Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проактивные стратегии совладания и самоэффективность Как предикторы психологического благополучия
Дехтяренко А.А., Шлягина Е.И.
Аннотация. В исследовании рассматривается каузальная связь психологического благополучия, стратегий совладания, толерантности к неопределенности и самоэффективности. Основным результатом стало определение самоэффективности как предиктора психологического благополучия, а проактивных стратегий совладания как его медиаторов. Ключевые слова: психологическое благополучие, стратегии совладания, самоэффективность Annotation. The study considers causal relationships between psychological well-being, coping strategies, tolerance to uncertainty, and self-efficacy. The results revealed that self- efficacy is a predictor of psychological well-being and proactive coping strategies are its mediators. Keywords: psychological well-being, coping strategies, self-efficiency
Рост факторов неопределенности делает все более актуальным изучение стресса, способов совладания с ним и психологического благополучия. Психологическое благополучие (далее - ПБ) мы определяем как системное многокомпонентное личностное образование, что согласуется с пониманием ПБ у К. Рифф [Ryff, 1989]. В современной ситуации сложности и неопределенности для понимания феномена ПБ важное значение имеют такие личностные характеристики как толерантность к неопределенности и самоэффективность, а также особое значения имеют когнитивные и поведенческие усилия индивида, направленные на совладание с возможными проблемными и стрессовыми ситуациями, что находит свое отражение в проактивных стратегиях совладания [Белинская, 2018]. Цель: Определение предикторов и медиаторов ПБ у сотрудников коммерческой структуры. Выборка: В исследовании приняли участие менеджеры коммерческих организаций (N=93), средний возраст = 45,3 лет (σ = 13,7). В исследовании было использовано 5 методик: Модификация проективной методики «Незаконченные предложения» (Дж. Сакс и С. Леви), Шкала психологического благополучия (К.Рифф, в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко), Шкала толерантности к неопределенности (Д. МакЛейн, в адаптации Луковицкой Е.Г.), Опросник проактивного совладающего поведения (Е. Грингласс, Р. Шварцер, С. Тауберт, в адаптации Старченковой Е.С.), Шкала самоэффективности (Р.Шварцер, М.Ерусалем, в адаптации Ромек В.Г.). В результате контент-анализа и сопряжения категорий ответов на незаконченные предложения с разными уровнями ПБ и толерантности к неопределенности, мы выявили разное понимание понятий «психологическое благополучие» и «неопределенность» у людей в группах с высоким и низким уровнем по ПБ и толерантности к неопределенности соответственно. Корреляционный анализ показал положительную связь ПБ с проактивными стратегиями совладания, самоэффективностью и отрицательную связь ПБ с толерантностью к неопределенности. Построение медиаторных моделей показало, что самоэффективность является предиктором ПБ, а проактивные стратегии совладания - медиаторами ПБ.
Предвосхищение трудных ситуаций и подготовка к ним делает человека более психологически благополучным. Вера в собственные силы в профессиональной деятельности с использованием проактивных стратегий совладания повышает общий уровень ПБ.
Список литературы 1) Белинская Е.П. и др. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». 2018. Том 7. № 3. С. 192–211. doi: 10.17759/psyclin.2018070312 2) Ryff C.Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of personality and social psychology. –1989, –Vol. 57, №. 6, – P. 1069-1081.
АРТ-КОУЧИНГ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОИСКА ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Дьяченко Е. Н. Аннотация. Рассматриваются основные принципы арт-коучинга с точки зрения феномена творчества и философии как метанауки, лежащей в основе формирования формы сознания человека. Необходимым методологическим принципом арт-коучинга является интегративность, включающая в себя не только тактические методы при достижении самоактуализации, но и технологии расширения состояний сознания человека счастливого, позволяющие подрастающему поколению прикоснуться к надличностному измерению существования человека, как наивысшей цели трансформации личности. Ключевые слова: арт-коучинг, творчество, подростки, идентичность, интегративная психология.
Происходящие трансформации изменчивого и неопределенного мира порождают необходимость развития интегрирующих подходов в формировании идентичности подрастающего поколения. Прежде всего, необходимо обратиться к социально и психологическо значимому феномену способности человека к творчеству как загадочному явлению, побуждающему возрождение духовных ценностей человека и формирование метаценностей.
Рассуждая о феномене творчества, В.М.Бехтерев утверждает о фундаментальной необходимости соответствующего воспитания, помимо уровня одаренности, для того чтобы создать навыки созидания и стремления к данной деятельности. Необходимо психолого-педагогическое мастерство наставников для развития подростка на этапе становления его идентичности. [9]. Для помогающего практика (психолога, психотерапевта, коуча) имеет значение не только творческий процесс, но и процесс рефлексии творчества - как процесса и как результата в виде продукта деятельности с опорой на светлую, позитивную составляющую творчества, направленную на самореализацию, самоактуализацию человека. Художники, выражая переживание красоты на полотне, не занимаются рефлексией по поводу творчества; тут имеет место чистый творческий инсайт, чистое творческое переживание, психоэмоциональное состояние, которое подчас является, помимо конструктивной свободы самовыражения, бременем, дезинтегрирующим личность творца [3]. Рефлексивные феноменологические описания внутренних переживаний в стратегии помогающего практика позволяют выйти подростку на исследование основ жизни, так как именно мышление является основой креативности [1], трансформирующее действия в социокультурной среде. На наш взгляд, различные направления коучинга, в том числе и арт-коучинга - это творчество на стыке разных направлений науки и искусства, когда предполагаются определенные навыки в области философии вообще, в частности направлений майевтики, герменевтики, экзистенциализма, эвдемонизма и т.д. Необходимым аспектом является объединение двух категорий людей, проявление новой ипостаси ученого-художника способного целостно воспринимать действительность, совмещая с возможностью аналитической рефлексии [5]. Также важным условием в работе профессионала с сознанием и личностью является наличие интегративной [6] и коммуникативной [7] методологии, способствующих кооперативному взаимодействию гуманитарных наук и психотерапии, консолидации множества школ, направлений в смысловом поле психотерапии. Основной целью арт-коучинга является вовлечение подростка в созидательный процесс поиска своей идентичности путем интеграции – присоединения вытесненных фрагментов сознания для формирования целостного образа «Я» посредством экспрессивного творчества. В ходе работы подросток развивает навыки вербальной и невербальной обратной связи в безопасной среде, позволяющей выражать сильные чувства и дающей ресурс к формированию новых ценностных ориентиров в жизни через расширение сферы осознания. Осознанность человека напрямую связана с возможностью изменить паттерны своего неэффективного поведения в сторону новых возможностей. Говоря о коучинге, самокоучинге, отметим умение задавать рефлексивные вопросы, навыки вхождения в диссоциированную метапозицию, осознавание переосмыслений и изменений собственного поведения [2]. Таким образом, процесс арт-коучинга - это творческий процесс создающий эстетический продукт в результате взаимодействия, который расширяет представления подростка о его возможностях, формирует стремление подростка к самореализации и повышает уверенность в себе. Художественное выражение, эстетическое восприятие процесса позволяет экологично интегрировать границы опыта переживания, расширяя границы сознания до универсума.
Коучинг, арт-коучинг и самокоучинг мы рассматриваем как творческие процессы, которые являются практикой личностного роста. Процесс коучинга через творческий акт вдохновляет, увлекает и помогает развить силу концентрации и напряженности внимания на процессе. Коучинг проявляет творческие качества личности - независимость в суждениях и критичность, в основе которой стоит умение задавать вопросы для поиска наилучшего решения по достижению целей в жизни. Свободное рисование как основа арт-коучингового процесса позволяет человеку накапливать опыт ясамоощущения и самопонимания, раскрывая потенциал человека без привязки к результату, без привязки соответствовать какой-либо технике, что снимает напряжение в связи с внутриличностными ограничениями. В заключение выделяем главное: необходимым элементом арт-коучинга в формировании идентичности подрастающего поколения, помимо получения знании и навыков, является процесс творения собственного мира, обретение опыта управления ситуациями в жизни, с базовой опорой на ресурсность «наглости бытия», в отличие от трагизма «простого существования» вне творческого потока [4].
Список литературы 1. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. // М.; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с. 2. Дьяченко Е.Н. Творческий процесс как самокоучинг. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 1(40). – Новосибирск: СибАК, 2021. 3. Козлов В. В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души // В. В. Козлов. – М.: ГАЛА-Издательство, 2008. – 112 с. 4. Козлов В.В., Фролова О.П., Психологические основы творческих состояний. //Известия Иркутского государственного университета. Серия психология, 2013.-Т.2. №2.- С.41-53 5. Козлов В.В., Пермина С.В. Интегративная арт-терапия. // Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014 -250 с. 6. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или Освящение повседневности. // М.: Психотерапия, 2007.-529 с. 7. Мазилов В.А. Интеграция в психологии: теория, методология, практика: материалы III национальной научно-практической конференции с международным участием // Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – 279 с. 8. Пискрев П.М., Метамодерн и интегративная теория 9. Ткачева, Д. М. Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества. Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. //Т. 0.- Москва: Буки-Веди, 2013.- С.95-97.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.014 с.) |