Оценка экономических потерь от коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка экономических потерь от коррупции



Говоря о коррупции как о общественно-вредном явлении необходимо

отметить также, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества. Поэтому одной из важнейших задач, способствующих познанию коррупции, ее освещению и преодолению, является определение масштаба ущерба, наносимого обществу этим негативным явлением. В этих целях каждое государство наряду с принятием мер по противодействию коррупции уточняют не только формы и методы осуществления коррупционных проявлений, но и возможный ущерб, приносимый от таких действий. Учеными Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%. Если применить эту оценку к сумме собранных в России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждению правительства, 65% от запланированного бюджета), то 20% составят 49 триллионов (неденоминированных) рублей. Это больше, чем все запланированные в 1997 г. бюджетные расходы на науку, образование, здравоохранение, культуру и искусство. Было подсчитано, например, что в Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%. Приведем в пример дело одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, минимальная оценка которых составила 2,25 млн. долл. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 млн. долл., то есть почти стократно превысил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественных примерах в том, что это соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и более существенным. Следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник «верхушечной» коррупции – государственные заказы и закупки. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по данным статьям. По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко составляют до 20% от суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Фракфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 млрд. марок, в частности, путем завышения на 30% реальной рыночной себестоимости работ.

Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда в стране увеличиваются потери из- за экономически слабых коррумпированных проектов, то эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.

К огромному ущербу приводят общество и государство коррупционные схемы, в которых участвуют чиновники высших эшелонов власти. Это происходит в связи с тем, что принимаемые решения, а за ним и действия носят латентный характер, круг лиц, участвующих в таких операциях весьма ограничен, а правоохранительные органы, как правило, не имеют доступа к таким материалам либо бывают вынуждены воспринимать такие действия как правомерные. Так, созданные коррупционные схемы в финансово-банковской сфере родственниками президента Киргизии Бакиева, позволяли беспрепятственно вывозить денежные средства за границу. По заявлению вице-премьера революционного правительства Киргизии Бекназарова «только за 6 апреля 2010 года из банка АзияУниверсалБанк было вывезено за границу 200 миллионов долларов США. После бегства семьи Бакиева из страны в казне осталось 77 миллионов долларов».

К приведенным примерам можно добавить оценки российских правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой!) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

Теперь обратимся к «низовой» коррупции. По некоторым оценкам, общая сумма взяток, выплачиваемая мелкими предпринимателями, эквивалентна 3% от ВВП. По подсчетам экспертов российской общественной организации «Технологии – XXI век», мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 млн. долл. в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 млрд. долл. (следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей «крышам»).

Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятий и тому подобное) расходы существенно выше. «Вход в бизнес» требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг. Добавим к этому слабоизученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (пример – предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.

Таким образом, суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 млрд. долл. в год. Эти данные приведены не для того, чтобы кого-либо удивить или напугать, а чтобы показать, насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

В тоже время некоторые ученые и специалисты считают, что коррупция играет и свою положительную роль в обществе. Такими факторами следует считать следующие обстоятельства:

– получение личной выгоды стимулирует чиновника к принятию определенного решения, способствует к эффективной деятельности;

– коррупция позволяет выявлять несовершенство формальной системы, законодательства и определить пути устранения выявленных недостатков.

С практической точки зрения коррупция – это иная оплата услуг, отражающая интересы их потребителя и чиновника. При этом государственные интересы рассматриваются как альтернативный вариант при отсутствии четкого механизма нормативно-правового регулирования и контроль за его исполнением.

 

Вопрос № 3. Источники права, регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции.

9 декабря Международный день борьбы с коррупцией, который мы отмечаем ежегодно с 2004 года. Он провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года). В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Россия ее подписала 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 9 мая 2006 года.

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

       В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, коррупция названа одним из основных источников угроз национальной безопасности России в сфере государственной и общественной безопасности. Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственной деятельности являются одними из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочный период. Консолидация усилий общества и государства, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В мае 2006 г. в своем послании Президент России признал коррупцию одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны. 12 декабря 2012 года Президент России В.В. Путин в своем послании подтвердил, что власть в России продолжит наступление, на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития и выдвинул ряд предложений, которые нашли сове отражения в нормативных правовых актах федеральных органов власти.

Особое внимание политического руководства страны к проблемам коррупции не удивительно. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, для эффективной борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России - один из основных антифакторов привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается как на внешнем имидже, так и на инвестиционном рейтинге России. Глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов на встрече Президента РФ Путина В.В. с правозащитниками 15 октября 2014 года поднял тему коррупции. По его мнению, коррупция в условиях санкций становится непосильным бременим для экономики. «Коррупция нарушает систему управления, и мы фиксируем с экспертами, что система управления, как на государственном уровне, так и на муниципальном и региональном уровнях начинает разрушаться. Игнорируются прямые указания и распоряжения Президента, законов РФ, которые направлены, в том числе и на противодействие коррупции», указал в своем выступлении Кирилл Кабанов. Перечень отрицательных последствий коррупции велик. В этой связи эффективная борьба с коррупцией неизбежно влечет за собой коренные изменения не только в государстве, но и в социуме в целом. Одновременно действенная борьба с коррупцией предполагает достижение целого ряда объединенных в единую систему целей.

В 2006 году в Российской Федерации были ратифицированы такие важные международные договора как: Конвенция ООН против коррупции, 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, 1999 года. Тем самым была заложена международно-правовая основа противодействия коррупции.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, меры предпринимаемы в России в связи с противодействием коррупции должны соответствовать ее международным обязательствам.

Понятие коррупция раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того в законе приведено определение понятия – противодействие коррупции.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Приведем некоторые из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.016 с.)