будущего таким образом, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом простым и удоб- ным для пользователя способом.

 

104                                                                                                  4. Что? Принятие необходимых мер


Вместе с тем никто из всех этих конкурентов пока не сумел завоевать сколь-нибудь значительную долю рынка, и никакого общего стандарта до сих пор не существует. Это приводит в замешательство строительные компании, которые занимаются интеграцией бытовых устройств, обладающих сетевыми возможностями. «Умные» системы безопасности, отопления и освещения, уста- новленные в домах, не способны взаимодействовать между собой, поэтому по- требителям приходится довольствоваться разрозненными технологическими решениями. Нехватка квалифицированных специалистов также замедляет про- гресс в этом направлении. Сегодняшний среднестатистический электрик или монтажник отопительного оборудования в большинстве случаев пока не об- ладает навыками, необходимыми для установки «умной» системы. Есть и еще один фактор, который тормозит развитие этого сегмента, — наличие здравого смысла у потребителей. В настоящее время экономия, достигнутая за счет ин- теллектуального управления энергопотреблением в сетевых зданиях, по-преж- нему нивелируется затратами на электроэнергию для многочисленных датчи- ков и регуляторов. До тех пор пока эта ситуация не изменится, «умные» здания будут оставаться экономически невыгодными. Однако появление множества стартапов, упорно стремящихся оставить свой след в этом сегменте, свидетель- ствует о том, что потенциал у него все же есть. В частности, развитию рынка способствуют такие компании, как Sensibo, Netatmo, LIFX, ecobee и ряд других. Сегодня вход на рынок «умных» зданий широко открыт. Перед нами мо- лодая отрасль, сегменты которой, ранее изолированные друг от друга, сейчас развиваются вместе. Они формируют новые экосистемы, способные к актив- ному росту, и определяют новое качество жизни внутри и вне дома. Это раз- витие происходит пока хаотично, но ведь и началось оно едва ли не с нуля. А такие факторы, как обеспечение совместимости устройств и использование интеллектуальных систем, способны значительно ускорить продвижение к той

эпохе, когда все здания станут действительно «умными».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.011 с.)