Особенность правового регулирования сдерживания опасных заболеваний В период пандемий (эпидемий): историко-правовой аспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенность правового регулирования сдерживания опасных заболеваний В период пандемий (эпидемий): историко-правовой аспект



 

Данная тема очень важна, ведь проанализировав 19,20 и 21 век, можно увидеть некую тенденцию появления опасных заболеваний: в 1817 году – холера, 1918 году – испанка, 2019 год - COVID-19. Все эти заболевания, включая современное, является серьезной проблемой для систем здравоохранения всех стран. Сталкиваясь с новой инфекцией, государства принимали ту роль в борьбе с эпидемиями (инфекциями), которую считали нужной. Однако главной задачей страны ставили нормирование вопросов санитарно-противоэпидемических мероприятий, отраженное в различных нормативно-правовых актах.

Целью работы является выявить особенность правового регулирования во время эпидемий (пандемий) в разных странах и сформулировать условия, которые обеспечат результативность работы системы здравоохранения и государства в будущем.

1817 год: Холера - острое инфекционное заболевание, сопровождающееся обезвоживанием вследствие поражения тонкой кишки.

Нормативно-правовая база в этот период:

В 1829 г. Оренбургская губерния первой в России была объявлена неблагополучной по холере. Губернатор просил ускорить разработку карантинных правил, но пока центральные органы власти медлили, он сам издавал нормативные документы. Мы видим, отсутствие желания законодателя помочь сдержать набирающую обороты болезнь. 

Позже был дополнен Свод законов Российской империи, Сводом учреждений и уставов, врачебных по гражданской части, изданный в 1832 г., но он регулировал в основном общие вопросы системы здравоохранения, конкретных норм (статей) направленных на сдерживание холеры не было. Однако правительство разослало всему населению листовки, так называемое «Краткое наставление к распознанию признаков холеры, предохранению от оной и к первоначальному ее лечению», в котором говорилось:

· "Иметь всем жителям при себе скляночку с хлориновой известью или с крепким уксусом, которым натирать себе руки, около носа, виски и прочее, и, кроме сего, носить в кармане сухую известь"

· "Запрещается жить в жилищах тесных, нечистых, сырых"

· "Запрещается предаваться гневу, страху, утомлению, унынию и беспокойству духа"

В 1842 г. последовало второе издание Свода законов Российской империи, которое внесло определенные дополнения в Свод учреждений и уставов врачебных. Особенные меры были нацелены против распространения «повальных» болезней и их пресечение. Во-первых, требования к заболевшим, не являться в присутственные места «до истечения четырех недель до истечения признаков заболевания, а ко Двору - в течение двух месяцев».

 К мерам, нацеленным на пресечение инфекционных болезней, законодатель относит донесение городской или земской полиции губернскому начальству о возникшей болезни.

Довольно жестокие меры принимались министром внутренних дел в отношении врачей, уклоняющихся от выполнения своего долга по спасению людей во время пандемии. (Например, Циркуляр от 29 сентября 1830 года, №478, адресованный саратовскому гражданскому губернатору), вид наказания арест и ссылка в Новочеркасск в больницу с пациентами, зараженных холерою.

В 1903 году в связи с холерной эпидемией на Дальнем Востоке, была создана единая система противоэпидемической безопасности, которая включала в себя губернские санитарно-исполнительные комиссии. Следует отметить, что их деятельность в свою очередь регулировалась «Высочайше утвержденными 11 августа 1903 года правилами о принятии мер к прекращению холеры и чумы». Согласно правилам:

1. Право объявлять зараженными по холере отдельные населенные пункты

2. Издавать обязательные для всех постановления, касающиеся борьбы с холерой

3. Право при необходимости оцеплять зараженные районы, запрещать скопления людей

4. Комиссия надзирала за предметами ввозимых и вывозимых за приделы зараженных территорий

5. Право устанавливать домашнюю или больничную изоляцию, проводить дезинфекцию

Таким образом, мы видим, что в 18 веке было правовое обеспечение пытающееся сдержать рост заболеваемости холерой. Да, первое время не было эффективности законодательства, однако уже позже законодатель понял необходимость правового регулирования и добился своей цели, и у него получилось спустя примерно 86 лет «побороть» холеру и защитить своё население.

1918 год: «Испанка» - болезнь, породившая новую эпидемию, в начале 20 века, и унесшей с собой около 100 миллионов человек. 

Нормативно-правовая база:

Декрет СНК о мерах борьбы с эпиде­миями от 10 апреля 1919года, к сожалению, является на тот период времени единственной нормой регулирующей общественные отношения в период эпидемии.

Этот документ стимулировал медицинских работников выполнять свой долг. Во-первых, этот декрет постановил улучшить продовольственное положение персонала путём выдачи пайков. Во-вторых, улучшить жилищные условия медиков. В-третьих, оповещение персонала о выдачи пособий и пенсий семьям погибших от эпидемий. Кроме этого, также им предоставлялся отпуск в размере не менее 1 месяца с сохранением содержания, на восстановление после болезни, полученной на работе (считается как дополнительный).

Можно сделать вывод, что законодатель не видел смысла принимать многочисленное число нормативных актов, так как эта болезнь не так сильно затронула нашу страну, нежели холера в 1817 году, тем более в период внутренних политических проблем. Хотя, этот вопрос остаётся спорным.

2019-2020 года:

Коронавирус

Весной 2020 г., когда мы впервые столкнулись с вирусом, большинство стран, в том числе и Россия для сдерживания распространения COVID-19 приняли беспрецедентные меры по усилению карантинных мероприятий. Тем не менее, кризис привел к недостаточной эффективности проводимых в ряде регионов мероприятий. В 2020 году было принято множество нормативно правовых актов, которые обеспечили правовую регуляцию новых отношений, возникших в период пандемии.

Нормативно-правовая база:

Во-первых, законодатель для недопущения банкротства малого и среднего бизнеса, а с целью его поддержки, предоставил «Кредитные каникулы». Благодаря им предприниматели смогут получить на полгода отсрочку по кредитам и займам (даже ипотеке).

   Во-вторых, государство увеличило больничные выплаты, теперь эти выплаты должны быть не меньше минимального размера (12 130 рублей) оплаты труда (МРОТ).

В-третьих, у граждан появилась возможностьпокупать лекарства через интернет, заказав их доставку на дом.

    В-четвёртых, государство в целях защиты граждан в чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания сможет на 90 дней ограничить оптовую и розничную торговлю медизделиями, это поможет избежать ситуаций со спекуляцией и создать стратегический запас.

В-пятых, поддержка регионов. Государство освободило регионы от бюджетных кредитов в 2020 году. Эти деньги станут источником финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавируса.

Также в период распространения новой коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки, льгот и пособий для разных категорий граждан (выплаты на детей, при потере работы, по безработице, субсидии по ЖКХ).

   И это не единственные законодательные нормы, принятые для сдерживания распространения пандемии.

Взять тот же Китай для сравнения.

В 1910 году в Китае начала распространяться страшная лёгочнаяболезнь, повлекшая за собой множество жертв. Власти Китая боролись несколько иначе, чем Россия. Например, когда пошёл рост заболеваемости, были созданы карантинные центры, но это были просто переоборудованные грузовые выгоны. Туда помещали людей, которые вступали в контакт с зараженными и оставляли их умирать, так как заражённость и впоследствии смерть была 100%.

Похороны запрещались, проводились массовые кремации. Приближение Нового года (30 января 1911 г.) могло способствовать росту заболеваемости.

Тогда государство приняло суровые меры по сдерживанию распространения опасного заболевания: каждый дом, где был больной, сжигался дотла. Противоэпидемические меры сработали. Так называемые «санитарные зоны», карантин, блокада, изоляция, запрет на поездки и использование защитных масок поспособствовали тому, что к концу января уровень заражения в городе снизился.

Возьмём наше время Covid-19. Во-первых, на входе в публичные места - метро, автобусы, торговые центры, вокзалы - обязательно измеряют температуру. Потом такой контроль ввели при входе в жилые комплексы. Практически все дома были оцеплены металлическими заборами и все выходы, кроме одного были закрыты. Кроме этого, власти Китая ввели комендантский час и расписали возможность каждого человека выйти на улицу (конкретное время, дату, на сколько, как часто и т.д.). Также я читала, что в аптеках запретили продавать жаропонижающие средства без рецепта для того, чтобы люди не могли скрыть симптомы болезни. Для тех, кто утаивает симптомы вируса и отказывается пройти медицинское обследование при их наличии, введена законодательная ответственность. И конечно огромную роль играет менталитет и дисциплина. Получается, граждане в полной мере доверяют своей власти, тем самым правовое обеспечение в таких чрезвычайных ситуациях является не основной мерой принуждения и сдерживания заболеваемости во время пандемий (эпидемий).

Пандемии (эпидемии) как мы с вами увидели, являются серьезной проблемой, как для систем здравоохранения, так и для всего общества, государства в целом, на протяжении веков. Холера, испанка, чума, пневмония, COVID-19 заставили задуматься нас о том, что не всё так совершенно в отдельные периоды истории во время чрезвычайных ситуаций.

Анализ исторических аспектов показал такие особенности как:

1) сходство правового регулирования в разные периоды истории, а именно нормы, направленные на борьбу с эпидемией (пандемией).

2) мы заметили, что в период испанки в России и Китае отсутствовало разветвлённое, охватывающее все вопросы во время эпидемии, законодательство.

3) необходимость не только правового урегулирования сдерживания опасных заболеваний, но и контроль над исполнением этих правовых норм органами власти для обеспечения их эффективности, особенно для России.

Поэтому:

1. Необходимо откорректировать функции системы здравоохранения с целью улучшения работы во время эпидемий и не допущения отказов в любой другой медпомощи гражданам. Требуется строить больше больниц, диагностических центров, чтобы были безопасные медицинские учреждения для получения помощи в период таких чрезвычайных ситуаций.

2. Повысить бдительность на местах за реализацией и исполнением правовых норм. Меры государства, направленные на поддержку регионов, борьбы со спекуляции лекарств, выплаты, должны происходить под тщательным контролем органов государственной власти и следить за их эффективным исполнением.

3. Каждый гражданин должен чувствовать ответственность за несоблюдение мер по сдерживанию распространения заболеваний, быть дисциплинированным.

Конечно же, сейчас спустя столько времени государство и система здравоохранения исправляют ошибки и недочёты в своей работе. Приоритет охраны здоровья граждан встал на лидирующее место в направлении деятельности государств. Отдельная благодарность врачам за их подвиг перед отечеством, за спасение жизней и сохранения здоровья людей в таких чрезвычайных ситуациях. Вместе мы сможем организовать четкую и структурированную систему работы, а также эффективность правового регулирования сдерживания опасных заболеваний в период эпидемий (пандемий) в будущем!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.011 с.)