Причины возникновения и развития коррупции в органах власти и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения и развития коррупции в органах власти и управления



Многие отечественные и зарубежные ученые, специалисты считают, что одним из катализаторов политического брожения является коррупция, которая в период модернизации и реформирования общества и государства является благоприятным для расширения своих возможностей. К тому же переход от тоталитарного к демократическому режиму предусматривают отход от закрытости и не подконтрольности власти к открытости своей деятельности, а продолжающийся процесс децентрализации экономики также способствуют процветанию коррупции. Размах коррупционных процессов в России также наблюдается в результате насаждения новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги становятся мерилом и эквивалентом жизненного благополучия. С практической точки зрения объектом становится в различных видах собственность, извлекаемая самым разнообразным способом, используя при этом не только не совершенство законодательства, но и прямое его нарушение. Особенно это широко используется в период приватизации. Поэтому в современных российских условиях содержание понятия коррупционная выгода является экономическим по содержанию, но криминальным, по сути.

Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

1. Недостатки правового регулирования.

Наличие в законах и подзаконных правовых актах недостатков, создающих предпосылки для различных коррупционных злоупотреблений.

Отсутствие в законодательных актах регулирований прямого действия позволяет чиновникам трактовать закон в свою пользу на основании внутриведомственных распорядительных актов или принимать произвольные решения. К таким признакам коррупционности нормативных актов можно отнести множество диспозиций правовых норм, широкие возможности ведомственного нормотворчества, отсутствие детализированных запретов и ограничений для государственных и муниципальных служащих в реализации ими своих полномочий, контроля, в том числе, общественного за деятельностью органов власти. Важным в этом плане может быть, когда принимаются нормативные акты в интересах определенной социальной группы. Это дает возможность определенной группы лиц или структуре влиять на государственные ведомства. Так, 16.12. 20005г. в первом чтении был принят Госдумой закон об обязательном страховании всех предприятий, на которых эксплуатируются так называемые опасные объекты (предприятия нефте-, газо-, угольно перерабатывающей промышленности и прочие).

Проект обязывает покупать страховку на сумму от 14,8 млн. руб. до 1,7 млрд. руб. в зависимости от опасности объекта. Расплывчатость формулировки «оценка состояния готовности объекта к предупреждению, ликвидации ЧС». Как считают в комиссии Госдумы по противодействию коррупции, что это прямое приглашение к коррупции. Тарифы на этот вид страхования должен устанавливать закон, а не Правительство.

Несовершенство законодательства, то есть отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов, хотя за последнее время по инициативе Президента страны принимаются активно необходимые меры по выявлению и предупреждению коррупционных действий, как в сфере государственной службы, так и органах управления, является наиболее важным условием возникновения и развития коррупции в любом обществе.

В частности, в «Национальном плане противодействия коррупции» в разделе мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции предусматриваются следующие действия:

а) профилактика коррупции, включающая в себя:

– специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

– развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

– совершенствование антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов;

– возложение обязанностей на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных нарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.

б) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

– совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

– разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;

– сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

– введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

– обеспечение оправданной и равной для всех доступности правосудия и повышения оперативности рассмотрения дел в суде;

– развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

в) внесение в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов и внесение вьзаконодательные акты Российской Федерации изменений в целях:

– установление административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным проявлениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания, отнесение административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;

– уточнение требований к судьям, лицам, претендующим на замещение вакантных должностей судей, членам Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатам законодательных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю, аудиторам Счетной палаты и служащим Центрального Банка Российской Федерации;

– возложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

– установление запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах Федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношение которых прекращено по нереабилитирующим основаниям либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;

– законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

– установление в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;

– создания возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными, муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

– обеспечение прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей дикции.

2. Слабость верховной государственной власти, заключающаяся в отсутствии не только социального, но и политического согласия в обществе и государстве. В стране постоянно возникают противоречия между исполнительной и законодательной властями, между федеральным центром и регионами, что ставит под угрозу процесс становления новой российской государственности.

Рост преступности и других негативных процессов говорит о дезорганизованности работы правоохранительных органов. После первоначальной дезориентации они быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы «новых русских» и используя свои возможности в собственных корыстных интересах.

3. Отсутствие национальной стратегии развития и политики «минимизации» государства. С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология «минимизации государства», исповедываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств).

4. «Раскрепощение» бюрократии. После полного устранения идеологической номенклатуры в 1991-1992 гг. наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры «беспредела».

По мнению некоторых политических деятелей, в частности С. Глазьева, главной причиной коррупции – это тотальная безответственность исполнительной власти. В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом – без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет, так как отсутствует ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед законом и обществом.

Главные причины здесь две.

Первая – изъяны Конституции России, которые вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти.

Вторая – это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с поличным на получении взятки, доказать совершение им коррупционных преступлений практически невозможно. Это стало возможным потому, что принятым 25 декабря 2008 года Федеральным законом «О противодействии коррупции» как коррупционные определено, только пять статей Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. В то время как Конвенция Совета Европы «об уголовной ответственности за коррупцию», принятая в Страсбурге 27 января 1999 года дает более широкий спектр составов уголовных преступлений за коррупцию, В том числе отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, предусматривается и соучастие. А принятый Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 15 ноября 2003 года модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» к коррупционным преступлениям относит 26 составов уголовных преступлений, из числа которых девять рассматриваются в форме подкупа.

Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась, но в тот период был партийный и народный контроль, И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами. Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президентского. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений. Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Однако люди, которые оперируют значительными суммами, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в получении взяток.

5. Мощный слой чиновничества, заинтересованный в закреплении и сохранении такой ситуации, в результате которой происходит их обогащение за счет выполнения государственных функций. Коррупция проникает во все сферы государственного управления в экономике, и прежде всего, в системе приватизация государственной собственности; распределение бюджетных средств; предоставление льгот и преференций (в том числе по экспорту и импорту, налогам, лицензированию и т.д.); получение кредитов и субсидий.

Распространению коррупции способствует мнение, что коррупция есть естественная норма поведения чиновников в период перехода к рыночным отношениям. Кроме того, правонарушения со стороны чиновничьего аппарата обычно связаны с управленческой деятельностью, которая, несмотря на провозглашение открытости, остается в значительной степени конфиденциальной. Также следует учитывать, что в период социальной трансформации коррупция может превратиться в прямую угрозу национальной безопасности и перспективам развития государства. Общемировая тенденция в этом вопросе весьма тревожна. Имеющиеся оценки дают основание предположить, что ущерб от коррупции достиг в мире 500 млрд. дол США, т.е. 1% мирового ВВП.15 По данным Европейского банка реконструкции и развития средние затраты на взятки для фирм, оперирующих в России достигают 4-8% годового дохода.

6. Экономический упадок и политическая нестабильность. Постоянно осознаваемый политический и экономический риск, связанный с инфляцией, отсутствием четких регулятивных механизмов, формирует определенный тип экономического поведения, рассчитанный на кротчайшую перспективу.

Политическая нестабильность вызывает чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня, что создают дополнительные возможности совершения коррупционных действий.

7. Низкая эффективность правоохранительной системы по противодействию коррупции в органах государственной власти и управления.

Этому способствуют следующие обстоятельства:

– в совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Практически обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;

– преступные коррупционные действия совершаются с использованием высокоинтеллектуальными способами и наличием современных методов защиты от разоблачения;

– лицам, относящимся к сфере органов власти и управления, имеется больше возможностей избежать реальной уголовной ответственности, чем остальным гражданам. В России Закон «О противодействии коррупции» принят лишь 25 декабря 2008 г.

8. Слабость и неразвитость гражданского общества государства, происходит все более заметный отрыв общества, его институтов от власти, отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций.

Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально- экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, – все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

Деградация общественного сознания и морали. Широкомасштабному распространению коррупции в России в немалой степени способствует нравственное разложение общества, которое сопровождается проявлением в социально-экономической, политической сферах низменных чувств. В отсутствии полноценной воспитательной работы с гражданами мерилом человеческих ценностей все чаще становятся неважно каким путем приобретенное богатство, а главное принципом жизни – обогащение любыми средствами.

Проникновению коррупции во все сферы жизнедеятельности способствует пропаганда средствами массовой информации насилия и бездуховности, пренебрежительного отношения к нравственным принципам и традиционным российским ценностям. Таким, как бескорыстное служение Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и коллективизму. Образцами для подражания предлагаются личности, не обремененные нормами морали и духовными ценностями, презирающие слабых, культивирующие культ насилия, порой пренебрежительное отношение к своей стране, интересам окружающих.

Пока в сфере воспитания, пропаганде ценностных ориентиров не произойдет кардинальных изменений, борьба с коррупцией будет бесперспективной. Поскольку останется неизменным тот нравственный фундамент, на котором базируется и развивается терпимое отношение к ней со стороны общества.

Проводимые социологические исследования относительно причин коррупции показали, что мнения населения и чиновников расходятся.Население в целом акцентирует внимание на моральных основаниях этогоявления примерно в такой же мере, как и на институциональных. Представители бюрократии в первую очередь – на институциональных.

Так, среди населения 33,3% указывают на неэффективность государства и несовершенство законов и почти столько же, 29,5%, – на жадность и аморальность отечественных чиновников. Реже россияне главной причиной коррупции считают сращивание интересов бюрократии и крупного бизнеса (23,8%) и еще менее – низкий уровень правовой культуры и слабое уважение к закону большинства своих сограждан (13,4%).

Среди чиновников относительное большинство, 41,6%, делают акцент на неэффективности, несовершенстве самой системы – государства и законов. От 20,2 до 26,1% госслужащих в качестве основных причин коррупции отмечают общность интересов чиновничества и крупного бизнеса и слабо развитую правовую культуру большинства россиян. Реже всего эта группа опрошенных видит причины в жадности и аморальности отечественных чиновников (12,1%).

Таким образом, причины возникновения и развития коррупции кроятся в результате недоработки государственной системы, которая в недостаточной степени отрегулировала функциональную деятельность государственных органов власти, управления, что создает условия для чиновника произвольно толковать и использовать по своему усмотрению имеющиеся возможности. Развиваясь в сфере управления, а точнее в сфере функциональных отношений должностных лиц, коррупция дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц, представляя инициативу разрешенным законодательством действиям этих

2. Формы и виды проявления коррупции

Содержание любого явления выражается в формах его проявления. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, ее сущности формы проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения. Это позволит получить наиболее полное представление о коррупции в среде государственных служащих и органах управления.

Однако для более предметного представления форм проявления коррупции следует ее представить в виде формулы, которая вместе с раскрытием ее сущности дает возможность определить и формы проявления.

Одним из первых это сделал американский профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»:

К = М + П - О, где К – коррупция, М – власть монополий, П – произвольность решений, О – ответственность. Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия. По этим составляющим коррупцию можно выстраивать формы коррупционных проявлений.

С учетом составляющих элементов этой формулы ряд российских ученых выделяют следующие характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство, сети взаимных обязательств и «экономика обязательств».

1. Рынок бюрократических услуг. Данная форма коррупции проявляться в виде:

– вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты.

Это осуществляется в виде консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции. Оказание государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания», поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

– служебное мошенничества и другие формы хищения;

– получение «комиссионных» за размещение государственных заказов;

– латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

– устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

– усложненность бюрократических процедур.

В этом плане созданию коррупционных условий способствует бюрократия, которая, развиваясь в сфере социального управления, вырабатывает способы специализации управленческого труда, формируя соответствующие специфические интересы и ценности. Это вырабатывало определенный тип личности, ориентированный на соблюдение принятых в бюрократической среде норм и правил, создавая вид внешнего благополучия, исполнительности и целесообразности. При таком подходе бюрократические органы власти видят свою задачу действовать не с пользой для дела в указанных для нее пределах, а выполнять указания, предъявленные свыше, то есть соблюдать формальности, по которым и оценивается сама деятельность управленца и его отношение к исполнению своих служебных обязанностей. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что с одной стороны государство нуждается в огромном административном аппарате для проведения в жизнь своих интересов, с другой – рост самостоятельности и значения бюрократии ведет к потере управляемости, угрожающей стабильности и даже существованию всей системы. Одновременно как государство создает и стимулирует различные административные структуры с целью реализации своих интересов, бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт.

2. Чиновник на содержании других организаций. Среди данных нарушений в современный период можно выделить:

– многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в негосударственных коммерческих организациях;

– оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Практически сюда можно отнести различные виды «крышевание» (рынки, отдельные фирмы, конкретных предпринимателей и др.);

– использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным являются использование для разборок между коммерческими организациями силовые структуры. Так, сегодня криминальный захват предприятий, получивший название «рейдерство», превратился как бы в узаконенный властями бандитизм, но с формулировкой «спор хозяйствующих субъектов». При этом используются и оружие и другие средства физического воздействия (25. 09. 05. при захвате заводоуправления ОАО «Привод» рейдорской кампанией «Русэлпром» в г. Лысьва, Пермской обл. получил огнестрельное ранение в живот один из сотрудников этого предприятия. Подобным образом происходили захваты предприятий: летом 2005 г. карельского завода ДСП (Правда.ру. 28.07.05), 24.04.04г. в г. Кропоткин, Краснодарский край ЗАО «Маслоэкстракционный завод Кропоткинский», 11.09.05г. Фгуп «Производственный и НИИ по инженерным изысканиям в строительстве» был избит руководитель. Власти не препятствуют в отдельных случаях, а способствуют таким проявлениям.

Примером этому может служить деятельность самарской группы РБЕ во главе с бизнесменом Шокиным, которая смогла приобрести объекты Минобороны – ЦСК ВВС, военный санаторий «Волга», самарский загородный парк и 238 объектов муниципальной собственности. Это удалось осуществить, потому что указанному предпринимателю способствовали прокурор области и мэр города18. В 2006 году в С-Петербурге была ликвидирована рейдерская группа тамбовской ОПС. По делу проходят 27 человек, в том числе и чиновники из налоговых служб, милиции. Рейдеров арестовали при попытке захвата местного нефтяного терминала компании, которая стоит 600 млн. дл.

– доведение информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур. Например, проверка рынков на предмет выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

– установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника.

3. Чиновничье предпринимательство:

– учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретение этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования – получение контрольного пакета акций);

– неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

– лоббирование прохождение, принятие соответствующих контрактов, программ, тем, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проявляется при проведении конкурсов;

– размещение заказов на определенной фирме;

– к данной форме коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет.

Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли;

Там же.

– монополия ведомств на предоставление услуг;

– взыскивание обязательных платежей или налагая штрафы за нарушения действующих норм.

В новых условиях и прежде всего с изменением самой обстановки в социально-экономической, политико-правовой сферах деятельности, наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. К ним относятся такие действия, как криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза стратегического сырья за рубеж и многое другое очень трудно идентифицируемы и доказуемы.

4. Система взаимных обязательств и «экономика взаимных обязательств».

Принятие должностным лицом решения, из которого извлекает выгоду вторая сторона, а лицо получает вознаграждение при обоюдном согласии. Характерным примером может служить получение заказов, минуя конкурсные процедуры. Также к системе взаимных обязательств можно отнести использование власти для незаконного получения материальных благ целой группой должностных лиц, коллективно извлекающих выгоду из нарушения законов и норм. В частности, сюда можно отнести организованное вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, -обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Подобные коррупционные схемы, составляя как бы своеобразный рынок коррупционных услуг, используются и на других участках деятельности, где непосредственные руководители являются как бы координаторами подобных коррупционных отношений. В этом случае распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

Обращаясь к формам проявления коррупции в системе государственной службы и органах управления, необходимо отметить, что к ним относятся различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющие функции государственного управления во всех сферах деятельности. Приведенный перечень причин, форм проявления коррупции в системе государственной службы являются наиболее встречающимися в современный период. В связи с этим для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы и управления необходимо принимать соответствующие не только законодательные, но и организационные меры.

Последствия коррупции в системе государственных институтов

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любогогосударства стала для России в начале третьего тысячелетия основнымпрепятствием для политического, экономического и духовного возрождения,

превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его

взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в

справедливость. Нельзя не отметить, что в последний период на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах

жизнедеятельности, которая снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. Как показывает анализ имевших место распространения коррупционных проявлений, в последние годы факты коррупции становятся практически открытыми, но ее противоправная деятельность длительное время становилась не подконтрольной обществу и почти «неведомой» правосудию. Становясь нормой поведения, коррупция становится как бы структурным элементом в деятельности чиновников в системе органов государственной власти и управления. Этому способствует значимая взаимосвязь между расширением присутствия государства в экономической, социальной и других сферах деятельности. Также связано это еще с тем, что коррупционные проявления возникают и развиваются в конкретной среде, где формируется спрос на определенные права, позволяющие индивидуумам или социальным группам получать соответствующие преимущества. Подобные факторы способствуют формированию и развитию коррупционного климата в государственной системе и отдельных социальных структурах общества.

Став составной частью экономических и социальных институтов, коррупция воздействует как на сложившиеся институты, так и на возможность и скорость их изменений. Под институтом понимается система принятых в обществе норм и правил, обеспечивающих функционирование экономики и государства.

Практически все исследователи рассматривают коррупцию с негативной стороны любого общества, которая отрицательно влияет не только на социально-экономическое развитие страны, но и ее демократические основы.

Уровень коррупции может быть вызван в качестве фактора риска развития социально-экономических институтов. К тому же коррупция в органах государственной власти и управления является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества.

Говоря о коррупции как об источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что коррупция ее масштабы, специфические проявления являются следствием происходящих изменений в обществе, государстве. Поэтому опасность коррупции в современных условиях заключается в том, что она распространяется на различные направления социально-экономической деятельности:

Институционально-правовое (достаточность законодательных и других нормативных актов, методов противодействия коррупции). Коррупция, являясь, несомненно, отрицательным социальным явлением нашла свое отражение и в правовой системе государства. Правовые нормы призваны урегулировать собой общественные отношения, характеризующиеся как коррупционные, отличительной чертой которых является их большое общественное значение, вред причиняемые нормальному функционированию общества и государства в целом.

Коррупция, представляя собой чрезвычайно многоплановое явление, однако наибольшую опасность она представляет в сфере институционально- правового регулирования. В этом плане следует также отметить, что любое общество стремится жить по определенным правилам. Эти правила реализуются через существующие законы и нормы морали. Для гражданина важно понять, как в его обществе соотносятся между собою мораль и закон.

В цивилизованном государстве законным считается все, что оформлено в соответствии с юридическими нормами. Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную сферу. Особенно опасна коррупция в правоохранительных органах, спецслужбах, прокуратуре, судебной системе, поскольку она подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан. Учитывая, что основные источники коррупции многообразны, то непосредственное отношение к ним имеют государственные служащие разных уровней и рангов, а в условиях беспрецедентной бесконтрольности используют их для достижения своих личных и групповых целей.

Первый и самый безграничный – государственные финансовые и товарные потоки. Они существуют между всеми сферами жизни и деятельности общества и государства.

Второй источник – средства граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Оба эти источника регулируются всеми отраслями права (административного, бюджетного, банковского, таможенного и т.д.) и большинством законов. Поэтому правовые проблемы предупреждения коррупции, контроля над ней и борьбы с ней не могут быть решены только несколькими статьями Уголовного Кодекса и Положениями основ государственной службы. При этом необходимо иметь в виду, что ряд законов и нормативных актов прямо или косвенно допускают различные коррупционные технологии. В условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и злоупотреблений, которые отражены в Уголовном Кодексе.

До сих пор многие аспекты и формы экономической коррупции выпадают из законодательного закрепления, что является следствием отставания закона. По объективным и субъективным причинам, а также результатом политического лоббирования, имеющего цель принятие законов, нужных «теневым» дельцам, и торможение в разработке и принятии законов, могущих стать серьезным препятствием на пути их безграничного обогащения.

В нем не нашли никакого отражения широко практикуемые коррупционные действия,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.058 с.)