Кто создаст централизованную, открытую инновационную платформу? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто создаст централизованную, открытую инновационную платформу?



Для развития цифрового здравоохранения необходима открытая инновацион- ная платформа, обладающая доступом к стандартизированным биллинговым данным операторов медицинского страхования и предоставляющая эти сведе- ния партнерам в области цифрового развития. Теоретически именно такие сер- тифицированные сторонние поставщики и будут внедрять инновации в системе здравоохранения, ускоряя инновационные процессы. Об этом, в частности, сви- детельствует опыт множества проектов, связанных с открытыми данными и за- пущенных Центрами координации программ Medicare и Medicaid (Centers for Medicare & Medicaid Services, CMS) в США. В применении к российским усло- виям ключевым центром для потенциальных партнеров в области цифрового развития может стать ФОМС. Чтобы получить доступ к медицинским данным

 

4.4 Цифровое здравоохранение: важнейшие инновации в сфере здравоохранения...                                                                            91


пациентов, сторонние поставщики, в свою очередь, должны открыть на плат- форме доступ к собственной информации — не только для того, чтобы исклю- чить зависимость со стороны пользователей, но и для того, чтобы выяснять, обеспечивает ли каждое из применяемых цифровых решений ощутимое улуч- шение результатов. А поскольку указанные выше данные конфиденциальны, какой-нибудь авторитетный государственный орган — такой как Министер- ство здравоохранения — должен принять меры, препятствующие несанкциони- рованному доступу к подобным сведениям. Для этого нужно создать мощную систему управления идентификацией, доступом и предоставлением данных.

В числе первых осваивать технологии цифровой медицины начала Нацио- нальная служба здравоохранения Великобритании (National Health Service, NHS). На сегодняшний день, преодолев определенные сложности, она добилась того, что на цифровизацию выделено 4,7 млрд фунтов стерлингов. Конечная цель — сокра- тить общие затраты на здравоохранение на 8–11%. Британцы стремятся повысить производительность за счет оптимизации деятельности больниц и врачей общей практики. Для этого расширяется предложение таких услуг, как запись на прием и проведение медицинских консультаций через интернет или напоминание па- циенту о необходимости принять лекарство. Ведется необходимая работа и с по- требителями. В частности, NHS пропагандирует использование цифровых вспо- могательных средств, таких как шагомеры и фитнес-приложения, помогающие сохранять здоровье, снижать медицинские риски и отказываться от курения, а также приложения типа mySugr, помогающие контролировать диабет.

Очевидно, британцы поняли, что если система здравоохранения не соз- даст централизованную платформу самостоятельно, то за нее это сделают дру- гие. Однако способны на это только очень устойчивые и очень богатые игроки, то есть опять же технологические компании с большими деньгами, такие как Apple и Google.

Кстати, Apple уже решает эту задачу с помощью сразу двух платформ — ResearchKit и CareKit. На базе платформы ResearchKit врачи и ученые могут разрабатывать приложения с открытым исходным кодом. В дальнейшем до- бровольцы загружают это аналитическое ПО на свои iPhone, позволяя собирать данные для медицинских исследований (в том числе — в допустимых случаях — с помощью других медицинских приложений, установленных на смартфоне). Компания Apple надеется, что благодаря такому подходу созданный ею iPhone станет инструментом для проведения клинических исследований. Платформа ResearchKit позволяет изучать различные заболевания, такие как астма, рак молочной железы и болезнь Паркинсона. В проекте участвуют ведущие уни- верситеты и научно-исследовательские институты США.

А вот платформа CareKit ориентирована на самих пациентов. Она не только помогает им контролировать свое состояние, но и дает возможность сообщать основные физиологические показатели лечащему врачу. В начале 2016 г. фирма

 

92                                                                                                    4. Что? Принятие необходимых мер


Apple запустила четыре самостоятельно разработанных ею модуля. Приложе- ние Care Card напоминает пользователям, что пришло время принять лекарство или заняться физкультурой. Приложение Insight Dashboard фиксирует опре- деленные симптомы и соотносит их с выполнением рекомендаций из модуля Care Card. Еще одно приложение отслеживает психологическое состояние паци- ента. Наконец, модуль Connect передает необходимую информацию лечащему врачу или родственнику. Сама компания Apple не имеет доступа к персональ- ным данным, гарантируя их защиту и соблюдая право на неприкосновенность частной жизни. Платформа CareKit тоже базируется на концепции открытого исходного кода: партнерам предлагается разрабатывать на ней приложения, расширяющие спектр предоставляемых услуг. При этом в 2016 г. Apple приоб- рела еще и платформу Gliimpse, с помощью которой пользователи могут соби- рать и передавать другим лицам свои медицинские данные. Теперь со всеми этими инструментами Apple вполне способна стать основным поставщиком приложений, позволяющих пациентам более целенаправленно влиять на вра- чебные решения и корректировать их.

Разумеется, традиционные участники сектора медицинских технологий тоже стремятся разрабатывать собственные платформы, чтобы занять централь- ное место в новой экосистеме здравоохранения. Например, компания Philips объ- единяет различные сегменты бизнеса в рамках подразделения Philips Healthcare с широчайшим ассортиментом продукции — от зубных щеток до магнитно-резо- нансных томографов. При этом, помимо оборудования, она разрабатывает еще и программное обеспечение, предназначенное для управления целыми больни- цами. Компания General Electric использует платформу Health Cloud, которая не только занимается продажей серверных мощностей, но и предлагает в аренду ПО для системы здравоохранения — в рамках модели «программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS). Фирма IBM приобрела таких игроков, как Truven, Explorys и Phytel, которые за годы работы собрали огромные объемы медицинских данных, и теперь на основе этого информационного массива IBM создает продукты для сферы здравоохранения. Компания Microsoft запустила об- лачную медицинскую платформу, сопряженную с ее собственной системой ис- кусственного интеллекта Cortana, и оптимизировала ее для разработки решений в области цифровой медицины. Наконец, Siemens Healthineers реализует четкую стратегию цифровизации на базе облачной платформы приложений teamplay, которые используются во многих медицинских учреждениях.

 

 

Диагностическое техобслуживание — людям!

Итак, игроки сектора цифрового здравоохранения все еще ищут свое место под солнцем, однако общая концепция в целом ясна. В США первопроходцы

 

4.4. Цифровое здравоохранение: важнейшие инновации в сфере здравоохранения...                                                                            93


постепенно осваивают сферу охраны здоровья населения. Их цель во многом перекликается с теми результатами, которых с помощью цифровизации уже достигли производители оборудования. Речь идет о диагностическом техни- ческом обслуживании, когда деталь ремонтируется еще до того, как она вый- дет из строя. Применительно к людям такой подход приобретает следующую форму: добровольцы отправляют данные о своем состоянии, собранные с по- мощью приложений для здоровья и фитнеса, в некую центральную систему, которая затем их анализирует. Если обнаруживаются тревожные отклонения от нормы — например, если пользователь набирает лишний вес на фоне роста артериального давления, — то программа реагирует на это, рекомендуя паци- енту определенный комплекс упражнений и план питания. Все это делается че- рез приложение, которое также фиксирует результаты и сигнализирует пользо- вателю, если он что-то пропустил. Специально разработанная программа даже включает в себя голосового помощника с искусственным интеллектом, кото- рый выступает в роли личного медицинского консультанта и может отвечать на вопросы. Благодаря такому профилактическому обслуживанию здоровье пользователя удается улучшить еще до того, как он действительно заболевает. Сегодня вопрос уже не столько в том, будем ли мы в принципе пользоваться услугами цифровой медицины, сколько в том, когда именно это произойдет, кто станет эти услуги предоставлять и кто — их регулировать. Существующие организации сектора здравоохранения, например крупные медицинские стра- ховые компании в США и британская NHS, по-прежнему имеют неоценимое преимущество перед Google и Apple, обладая доступом к стандартизирован- ным и подробным сведениям о пациентах. Однако сохранить это преимущество смогут только те системы здравоохранения, которые открыты для инноваций и готовы сами их создавать. Пространство, в котором следует это делать, уже сформировано, так что ждать у моря погоды не стоит. Иначе, как и в других от- раслях, традиционные игроки могут и не попасть в число цифровых лидеров.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.)