Клепикова Н.М., Левшунова Е.Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клепикова Н.М., Левшунова Е.Н.



 

Аннотация. Исследование посвящено обзору научно-исследовательских работ и опыта практиков, касающихся особенностей эмоциональных переживаний участников буллинга. Большее внимание в статье уделено переживаниям агрессора и жертвы, также представлены работы, в которых описаны переживания помощников и свидетелей ситуации буллинга.

Annоtation. The study reviewed research papers and practitioners' experiences related to the characteristics of the emotional experiences of participants in bullying. Much attention is paid to the experiences of the aggressor and victim; there are also works that describe the experiences of helpers and witnesses in a situation of bullying.

Ключевые слова: буллинг, стыд, вина, агрессия, раскаяние, эмпатия.

Keywords: bullying, shame, guilt, aggression, repentance, empathy.

 

Существует мнение, что большинство подростков в процессе общения преимущественно испытывают положительные эмоции, но, к сожалению, это не так. В межличностных и межгрупповых отношениях современные подростки, нередко сталкиваются с насилием. По мнению Л.А. Глазыриной и М.А. Костенко, системно повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального, экономического, гендерного насилия принято называть буллингом [Глазырина, 2015]. В ситуацию буллинга напрямую или косвенно вовлечены все члены группы. Насилие, возникающее в межличностных и межгрупповых отношениях не способно оставить равнодушным, оно вызывает самые разнообразные эмоции и чувства как у непосредственных участников, так и у наблюдателей.

Аспекты изучения проблемы буллинга отражены в работах зарубежных и отечественных авторов: Н.В. Кухтовой, А.И. Рык, С.А. Завражина, М.И. Кошеновой, О.О. Андронниковой, М.С. Нурбаковой, А.В. Тимофеева, М.Ю. Емельяновой, О.И. Шутовой, E. Menesini, T. Pozzoli, P. Heinemann, D. Olweusa, K.Lagerspetza, A. Pikasa, C. Salmivalli и др. В своей работе мы сделаем акцент на актуальных российских и зарубежных эмпирических исследованиях переживаний подростков (агрессоров и жертв) в ситуации буллинга. Представленные далее работы могут быть сгруппированы по следующим направлениям: переживание агрессивных чувств, моральные чувства участников буллинга, эмпатия.

В статье белорусских исследователей Н.В. Кухтовой и А.И. Рык показано, что внутренний мир подростков-агрессоров, проявляющих насилие в межличностных и межгрупповых отношениях, наполнен переживаниями, связанными с ощущением враждебности окружающего мира, который их отторгает [Кухтова, 2017]. Такой вывод ученых согласуется с идеей Э. Фромма о том, что жестокость первоначально разрушает самого агрессора и связана с лишением возможности активно действовать творческом плане [Фромм, 2017]. Это обстоятельство заставляет более внимательно относится к переживаниям жертв буллинга, которые также оказываются в ситуации провоцирующей агрессивные переживания, недаром буллинг нередко оборачивается шуттингом, как крайним вариантом разрядки агрессии жертвы вовне.

Моральные чувства, как посредники между нормами и поведением, интенсивно исследуются в контексте эффекта «счастливого виктимизатора». Речь идет о феномене, в котором отражается несоответствие между пониманием детьми и подростками моральных норм, и приписыванием агрессору положительных эмоций после нарушения этих норм [Nocentini, 2020]. Таким образом, исследователи фиксируют, что у современных детей снижена способность предвосхищать реальные последствия агрессивных действий и поступков в межличностных и межгрупповых отношениях, следовательно, отсутствует возможность самостоятельной коррекции поведения. E. Menesini исследуя моральные чувства, вовлеченных в буллинг подростков, отмечает, что агрессоры, по сравнению с жертвами и свидетелями, чаще переживают эмоции разъединения (безразличие, гордость), им выгоднее эмоционально отстраниться от ситуации нежели быть вовлеченными в неё, в целом отмечается, что агрессоры более эгоцентричны [Menesini, 2008]. 

Особое внимание среди работ, исследующих моральные переживания уделено чувству стыда и вины. M.M. Ttofi, D.P. Farrington доказывают, что способность испытывать чувство вины, осознавать его и связывать с событиями и людьми снижает вероятность агрессивного поведения в подростковом возрасте [Ttofi, 2008]. В то время как влияние переживания стыда не столь однозначное, в работах отечественного исследователя С.А. Завражина доказывается, что у «подростков-жертв стыд выступает как весомое подтверждение их личностной ущербности» [Завражин, с.116], в то время как переживание стыда агрессором может усилить разрушительное поведение, как компенсирующее его «недостаточность». T.J. Scheff тоже считает, что стыд способен провоцировать агрессивное поведение, точнее провоцирующим становится специфическое переживание «стыд из-за стыда» [Scheff, 2011].

Отметим, что издевательства связаны с более низким уровнем морали дефицитом таких чувств как как вина и раскаяние, и более интенсивным переживанием гордости, равнодушия, стыда.

T. Pozzoli совместно с коллегами исследовали взаимосвязь между распознаванием эмоций, эмпатией и поведением подростков в ситуации буллинга. В ходе работы было выявлено, что способность распознавания страха у мальчиков напрямую связана с агрессией и деструктивными поведенческими проявлениями. У девочек определение страха на лице жертвы вызывает желание защитить и формирует просоциальную линию поведения [Pozzoli, 2017].

А.В. Тимофеев, М.Ю. Емельянова, О.И. Шутова выявили, что низкий уровень развития способности понимать и распознавать эмоции других людей повышает риск виктимизации личности [Тимофеев, 2014].

В заключении подчеркнем, что знание об эмоциональных переживаниях должно становиться основой для эффективной профилактики буллинга и помощи потенциальным участникам.

 

Список литературы

1. Завражин, С.А. Переживания стыда участниками школьного буллинга / С.А. Завражин // Вестник. – 2016. – С. 111-117. – Текст: непосредственный

2. Кухтова, Н.В. Адаптация методики «Отношения со сверстниками» (анкета для детей по изучению буллинга) / Н.В.Кухтова, А.И.Рык // Право. Экономика. Психология. – 2017. №. 1. – С. 54-60. – Текст: непосредственный

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях: методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. М., 2015. – 145 с. – Текст: непосредственный

4. Тимофеев, А.В. Нарушения эмоционального интеллекта, как фактор повышения виктимности подростка / А.В.Тимофеев, М.Ю.Емельянова, О.И.Шутова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – №. 4. – С. 226-233. – Текст: непосредственный

5. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2017. – 736 с. – Текст: непосредственный

6. Menesini, E. Shame and guilt as behaviour regulators: Relationships with bullying, victimization and prosocial behaviour / E.Menesini, M.Camodeca //British Journal of Developmental Psychology. – 2008. – V. 26. – I. 2. – Р. 183-196. – Текст: непосредственный

7. Nocentini, A. In my defence or yours: Children’s guilt subtypes and bystander roles in bullying / A.Nocentini, T.Colasante, T.Malti, E.Menesini //European Journal of Developmental Psychology. – 2020. –  V.17(6). – Р 926-942. – Текст: непосредственный

8. Pozzoli, T. Associations between facial emotion recognition and young adolescents’ behaviors in bullying / T. Pozzoli, G.Gini, G.Altoè // PLoS one. ­­– 2017. V. ­12. ­– I. 11. https://doi.org/ 10.1371/journal.pone.0188062 (дата обращения: 02.04.2021). – Текст электронный.

9. Scheff, T.J. Social–emotional origins of violence: A theory of multiple killing / T.J. Scheff // Aggression and Violent Behavior. – 2011. – V. 16. – I 6. –  P. 453-460. – Текст: непосредственный

10. Ttofi, M.M. Bullying: Short-term and long-term effects, and the importance of defiance theory in explanation and prevention / M.M. Ttofi, D.P. Farrington // Victims and Offenders. 2008. ­­– V. 3. ­­– №. 2-3. ­­– P. 289-312. – Текст: непосредственный

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.007 с.)