Виды и формы проектной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы проектной деятельности



Групповые формы подразделяют на: звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.

· Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся;

· При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся;

· При кооперативно-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего задания;

· Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, что в принципе не может дать общение с взрослым – иерархическое (снизу вверх), во многом неравноправное, - критичность к мнениям, словам, поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать. Общение и совместная деятельность со сверстниками позволяют детям присвоить полученные от взрослых цели и образцы действий. Сверстники укрепляют друг в друге чувство самостоятельности, независимости. Именно в обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). Здесь всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими действиями, а за счет этого понимать другого.

Совместная форма организации практической деятельности подразумевает совместное выполнение творческой работы. Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”. Совместная деятельность предполагает объединение индивидуальных деятельностей, но это объединение не является механическим. Совместная деятельность, как целостная система, преобразует структуры индивидуальных деятельностей за счёт их взаимного дополнения и качественного обогащения. Учащиеся совместно выполняют общую творческую работу, работая либо в паре, либо в малой группе, либо всем классом. Очень часто совместную форму деятельности называют коллективной. Такое определение не является точным, так как носит более узкий характер. Согласитесь, что несколько человек, временно объединившихся для создания общей работы, трудно назвать коллективом.

Специалистами, занимавшимися проблемами совместной деятельности (В.Г.Асеев, Ф.Д.Горбов, А.И.Донцов, Н.Н.Обозов, Л.И.Уманский и др.), выделяются три основные формы её организации: совместно- индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая [3, с.27]. Несмотря на условность их словесного обозначения, каждое из этих наименований указывает на характер взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность характеризуется тем, участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты. Планирование при данной форме совместной деятельности наиболее просто: задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости того, что сделано другими. На первых порах это делает учитель, впоследствии это выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками.

Достоинством данной формы организации деятельности является то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность детей, не имеющих опыта совместной работы, что очень важно для учащихся начальной школы. Выполняя свою часть творческой работы, ребенок понимает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет общий результат.

 

Совместно-последовательная деятельность предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Данная форма организации совместной деятельности создает прекрасные условия для формирования умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Количество детей, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Следовательно, для проведения занятия с большим количеством детей одновременно, необходимо несколько линий.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает, что работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. Это самая сложная и самая разнообразная в плане организации деятельность. Взаимодействие может осуществляться в паре, в небольшой группе, в классе. Кроме того, возможна реализация взаимодействия между парами и группами, оно в свою очередь, может протекать в форме совместно-индивидуальной и совместно-последовательной организации деятельности. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовывать свои идеи с задачами общей работы. Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой – выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творческого.

Самые первые проекты учащихся по изобразительному искусству могут быть основаны на совместно-индивидуальной форме организации деятельности учащихся по созданию творческой работы. Эта форма может быть использована уже в начале первого класса. Переход от совместно-индивидуальной к совместно-последовательной форме организации коллективной изобразительной деятельности на практике должен быть постепенным. К концу второго класса учащиеся уже могут осуществлять проектную деятельность под руководством педагога на основе совместно-взаимодействующей формы организации выполнения творческой работы. Все три формы осуществляются в рамках технологии коллективного взаимодействия.

Результат совместной работы всегда весьма значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из участников. Работа, сделанная коллективно, получается значительно содержательнее, более выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В результате коллективного взаимодействия учащиеся находят порой неожиданные и всегда более яркие решения творческих задач по созданию художественного образа. Продукт проектной деятельности, выполненный на основе совместной творческой работы учащихся, имеет более сильное эмоциональное воздействие, как на участников проекта, так и на зрителей.

Совместная проектная деятельность на уроках изобразительного искусства имеет огромное значение в воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности, способствующее развитию исследовательских умений и компетенций на основе комплексного подхода. Результат совместной проектной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

 

Этапы организации

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Этап планирования.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе - проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- Ищет и собирает информацию, учитывая:

- Собственный опыт;

- Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

- Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

- Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Последовательность роботы:

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта - обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего, учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя - обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

- Личных наблюдений и экспериментирования;

- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией - ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя - помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации - это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.026 с.)