К проблеме обоснования общей психологической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К проблеме обоснования общей психологической теории



Сухарев А.В.

Аннотация. В качестве оснований для достаточно общей психологической концепции предлагаются понятия психического образа, этнической функции представлений и синтеза космизирующей и хаотизирующей функций представлений архаики, премодерна и модерна.  

Ключевые слова: психический образ, этническая функция, архаика, модерн, хаос, космос.

 

ON THE PROBLEM OF SUBSTANTIATING A GENERAL PSYCHOLOGICAL THEORY

Sukharev A.V.

Summary. The concepts of the mental image, the ethnic function of representations, and the synthesis of the cosmic and chaotic functions of representations of archaic, premodern and modern are proposed as the basis for a fairly general psychological concept.

Keywords: mental image, ethnic function, archaic, modern, chaos, cosmos.

Введение. В исследованиях предпринимаются попытки выделения научных оснований для создания общей психологической теории [Козлов, 2006; Янчук, 2011; и др.]. В целом поведение человека как гуманитарной системы обусловлено различными психологическими, а также непсихологическими условиями, опосредованными ментальностью индивидуального или коллективного субъекта [Журавлев, 2000]. Создание относительно полной гуманитарной теории требует выработки способа учета воздействия на поведение человека таких разнородных непсихологических факторов как природа, культура, религия, экономика и других.

Целью статьи является рассмотрение характеристик общей психологической теории и формулировка ее философско-антропологических оснований.

Базовые положения общей теории. В качестве понятия, являющегося единицей психологического описания поведения субъекта, П.Н. Шихиревым был предложен психический образ [16] [Шихирев, 1993], обладающий регулятивной функцией. В то же время «образ» является понятием, в общем случае описывающим компоненты не только психологической, но и непсихологических реальностей (пространств) – физического, социального, виртуального, а также трансцендентного (духовного), касающегося предмета религий и др. Кроме того, в гуманитарных системах можно рассматривать уровни организации индивида или общества, а нарастание уровня социально-психологической организации соответствует ступеням естественного развития субъекта: 1. архаики (синкретизм, приоритет природы и геолокальность, магизм мышления, приоритет родовых отношений и пр.), 2. премодерна (надэтнические религии), 3. модерна (приоритет научно-технологического прогресса). Образы различных реальностей отображаются в образной сфере (термин А.А. Гостева) субъекта, регулируют поведение, взаимодействуя с различными областями его жизнедеятельности. Исходя из представления о «синтезе хаоса и порядка» обусловливающих развитие [Бранский, 1993], мы рассматриваем «синтез хаоса и космоса» как синтез хаотизирующих и космизирующих представлений. Например, представления архаики наделены хаотизирующей функцией по отношения к премодерну и модерну, а модерн – космизирующей функцией по отношения к премодерну и архаики [Сухарев, 2019].

Согласно результатам исследований в современном мире резко возрос интерес к проблеме этничности, что проявляется и в повседневной, и в общественно-политической сферах. Операционализация исторически актуального [Сухарев, 2009] этнического фактора, учитывающего природно-культурную специфику ареала развития субъекта, может быть осуществлена введением понятия этнической функции [17] представлений. В наших исследованиях показана роль архаических, надэтнически-религиозных и естественнонаучных представлений (с учетом их этнической функции) в онтогенезе индивидуального субъекта в его развитии и адаптации [Сухарев, 2008; и др.]. Также показана роль этнической функции представлений в развитии и адаптации коллективного субъекта [Сухарев, 2017; и др.]. В целом в развитии и адаптации индивидуального и коллективного субъекта конструктивную роль играют этноинтегрирующие представления. Причем наиболее выраженную этническую функцию имеют архаические представления, менее выраженную – надэтнические-религиозные (например, христианские) представления, нейтральную этническую функцию – представления модерна [Сухарев, 2008, 2017, 2019; и др.].

Вывод. Основаниями для достаточно общей и обладающей существенной полнотой психологической концепции могут являться следующие базовые положения и понятия: психический образ, этническая функция представлений, а также положение о синтезе космизирующей и хаотизирующей функций представлений.  

 

Список литературы

1. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская фи­лософия истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 117-127.

2. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъ­екта // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. – М.: Ака­демический проект, 2000. С. 133-150.

3. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 575 с.

4. Сухарев А. В. Опыт преодоления методологического кризиса: прин­цип исторической актуальности и этнофункциональная парадиг­ма в психологии // Мир психологии. 2009а. № 3 (59). С. 123-159.

5. Сухарев А. В. Развитие русской ментальности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 397 с.

6. Сухарев А. В. Хаос и космос в ментальности субъекта. – М.: Когито-Центр, 2019. – 275 с.

7. Шихирев П. Н. Эволюция парадигмы в современной социальной пси­хологии: Автореф. дис. докт. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.

8. Янчук В. А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.

9. Козлов В. В. Интегративная парадигма психологии. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/1934/ (дата доступа 28.01.2021 г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.005 с.)