К вопросу О психологических предикторах ролевого поведения в буллинге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу О психологических предикторах ролевого поведения в буллинге



Сухарев И.А.

Аннотация: В работе освещена проблема выявления психологических предикторов ролевого поведения в буллинге, в частности, личностной триады: тревожность, самооценка, агрессивность. Обоснована необходимость разработки психологической предсказательной модели склонности подростков занимать конкретную ролевую позицию в буллинге и, на этой основе, внедрения программ коррекции склонности к участию в буллинге.

Abstracts: The article highlights the problem of identifying psychological predictors of role behavior in bullying, in particular, the personality triad: anxiety, self-esteem, aggressiveness. The necessity of developing a psychological predictive model of adolescents' propensity to bullying and, on this basis, introducing programs for correcting the propensity to participate in bullying has been substantiated.

Ключевые слова: буллинг, травля, подростки, буллинг-структура.

Keywords: bullying, teenagers, bullying structure.

Травлю как систематическое долговременное издевательство, преследование человеком человека можно по праву считать настоящим бичом современности. Будучи ровесником первых неосторожно брошенных фраз, первых примитивных топоров и копий, буллинг продолжает существовать и видоизменяться в формах и содержаниях, являя себя в виде группового моббинга или анонимного кибербуллинга, распространения слухов или физического насилия.

Наиболее ярко буллинг проявляется в подростковом возрасте. Отличники, двоечники, вундеркинды, дети с задержкой психического развития, дети учителей и дети плохо обеспеченных родителей - никто не застрахован от того, чтобы не стать жертвой насилия.

Мы наблюдаем спектральное многообразие последствий такой травли: от снижения академической успеваемости и формирования стойкого апатичного настроения до самоубийств и массовой стрельбы в школах («Колумбайн»).

Известный норвежский психолог, ведущий исследователь проблем буллинга Дан Олвеус впервые ввел понятие буллинг-структуры и определил ее участников. По мнению Олвеуса, она включает в себя: обидчиков, помощников, жертв, наблюдателей, хамелеонов, защитников, отличающихся друг от друга по выполняемым функциям [Olweus, 1987]. Жертва должна терпеть побои, насмешки и социальную изоляцию, обидчики разрабатывают дизайн травли, помощники реализуют травлю, а защитники пытаются обезопасить жертв. Однако, возможно ли, зная психологические особенности конкретных детей, предсказать, будут ли они занимать ту или иную ролевую позицию в буллинге и будут ли они вообще включены в эту систему, а также возможно ли вытеснение конкретного ребенка из буллинг-структуры при трансформации личностных компонентов? Эти вопросы легли в основу наших научных интересов.

Мы вынуждены признать, что современные исследования, посвященные предикторам буллинга, касаются во многом социальных аспектов (проживания в урбанизированных районах, стили родительского воспитания, семейное благополучие, обеспеченность и т.д.), не берутся во внимание реактивные корреляции, делаются несколько скоропалительные выводы о том, что авторитарный стиль воспитания провоцирует агрессивность детей, подталкивает их к осуществлению травли в школе [Воликова, 2015; Нестерова, 2018; Белеева, 2020]. При этом со всей ошеломляющей очевидностью мы понимаем, что травле подвергаются как дети из сельской местности, так и городские пижоны, как дети обеспеченных семей, так и дети из семей бедных.

Мы предлагаем обратить внимание на перспективность обнаружения психологических, личностных предикторов склонности подростков участвовать в буллинге и занимать ту или иную ролевую позицию в травле. Обнаружение таких предсказателей способно повысить качество образования и общения детей в школах, сформировать здоровую коммуникативную культуру. Учитель, знающий о потенциальной возможности ребенка участвовать в буллинге, сможет выбрать грамотную форму педагогического воздействия, направить развитие ребенка в нужное русло, предотвратить травлю на этапе ее созревания. Школьный психолог, вооруженный знаниями о личностных особенностях учащихся, сможет проводить прицельные профилактические тренинги для групп детей, склонных занимать позицию жертвы, и детей, склонных к осуществлению травли. Наконец, знание о существовании конкретных психологических предикторов буллинга может стать основой для разработки опросника склонности подростков занимать ту или иную ролевую позицию в буллинге.

Будет справедливым отметить, что на данном этапе наукой накоплено много данных о взаимосвязи виктимизации и личностных особенностей подростков, но этот эмпирический материал требует упорядочивания обнаруженных фактов, что делает изучение личностных предикторов буллинга перспективным направлением.

Мы предполагаем, что такими психологическими предикторами может выступать личностная триада: тревожность, агрессивность, самооценка. Данные дискриминантного и иерархического регрессионного анализа позволят выявить кластер личностных характеристик, которые станут базисом предсказательной психологической модели.

Предикторная модель, в свою очередь, позволит нам разработать методику оценки склонности подростков занимать конкретную ролевую позицию в буллинг-структуре, а также создать коррекционную программу для потенциальных жертв и обидчиков, в основу которой лягут принципы ассертивности Мануэля Смита [Смит, 2000]. Коррекционная программа будет включать в себя три основных блока: корригирование самооценки, оптимизация уровня тревожности, снижение агрессивности. Содержание программы нами будет скорректировано для групп жертв и обидчиков так, чтобы эффективно воздействовать на конкретные психологические мишени.

 

 

Список литературы

1. Olweus, D. Aggressors and their victims: bullying in schools / D. Olweus // Disruptive Behaviour in Schools / eds N. Frude, H. Gault. - Chichester: Wiley, 1984. - P. 57-76.

2. Воликова, С. В. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга / С. В. Воликова, Е. А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4(88). – С. 138-161.

3. Нестерова, А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников / А. А. Нестерова, Т. Г. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 3. – С. 97-114.

4. Смит, Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе / Мануэль Дж. Смит. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. 243 с.

5. Сравнительный анализ склонности подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации, к буллингу / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 188-194.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.007 с.)