Основные психологические аспекты формирования правосознания личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические аспекты формирования правосознания личности



Аннотация: В статье рассмотрены механизмы формирования правосознания личности с точки зрения юридической психологии. Поднимается проблема правового нигилизма и правового воспитания. Предлагается ряд мер, направленных на повышения уровня правосознания граждан нашей страны.

Ключевые слова: право, психология, сознание, правовой нигилизм, интериоризация, семья, правовое воспитание, правосознание, СМИ, правовые эмоции, внушение, подражание, социальное влияние.

В современном обществе очень остро стоит вопрос о формировании высокого уровня правового сознания граждан нашей страны. Ведь для развития правого государства очень важно, чтобы люди осознавали значимость и необходимость соблюдения законов, создания собственного представления о правовой ситуации в стране.

Правосознание в наше время крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Возникают вопросы: Как бороться с этими явлениями? Почему одним из самых значимых влияний на правосознание и правовое поведение индивида оказывает именно психологический фактор? В данном исследовании мы хотели бы затронуть психологические аспекты формирования правосознания, рассмотреть наиболее значимые из них.

В отечественной философии и психологии сознание понимается как высший специфический человеческий уровень психического отражения действительности, результат общественно исторических условий формирования личности[404]. Здесь мы можем отметить два значимых фактора, влияющих на формирование сознания – это определенный временной отрезок, в котором живет и формирует свои взгляды индивид, ведь правосознание личности периода 1991 и 2021 гг. значительно отличаются, и люди, связи между ними, непосредственно взаимодействующие с человеком и влияющие на него. Возникает необходимость рассмотреть такой психологический аспект формирования сознания, как интериоризация личности. Одним из первых данный термин употребил Л.С. Выготский, который под интериоризацией понимал усвоение индивидом внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта путем передачи от одного поколения к другому[405]. Однако здесь стоит отметить, что данная передача происходит не по наследству, а путем особого механизма восприятия образцов социального поведения. Для ребёнка первым образцом поведения является его семья. Именно в детстве и под влиянием его близкого окружения формируется его психика. Например, даже в сказках и мультфильмах встречаются правовые ситуации, которые ребенок, ещё не осознавая их таковыми, запоминает. Это происходит благодаря чувственно-правовому критерию представления эмпирического познания, как необходимому условию формирования психики личности, суть которого в определении развития правовых, нравственных чувств, способности воспринимать и различать добро и зло, правомерное и противоправное поведение героев.

Также необходимо обратить внимание на деятельностно-правовой критерий, определяющий уровень развития поведенческих манер индивида, количество и качество проявлений правовых знаний, чувств в практической деятельности. Так, сознание молодёжи является «правовым вакуумом», который может быть заполнен либо духовно-нравственными, правомерными ценностями, либо криминальным менталитетом с элементами нигилистического отношения к праву. Лица, воспитывавшиеся в неблагополучных условиях, имеют шанс на перевоспитание, восполнение тех пробелов, которые имели место в детстве/юношестве. Необходим правильный внутренний настрой и достойный пример перед глазами.

Важно подчеркнуть, что в период становления личности ребёнка-подростка большое значение для формирования правосознания имеют СМИ. Примером могут являться популярные на сегодняшний день соцсети (TikTok, Instagram и др.). В частности, в них содержится информация о харизматичных лидерах, которые оказывают значительное влияние ещё на неокрепшее правосознание, определяют поведение подростков, и могут «подталкивать» как к неуважительному отношению к сложившимся в обществе ценностям, так и к правонарушениям. Ввиду популярности данных личностей правосознание подростка формируется по механизму подражания – способа воздействия людей друг на друга, в результате которого осуществляется неосознанное воспроизведение личностных черт и поведенческих шаблонов.

Другим важным психологическим аспектом формирования личности индивида, взаимосвязанным с предыдущим, является идентификация – отождествление себя с другим человеком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей, чувств другого лица. Зачастую, данный механизм связан с конформизмом, который нередко перетекает в правовой нигилизм, который проявляется в отрицании ценности права, несоблюдении и неисполнении юридических предписаний, противоречивости и взаимоисключаемости нормативных правовых актов и др. Представляется, что одним из эффективных способов борьбы с данным явлением может послужить преодоление негативных процессов в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практике и устранение их причин путем соблюдения принципов социальной справедливости, равенства граждан перед законом и судом, а также расширения активного участия граждан в политико-правовой жизни общества путем проведения мероприятий, форумов, направленных как на совершенствование действующих механизмов, так и на повышение уровня правосознания. Именно на таких собраниях как нельзя лучше проявляется наиболее действенный метод воздействия на сознание личности – убеждение. Он направлен на обращение к собственному критическому мышлению индивида для формирования определённых взглядов и представлений о праве. Такая эффективность достигается путем аргументации. Однако индивид зачастую подвержен и заражению – бессознательному следованию определённым психологическим состояниям, связанным с некритическим принятием какой-либо правовой информации и правовых эмоций. По мнению Л.И. Петражицкого правовые эмоции непосредственно связаны с самим понятием и сущностью права. На основании этого Петражицкий разделил все правовые переживания на два вида права – позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (автономные, личные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и должно рассматриваться как «действительное» право[406]. Вместе с тем, если изначально правовые эмоции были сформированы в противоречии с правовыми нормами и ценностями, то массовое поведение под их влиянием может привести к серьезным правовым последствиям. Примером может выступать эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ – агитация общественного движения, в период нестабильности в обществе, целью которого является коренное изменение правопорядка в стране, зачастую незаконным путём. Личность с низким уровнем правосознания наиболее подвержена данному течению.

Полагаем, что для повышения уровня правосознания граждан РФ необходимо: во-первых, создание современной наукой детально продуманной и аргументированной концепции правового воспитания, включающей в себя различные модели, вариативно применяемые с учетом государственно-правовой действительности и тех психологических особенностей, которые были выделены нами в нашем исследовании, например, проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, правоохранительных органов, органов государственной власти. Во-вторых, ввиду популярности соцсетей среди молодёжи возможна разработка приложения на базе, например, сети «Вконтакте», правового характера (тесты, разрешение правовых казусов), за ежедневное прохождение которых пользователю будут начисляться бонусы, которые он затем может использовать для удовлетворения своих потребностей. Таким образом, будет происходить как повышение уровня правосознания, запоминания конкретных правовых ситуаций, так и поддерживаться интерес. В-третьих, то, к чему, безусловно, необходимо стремиться - минимизация несовершенств законодательства, своевременное выявление и устранение пробелов, детальная разработка институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований законов. В-четвертых, несмотря на все сложности окружающего мира, важно последовательно проводить в жизнь древний принцип соблюдения закона, несмотря ни на что.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.005 с.)