Жизнетворчество Как способ успешной самореализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнетворчество Как способ успешной самореализации



Иванова А.

Одной из актуальных задач человека, в экзистенциальном аспекте, является обретение смысла жизни в современном мире культа благополучия и потребления, а также в условиях глобальной цифровизации. Стремление к благополучию, как безусловно положительный фактор стабильного, «горизонтального» развития человека, имеет явное преимущество перед самореализацией и выстраиванием личностной «вертикали». На наш взгляд, понятие жизнетворчества в концептуальном подходе и практическом применении в качестве психотехники, предложенной Д.А. Леонтьевым, являются перспективным направлением в вопросе самореализации личности.

Понятие жизнетворчества было введено в отечественной психологии Д.А. Леонтьевым, а также изучалось в трудах А.С. Сухорукова, А.В. Колесниковой Л.В. Сохань, М. Селигман и других. Смысловая структура термина создает контекст понимания жизнетворчества как способа самовыражения через предметы искусства, достижений в науке и творчестве. Однако, в области психологического знания, это субъективно глобальный процесс, исключающий идею фатальности судьбы, и основанный на личной ответственности за полноту проживания жизни в многообразии форм и взаимоотношений с миром. Л.В. Сохань определяет жизнетворчество как «духовно-практическую деятельность, направленную на творческое проектирование и осуществление личностью ее жизненных стратегий и программ».

В данной статье, мы выделим лишь некоторые критерии, определяющие возможность человека выступить главным автором и исполнителем жизненного сценария.

Благоприятные условия среды. По мнению А. Маслоу, творческая организация жизни, в ее максимальной реализации, доступна здоровым и зрелым личностям. Неразрешенная травматизация раннего возраста обуславливает мотивационную деятельность человека ограниченным поведением, которое проявляется в адаптивных стратегиях и ограничивается хорошим уровнем «заботы о себе». (Иванченко, 2019)

Способность же к самодетерминации, перспектива трансцендентной трансформации личности, определяется не только благоприятными условиями ранней привязанности со значимой фигурой взрослого, но и наличием условий, удовлетворяющих базовый уровень потребностей в безопасности и защите.

Осознанность. В последние годы в современной психологии становится популярным метод mindfulness, который берет свои истоки в восточных медитативных практиках дзен буддизма. Имея единый интроспективный корень самоисследования, в классической психологии, данный процесс понимается  «как внутренняя работа, активный процесс порождения новых смыслов, развития субъектности и личности в целом». Д. Леонтьев. Осознанность выполняет функцию внешнего наблюдателя за тем, что происходит на уровне чувств, телесных ощущений, а также в окружающей среде. Это дистанцирование от Я-переживающего позволяет увидеть саму суть происходящего и перейти из роли ведомого в роль определяющего.

Пребывание в состоянии «здесь и сейчас» избавляют человека от фантазирования, которое, по мнению А. Маслоу, может быть связано со страхом успеха. Человек готов проживать сценарии, одобренные значимыми фигурами и обществом, не предъявляя к себе главного долженствования - авторства своей жизни. Где авторство подразумевает природу Творца и человек мыслит себя, прежде всего, как духовную сущность. Выражаясь словами В. Франкла: «Человек – это больше, чем психика; человек - это дух». Осознание себя как части непостижимого великого замысла, определяет уровень внутренней свободы, когда уединение не страшит одиночеством, а зависимые отношения уступают место искренней дружбе.

Активность воздействия на протекание жизни. Согласно К. Роджерсу в самой витальности человека заложено «... стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности». С тем условием, что активность направлена на развитие Я-реального и объективное восприятие мира, в отличие от невротической, замкнутой личности сфокусированной на Я- идеальном. (Хорни, 2019) В своих действиях самореализованные люди менее подвержены сомнениям, напротив, в условиях неопределенности им свойственна устойчивость, мужественность и воодушевление. Более того, движущая сила проприума и способность к функциональной автономии, делает человека независимым от постоянного вознаграждения и признания мира, он самодостаточен и последователен в своём выборе. (Олпорт, 2002) Активность действия в контексте жизнетворчества становится ценностью более высокого порядка, чем таланты и способности, которые могут стать «ресурсным проклятьем», когда, принимая подарки судьбы, человек проживает жизнь абы как, без особых усилий. (Д. Леонтьев, 2019)

Зрелость и позитивность. Понятие зрелой личности достаточно точно отражено в выражении Ж. П. Сартра: «Человек не что иное, как то, что он делает с собой сам». Импульс к росту начинается с поиска, из точки внутренней неудовлетворенности и зрелая личность способна принимать этот вызов, несмотря на то, что выбор зачастую бывает болезненным, а путь не имеет конечной остановки. Более того, согласно теории надситуативной активности В.А. Петровского, внутренняя одаренность надиндивидуального Я, проявляется в способности к действиям, независимым от гарантий достижения результата, мотивация строится собственно на стремлении решить сложную задачу с непредрешенным концом. Зрелая личность определяется наличием метапотребностей, их удовлетворение приводит к пиковым переживаниям полноты бытия.

Жизнестойкость. СогласноБ.Г. Ананьеву, жизнестойкость определяется постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Жизнестойкость характеризуется зрелостью личности, для которой в период сложных внешних обстоятельств вера и ответственность становятся определяющим вектором, заменяя отчасти детское, магическое мышление и ожидание чуда.

Самоорганизация. Высокую способность к самоорганизации Д. Леонтьев вводит через понятие личностного потенциала, который отражает способность человека проявлять с одной стороны, осмысленную последовательность действий и с другой когнитивную гибкость. Высокий уровень осознанности себя как активного субъекта и адекватная оценка текущих условий среды создает единую, целостную систему субъектно-объектных отношений «Я и мир». Это происходит за счет навыка осознанного регулирования процессов концентрации, усилий, расслабления, настойчивости или отмены решений, что в свою очередь, не представляется возможным при защитном реагировании, инфантильности и конформности. Три фундаментальных критерия самоорганизации - аскетизм, дисциплина и воля интегрируются ценностным отношением ко времени, в связи с реальным, экзистенциальным переживанием конечности пути.

Подводя итоги вышесказанному, можно подтвердить мнение авторов, что жизнетворчество - это место обитания для немногих. Оно оказывается недоступным для большинства жителей планеты, нуждающихся в элементарной поддержке жизни. И парадоксально одинаково недоступно для тех, кто проживает сценарии из детских дефицитарных потребностей и является элитой, «заложником» талантов и способностей. Люди, которые живут свою жизнь в стиле жизнетворчества – это особая каста людей, сумевших преодолеть один из главных страхов, так называемый комплекс Иона (Маслоу,2008), успешно актуализировать то, что было заложено природой и приблизить свою жизнь к высоким, нравственным идеалам.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания ЛГУ, 1969г. -338с.

2. Гришина А.В. Модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов» (на примере технических специальностей)// Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», том 6, №2, 2013.

3. Иванченко Г. В. Забота о себе, Смысл, 2019. -304с.

4. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции// Диссертация, Новосибирск, 2005-181с.

5. Леонтьев Д.А., Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии/Салихова А.Ж. // Материалы IV Всероссийского съезда РПО., Москва, 18–21 сент. 2007 г.

6. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // Первая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии / Смысл, 2001.

7. Леонтьев Д.А., Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии/Салихова А.Ж. // Материалы IV Всероссийского съезда РПО., Москва, 18–21 сент. 2007 г.

8. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество - Консультативная психология и психотерапия - 2012. Том. 20, № 4]

9. Леонтьев Д.А., Личностные изменения как результат жизнетворческой работы/ Миюзова А.Е. // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № С. 44–63.

10. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ, Psychology OnLine.Net, 2008. Режим доступа: https://www.internauka.org/primery/spisok-literaturi

11. Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?// Образовательная политика, №3(79), 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-misheni-lichnostnyy-potentsial-zachem-chto-i-kak

12. Маслоу А. Мотивация и личность СПб., 2008.-290с.

13. Олпорт Г. Становление личности Смысл, 2002.-813с.

14. Петровский В.А. Основы теоретической психологии/Ярошевский М.Г. М.: ИНФРА-М, 1998.-с.528

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Прогресс-Университет, 1994. -478с.

16. Хорни К., Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию, Питер, 2019-400с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.01 с.)