Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнетворчество Как способ успешной самореализации
Иванова А. Одной из актуальных задач человека, в экзистенциальном аспекте, является обретение смысла жизни в современном мире культа благополучия и потребления, а также в условиях глобальной цифровизации. Стремление к благополучию, как безусловно положительный фактор стабильного, «горизонтального» развития человека, имеет явное преимущество перед самореализацией и выстраиванием личностной «вертикали». На наш взгляд, понятие жизнетворчества в концептуальном подходе и практическом применении в качестве психотехники, предложенной Д.А. Леонтьевым, являются перспективным направлением в вопросе самореализации личности. Понятие жизнетворчества было введено в отечественной психологии Д.А. Леонтьевым, а также изучалось в трудах А.С. Сухорукова, А.В. Колесниковой Л.В. Сохань, М. Селигман и других. Смысловая структура термина создает контекст понимания жизнетворчества как способа самовыражения через предметы искусства, достижений в науке и творчестве. Однако, в области психологического знания, это субъективно глобальный процесс, исключающий идею фатальности судьбы, и основанный на личной ответственности за полноту проживания жизни в многообразии форм и взаимоотношений с миром. Л.В. Сохань определяет жизнетворчество как «духовно-практическую деятельность, направленную на творческое проектирование и осуществление личностью ее жизненных стратегий и программ». В данной статье, мы выделим лишь некоторые критерии, определяющие возможность человека выступить главным автором и исполнителем жизненного сценария. Благоприятные условия среды. По мнению А. Маслоу, творческая организация жизни, в ее максимальной реализации, доступна здоровым и зрелым личностям. Неразрешенная травматизация раннего возраста обуславливает мотивационную деятельность человека ограниченным поведением, которое проявляется в адаптивных стратегиях и ограничивается хорошим уровнем «заботы о себе». (Иванченко, 2019) Способность же к самодетерминации, перспектива трансцендентной трансформации личности, определяется не только благоприятными условиями ранней привязанности со значимой фигурой взрослого, но и наличием условий, удовлетворяющих базовый уровень потребностей в безопасности и защите.
Осознанность. В последние годы в современной психологии становится популярным метод mindfulness, который берет свои истоки в восточных медитативных практиках дзен буддизма. Имея единый интроспективный корень самоисследования, в классической психологии, данный процесс понимается «как внутренняя работа, активный процесс порождения новых смыслов, развития субъектности и личности в целом». Д. Леонтьев. Осознанность выполняет функцию внешнего наблюдателя за тем, что происходит на уровне чувств, телесных ощущений, а также в окружающей среде. Это дистанцирование от Я-переживающего позволяет увидеть саму суть происходящего и перейти из роли ведомого в роль определяющего. Пребывание в состоянии «здесь и сейчас» избавляют человека от фантазирования, которое, по мнению А. Маслоу, может быть связано со страхом успеха. Человек готов проживать сценарии, одобренные значимыми фигурами и обществом, не предъявляя к себе главного долженствования - авторства своей жизни. Где авторство подразумевает природу Творца и человек мыслит себя, прежде всего, как духовную сущность. Выражаясь словами В. Франкла: «Человек – это больше, чем психика; человек - это дух». Осознание себя как части непостижимого великого замысла, определяет уровень внутренней свободы, когда уединение не страшит одиночеством, а зависимые отношения уступают место искренней дружбе. Активность воздействия на протекание жизни. Согласно К. Роджерсу в самой витальности человека заложено «... стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности». С тем условием, что активность направлена на развитие Я-реального и объективное восприятие мира, в отличие от невротической, замкнутой личности сфокусированной на Я- идеальном. (Хорни, 2019) В своих действиях самореализованные люди менее подвержены сомнениям, напротив, в условиях неопределенности им свойственна устойчивость, мужественность и воодушевление. Более того, движущая сила проприума и способность к функциональной автономии, делает человека независимым от постоянного вознаграждения и признания мира, он самодостаточен и последователен в своём выборе. (Олпорт, 2002) Активность действия в контексте жизнетворчества становится ценностью более высокого порядка, чем таланты и способности, которые могут стать «ресурсным проклятьем», когда, принимая подарки судьбы, человек проживает жизнь абы как, без особых усилий. (Д. Леонтьев, 2019)
Зрелость и позитивность. Понятие зрелой личности достаточно точно отражено в выражении Ж. П. Сартра: «Человек не что иное, как то, что он делает с собой сам». Импульс к росту начинается с поиска, из точки внутренней неудовлетворенности и зрелая личность способна принимать этот вызов, несмотря на то, что выбор зачастую бывает болезненным, а путь не имеет конечной остановки. Более того, согласно теории надситуативной активности В.А. Петровского, внутренняя одаренность надиндивидуального Я, проявляется в способности к действиям, независимым от гарантий достижения результата, мотивация строится собственно на стремлении решить сложную задачу с непредрешенным концом. Зрелая личность определяется наличием метапотребностей, их удовлетворение приводит к пиковым переживаниям полноты бытия. Жизнестойкость. СогласноБ.Г. Ананьеву, жизнестойкость определяется постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Жизнестойкость характеризуется зрелостью личности, для которой в период сложных внешних обстоятельств вера и ответственность становятся определяющим вектором, заменяя отчасти детское, магическое мышление и ожидание чуда. Самоорганизация. Высокую способность к самоорганизации Д. Леонтьев вводит через понятие личностного потенциала, который отражает способность человека проявлять с одной стороны, осмысленную последовательность действий и с другой когнитивную гибкость. Высокий уровень осознанности себя как активного субъекта и адекватная оценка текущих условий среды создает единую, целостную систему субъектно-объектных отношений «Я и мир». Это происходит за счет навыка осознанного регулирования процессов концентрации, усилий, расслабления, настойчивости или отмены решений, что в свою очередь, не представляется возможным при защитном реагировании, инфантильности и конформности. Три фундаментальных критерия самоорганизации - аскетизм, дисциплина и воля интегрируются ценностным отношением ко времени, в связи с реальным, экзистенциальным переживанием конечности пути. Подводя итоги вышесказанному, можно подтвердить мнение авторов, что жизнетворчество - это место обитания для немногих. Оно оказывается недоступным для большинства жителей планеты, нуждающихся в элементарной поддержке жизни. И парадоксально одинаково недоступно для тех, кто проживает сценарии из детских дефицитарных потребностей и является элитой, «заложником» талантов и способностей. Люди, которые живут свою жизнь в стиле жизнетворчества – это особая каста людей, сумевших преодолеть один из главных страхов, так называемый комплекс Иона (Маслоу,2008), успешно актуализировать то, что было заложено природой и приблизить свою жизнь к высоким, нравственным идеалам.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания ЛГУ, 1969г. -338с.
2. Гришина А.В. Модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов» (на примере технических специальностей)// Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», том 6, №2, 2013. 3. Иванченко Г. В. Забота о себе, Смысл, 2019. -304с. 4. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции// Диссертация, Новосибирск, 2005-181с. 5. Леонтьев Д.А., Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии/Салихова А.Ж. // Материалы IV Всероссийского съезда РПО., Москва, 18–21 сент. 2007 г. 6. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // Первая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии / Смысл, 2001. 7. Леонтьев Д.А., Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии/Салихова А.Ж. // Материалы IV Всероссийского съезда РПО., Москва, 18–21 сент. 2007 г. 8. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество - Консультативная психология и психотерапия - 2012. Том. 20, № 4] 9. Леонтьев Д.А., Личностные изменения как результат жизнетворческой работы/ Миюзова А.Е. // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № С. 44–63. 10. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ, Psychology OnLine.Net, 2008. Режим доступа: https://www.internauka.org/primery/spisok-literaturi 11. Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?// Образовательная политика, №3(79), 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-misheni-lichnostnyy-potentsial-zachem-chto-i-kak 12. Маслоу А. Мотивация и личность СПб., 2008.-290с. 13. Олпорт Г. Становление личности Смысл, 2002.-813с. 14. Петровский В.А. Основы теоретической психологии/Ярошевский М.Г. М.: ИНФРА-М, 1998.-с.528 15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Прогресс-Университет, 1994. -478с. 16. Хорни К., Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию, Питер, 2019-400с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.01 с.) |