Глава 1 Коллективная творческая деятельность на уроках изо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Коллективная творческая деятельность на уроках изо



Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 3

Введение. 4

ГЛАВА 1 Коллективная творческая деятельность на уроках ИЗО.. 7

1.1 Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства. 8

1.1.1 Совместно-индивидуальная форма организации изобразительной деятельности. 8

1.1.2 Совместно-последовательная деятельность и формы ее организации на уроке изобразительного искусства. 11

1.1.3 Совместно-взаимодействующая форма деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. 15

ГЛАВА 2 Проектная деятельность на уроках ИЗО.. 18

2.1 Чем же привлекателен метод проектов?. 18

2.2 Организация проектной деятельности. 22

2.3 Виды и формы проектной деятельности. 26

2.4 Этапы организации. 30

Трудности при проектировании. 36

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 39

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Коллективная деятельность – это взаимодействие членов коллектива в процессе достижения общей цели.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

 

Введение

Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей через использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных форм и методов работы, как традиционных так и нетрадиционных.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и урок должен быть увлекательным. Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно - ориентированного подхода. Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

 

 

Этапы организации

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Этап планирования.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе - проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- Ищет и собирает информацию, учитывая:

- Собственный опыт;

- Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

- Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

- Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Последовательность роботы:

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта - обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего, учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя - обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

- Личных наблюдений и экспериментирования;

- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией - ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя - помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации - это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

Заключение

Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды. Если же окружающая среда антиэстетична или, по словам Н. Рериха, «оскудела красотой», то начинать надо с ее изменения.

Сделаю в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной изобразительной деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.

Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

 

Созданное по теме «Коллективная и проектная деятельность на уроках ИЗО» наглядное пособие содержит цель проектной деятельности, принципы проектной деятельности, этапы проектной деятельности, преимущества коллективной деятельности, методы и приемы коллективной деятельности, а также описана самая эффективная форма коллективной деятельности и чем привлекателен метод проектов.

Данный буклет может служить помощником для учителей начальных классов.

 

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.

3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998

4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.

5. Бережнова Л.Н., Лаптева Л.Б.Управление качеством образования в школе. Книга для учителя. – СПб.: Астерион, 2004. -142с.

6. Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике: учебное пособие.- М.: Издательство «Окей-книга», 2008.-144с.

7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. -106с.

8. Соколова Е.Н. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Гуманитарно-технологический подход: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 117с.

9. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — Москва: Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).

10. Хуторской, А. В. Формы, методы и приемы обучения: учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2009. - 532 с.

 

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 3

Введение. 4

ГЛАВА 1 Коллективная творческая деятельность на уроках ИЗО.. 7

1.1 Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства. 8

1.1.1 Совместно-индивидуальная форма организации изобразительной деятельности. 8

1.1.2 Совместно-последовательная деятельность и формы ее организации на уроке изобразительного искусства. 11

1.1.3 Совместно-взаимодействующая форма деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. 15

ГЛАВА 2 Проектная деятельность на уроках ИЗО.. 18

2.1 Чем же привлекателен метод проектов?. 18

2.2 Организация проектной деятельности. 22

2.3 Виды и формы проектной деятельности. 26

2.4 Этапы организации. 30

Трудности при проектировании. 36

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 39

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Коллективная деятельность – это взаимодействие членов коллектива в процессе достижения общей цели.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

 

Введение

Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей через использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных форм и методов работы, как традиционных так и нетрадиционных.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и урок должен быть увлекательным. Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно - ориентированного подхода. Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

 

 

ГЛАВА 1 Коллективная творческая деятельность на уроках ИЗО

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе.

Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Технология коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развитие творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.

Уроки коллективной творческой деятельности имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • позволяют систематизировать знания;
  • обладая большей информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся в большей степени, чем обычные уроки;

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

 

1.1 Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.184 (0.074 с.)