Условия и мотивы возникновения коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и мотивы возникновения коррупции



Проводимые обобщения проявления коррупции позволяют рассмотреть предпосылки и тенденции как вида социально-правовой деятельности не только унаследованные современной Россией, но и получившие развитие в соответствии с обстановкой в нашей стране и за рубежом. Особенностью современного периода является то, что в условиях развития рыночных отношений расширяются экономические, политические, социальные связи не только на уровне межгосударственных взаимоотношений, частных компаний, фирм, но и отдельных граждан, что обусловливается возникающими интересами. Как показывает практика, развитие коррупции, ее масштабы, специфика осуществления коррупционных действий и динамика распространения этого пагубного явления становится следствием общего политического, экономического и социального состояния страны.

1. Одним из важных условий распространения коррупции в органах власти и управления можно представить в следующей в упрощенной схеме, заключающаяся в том, что, возникая в сфере государственного управления, она имеет тенденцию к ее дальнейшему распространению. Это объясняется тем, что существует возможность представителей органов власти и управления распоряжаться не принадлежащими им ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Если говорить о государственных служащих, то они могут распоряжаться таким ресурсами: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл своего существования. Поэтому государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений. Предполагая, что каждый стремится преумножить свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция – это естественное экономическое проявление, связанное с деятельностью конкретных лиц, обличенных полномочиями для принятия решений в системе органов государственной власти и управления.

Являясь специфическим элементом общественно-политической, экономической жизни общества и государства в целом, для коррупции являются характерными также целый ряд характерных обстоятельств, присущих иным институтам общества и государства.

К таким условиям, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны большинству стран, находящихся на стадии модернизации, а в первую очередь переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике:

– непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;

– кардинальные изменения государственного управления;

– трудности преодоления наследства тоталитарного периода;

– экономический упадок и политическая нестабильность;

– период модернизации и реформирования общества и государства является благоприятным для расширения коррупционных возможностей;

– неразвитость и несовершенство российского законодательства, его отставание от развития социально-экономических отношений, неэффективность институтов органов власти, которое проявляется в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами;

– позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);

– в результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции в России и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отнести:

– стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленной правовой базой государства и правовой культурой общества;

– отсутствие в советские времена (а также и в настоящее время) выработанной государственной системы и соответствующих культурных традиций противодействия коррупции;

– отсутствие оптимальности государственного регулирования экономики, а так же сложившееся в целом положение в обществе, связанное с неэффективностью институтов власти, и прежде всего с громоздкостью государственного аппарата, отсутствием современной системы отбора и продвижения государственных служащих;

– распад партийной системы контроля, отсутствие такового сейчас в должном виде. В данном случае речь идет о степени политической централизации и демократической прозрачности, а также характере его взаимодействия с институциональными структурами, через которые осуществляется политический контроль и влияние;

– коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти;

– несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности.

Страны, осуществляющие модернизационные реформы, в которых деятельность представительных институтов, могущих призвать к ответственности правительство, слаба или вовсе отсутствует, создают большие возможности для коррупции ввиду того, что в них нет политических механизмов, посредством которых может быть смещено правительство, потакающее коррупции или непосредственно в ней замешанное.

Формированию различных коррупционных схем возможно в связи с тем, что отсутствует необходимое нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти, управления в плане противодействия коррупции, а также недостаточной профессиональной подготовленности правоохранительных органов с данными видами преступлений. Вместе с тем опасность коррупции коренится и в политическом влиянии, которое могут оказывать политики и правительственные чиновники на бюрократические институты, судебную и правоохранительную систему. Такое считается возможным, когда нет ясных правил, ограничивающих влияние политиков на бюрократические институты, а также недостаточно разделение власти между правящим режимом и судебной системой.

Важным условием возникновения коррупции является то, что при формировании и укреплении административной системы в нее не закладывалась изначально и параллельно антикоррупционная система, хотя сделать это достаточно сложно по следующим причинам:

а) коррупция уже существовала в этой системе в развитом виде (что, в частности, доказывается сложностью – многоступенчатостью, разветвленностью и вариативностью обнаруженных в ходе исследования коррупционных схем, для образования которых нужно очень длительное время);

б) существовало противоречие между необходимостью, с одной стороны, выстраивать систему, одновременно используя всю ее мощь, и, с другой стороны, потребностью бороться с ней (антикоррупционными мерами);

в) коррупция не должна рассматриваться изолированно от государственных и общественных институтов, с помощью которых формируется характер или изменения, как в ее структуре, так и внутреннем содержании. Вместе с тем возникновение факторов, способствующих развитию коррупции, происходит вследствие особенностей общественных отношений, формирующихся в условиях проводимых политических и экономических реформ, которые заключаются в сложности структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Это приводит к чрезмерной медлительности, волоките, связанных как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала.

Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно.

Учитывая, что коррупция имеет и свою причинную обусловленность, свой механизм существования и развития, то существуют и мотивационные факторы, побуждающие коррупционным проявлениям. В этом плане существуют наиболее общие ситуации, которые создают мотивы для коррупции, иными словами, для привнесения рыночного правила «поиска выгоды» в системе государственного регулирования:

1. Частные фирмы и лица пытаются понизить издержки, налагаемые на них правительством в форме налогов, потребительских правил и регулирований. Эти действия могут выражаться в конкуренции за государственный контракт, за квоту на экспорт или на импорт, но может быть и результатом желания частной фирмы освободиться от налога (тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения). Взятки понижают издержки у тех, кто их заплатил.

2. Бюрократы в общественном секторе могут быть слабо мотивированы хорошо исполнять свою работу из-за низкой зарплаты и низкого уровня внутреннего контроля. Вместе с тем, чрезмерное вмешательство государства создает ограничения для частного рынка и, следовательно, возникают мотивы нарушить эти ограничения, в чем заинтересованы сами экономические агенты, прибегая к подкупу чиновника. Кроме того, регулирование рынка государством, как, например, выдача разрешения или лицензии, приводит к тому, что монополист – чиновник, владеющий правом на выдачу разрешения – имеет возможность воспользоваться своим положением в личных целях.

Значит, чиновник, так же как и агент, имеет мотив в виде личной выгоды, нарушая свои обязательства перед государством. Отсюда, коррупция как общий термин обозначает корыстное использование своего положения в обществе в личных целях. Опасность данного явления заключается в том, что коррупционные факторы становятся нормой как структурного, так морального поведения в системе органов государственной власти и управления. В целях предупреждения и пресечения развития событий по такому сценарию Указом Президента Российской федерации от 12 августа 2002 года № 885 были утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», которые собой представляли основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. В этом Указе одним из важных положений отмечалось, что государственные служащие должны принимать меры по предупреждению коррупции. Здесь взятки выполняют роль премий. Правительство часто передает значительные финансовые средства частным фирмам через контракты, приватизацию и присуждение концессий.

Взятки могут влиять на распределение этих средств между частными инвесторами и общественными монополиями. Связь между проблемами и порождающими ими коррупцию двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.008 с.)